Продолжительность занятия: 2 часа
Цели урока:
Обучающие:
- расширить знания физических свойств твердых тел и жидкостей;
- выявить физические свойства отделочных материалов;
Развивающие:
- способствовать умению применять полученные знания;
- выявить и углубить умения составлять презентации, получать информацию из дополнительных источников, включая интернет;
- продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
Воспитательные:
- формирование коммуникативных способностей;
- формирование интереса к предмету.
Место урока: урок проводится в конце изучения темы "Твёрдые тела"
Актуальность: Процесс работы над проектом стимулирует обучающихся к деятельности, к активности, развивает интерес к предмету, воображение, творческое мышление, самостоятельность, коммуникативность. Данный урок не только способствует развитию устойчивого интереса к физике, оказывает содействие углублению и расширению знаний обучающихся диапазона их практического применения к процессам и явлениям окружающей действительности, но и выполняет ряд задач, направленных на формирование следующих общих компетенций:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из способов её достижения.
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
При отборе учебного материала руководствовалась Рабочей программой по физике и Рабочей программой по специальной технологии и материаловедению профессиональной образовательной программы "Мастер отделочных и строительных работ". Использовался дополнительный материал учебных пособий и интернет - сайтов. Отобранное содержание соответствует принципам научности, доступности и последовательности, единству взаимосвязей различных систем знаний и умений.
- По дидактическим целям: комбинированный.
- По характеру познавательной деятельности: закрепление знаний.
Форма организации проведения урока: урок-презентация, защита проектов
Методы и средства обучения: словесные, проблемные, мультимедийный проектор, компьютер
Педагогические технологии: информационно-компьютерные технологии, проблемное обучение, метод проектов
Метод обучения: частично-поисковый
По дидактическим целям:
формирование умений применения знаний на практике.Связь с предметами: спец. технология, материаловедение ПОП "Мастер отделочных и строительных работ", математика, информатика.
Проведению данного занятия предшествовала большая подготовительная работа. Задания по разработке проектов обучающиеся получили на первых уроках изучения темы "Твёрдые тела". Определена общая тема проекта: "Учет физических свойств отделочных материалов при ремонте детской комнаты". Составляются проектные группы по различным направлениям: дизайнерская группа, группа по изучению напольных покрытий, отделке стен, расчётная группа. Во внеурочное время обучающиеся составляли план своей работы над проектом, поиск необходимой информации, проводилась исследовательская работа, обсуждение содержания проекта консультации с преподавателем спец. предметов.
Ход занятия
Мотивация познавательной деятельности:
Потребительские свойства любого строительного объекта в первую очередь определяются материалами, из которых он сооружается.
Основные физические свойства, характеризующие физическое состояние строительных материалов, такие, как прочность, теплопроводность, теплоемкость, морозостойкость, влажность, водостойкость, водопоглощение, водонепроницаемость, строго регламентируются нормативными документами. Материалы, не отвечающие соответствующим критериям, использовать при отделке жилых помещений запрещено.
Проблема: какие предъявляются требования к физическим свойствам отделочных строительных материалов для ремонта детской комнаты; как правильно оформить детскую комнату с наименьшими экономическими затратами; найти взаимосвязь между физикой и предметами профессионального цикла.
Работа творческих групп:
- 1 группа: зонирование комнаты - дизайнерское решение
- 2 группа: напольное покрытие
- 3 группа: отделка стен
- 4 группа: расчётные работы.
Итак, начинается работа по подготовке проекта "Ремонт детской комнаты".
Дизайнерское решение.
При ремонте детской необходимо решить ряд задач, связанных не только с отделкой помещения, его зонированием и декорированием, но и с вопросами безопасности ребенка во время игр. При проведении ремонта важно учитывать вопросы, связанные с вентиляцией помещения, свето- и звукоизоляцией, контролем уровня влажности в помещении и т.д. - ведь все эти аспекты сильно влияют на здоровье ребенка.
Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Например, многие дизайнеры предлагают деление детской комнаты на зоны в зависимости от возраста.
Детская комната обычно делится на несколько зон, органически связанных друг с другом. В частности, с учётом дошкольного возраста ребёнка в детской можно выделить три зоны:
- спальная зона;
- игровая зона;
- зона для серьезных занятий или рабочая зона (например, для рисования, лепки, книжные полки для хранения книг и т. д.).
Для выделения комнаты на зоны мы использовали гипсокартон.
Выделяют физические свойства гипсокартона.
Напольные покрытия, окраска и фактура полов в детских комнатах должна соответствовать строгим нормам безопасности и ГОСТам, касающимся детского здоровья. Необходимо учесть, пол должен быть из влагоустойчивого материала. Кроме того, необходимо учитывать теплопроводность полового покрытия. Ведь дети любят играть на полу.
Определяют физические свойства древесины, сравнивают преимущества современных строительных материалов таких как, ламинат и пробка, ковровое покрытие пола.
Отделка стен.
Творческая группа предлагает оклеивание стен обоями и отделку с помощью водных красок.
Что касается отделки стен, то их, как правило, обклеивают обоями или красят. Благо сейчас на рынке присутствует масса обоев с детскими мотивами и рисунками. Но обои должны быть обязательно из экологических материалов, ведь они могут повлиять на здоровье ребенка.
Поверхности комнаты должны хорошо поддаваться уборке, как влажной, так и сухой, быть теплыми, приятными на ощупь и интересными по дизайну. Стены в детской должны быть ровные и гладкие, т. к. шершавая поверхность может поцарапать ребенка. Для отделки стен чаще всего применяют окраску и отделку обоями.
В последнее время все большую популярность завоевали отделочные материалы нового поколения - так называемые хлопковые покрытия. Эти покрытия теплые на ощупь и обладают прекрасными теплоизолирующими свойствами, не говоря уже о 100% экологической чистоте.
При выборе покрытия не стоит забывать и о любви маленьких детей к разрисовыванию стен. Для решения этой проблемы можно либо в процессе разработки дизайна "заложить" свободную стену и оформить ее специально для рисования, либо использовать моющиеся отделочные материалы.
Цветовое решение комнаты. Детям - только лучшие краски!
При выборе цветового решения комнаты стоит полагаться не только на общепринятое мнение, но и своеобразность характера и мировоззрения самого ребенка. Работая над дизайном детской комнаты следует учесть, что цвета строительных материалов для детских комнат (в частности красок для стен) должны характеризоваться светлыми, умеренно-яркими тонами.
Результат деятельности:
- Оформление работы творческих групп в виде презентаций (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).
- Представление расчётов необходимых материалов для ремонта комнаты.
- Создание макет комнаты с использованием 3D модели
Вывод по творческой работе
Итак, проведя исследование по возможности ремонта детской комнаты, мы определили для себя, что ремонт детской комнаты - дело непростое и ответственное. Требования к ее отделке особенно высоки, ведь кроме красоты и удобства, интерьер этого помещения должен отвечать самым высоким санитарно-гигиеническим и экологическим показателям. Кроме того, комната для детей должна создавать радостную атмосферу, стимулирующую их жизнедеятельность.
Но помимо всего, мы получили много ценной информации об отделочных строительных материалах, изучили их физические свойства, что обязательно пригодится нам при ремонте не только детской комнаты, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. Получили опыт использования информационно-компьютерных технологий при подборе материала и подготовке презентации. Приобрели опыт работы в группах.
Мы привели расчётов расходуемых отделочных материалов, это сделать легко, используя различные таблицы и советы консультантов.
В своей работе мы не касались проблемы освещения комнаты, это не входило в наши задачи, а решить этот вопрос можно прибегнув к советам или помощи специалистов.
Результатом нашего исследования явилось изготовление двух буклетов: с рекомендациями при выполнении отделочных работ в детской комнате и об основных физических свойствах отделочных материалов. Кроме того мы создали макет комнаты с использованием 3D модели.
Считаем, что наша работа полезна как начинающему мастеру отделочных работ, так и тем, кто решит сделать ремонт своими силами.
План занятия
Этапы и цели | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые компетенции | |
1. Эмоционально-мотивационный Обеспечение рабочей обстановки, психологически подготовить обучающихся к предстоящему занятию. |
Приветствие обучающихся, проверка готовности обучающихся и кабинета к занятию | Приветствуют преподавателя. | Эмоционально-психологические | |
2.
Организационно-деятельностный Формирование интереса к изучаемой теме. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися учебно-познавательной деятельности; актуализация опорных знаний и умений. |
Сообщение темы занятия, цели и задач;
сообщение плана занятия Установление целостной системы ведущих знаний по теме: фронтально проверяется знание физических свойств твердых тел и жидкостей. Установление правильности и осознанности усвоения материала. |
Слушают, воспринимают информацию; Отвечают на вопросы, дополняют ответы |
Учебно-познавательные, социальные | |
3. Этап теоретического моделирования. Цель: обмен информацией, проявление терпимости к другим мнениям и позициям. | Формулировка проблемы; Руководство деятельностью обучающихся; консультации при подготовке сообщений; проекта "Ремонт детской комнаты". |
Слушают, делают необходимые записи;
анализируют подобранный материал; Работа творческих групп: 1 группа: зонирование комнаты - дизайнерское решение 2 группа: напольное покрытие 3 группа: отделка стен 4 группа: расчётные работы. |
Компетенции самосовершенствования | |
4. Творческий этап. Формирование коммуникативных умений, умения делать выводы; умение добывать информацию из разнообразных источников и обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий; умение самостоятельно конструировать свои знания; формулировать и решать проблему. |
Руководство деятельностью обучающихся; консультации при подготовке презентаций и оформлении буклетов. |
1. Подготовка результатов работы
творческих групп. 2. Публичная презентация проектной работы. 3. Коллективное обсуждение проектной работы 4. Оформление буклетов |
Творческие | |
5. Этап самосовершенствования.
Рефлексия. Оценить деятельность обучающихся. |
Оценить деятельность обучающихся - оценка преподавателя работы каждой проектной группы; дать анализ и оценку успешности достижения цели. | Оценка руководителя группы
деятельность каждого участника Самооценка и взаимооценка обучающихся в ходе подготовки проекта и его защиты. |
Компетенции самосовершенствования |