Цель: развитие творческой инициативы и самостоятельности у детей.
Задачи:
- научить изготавливать маски;
- развивать навыки по обработке бумаги: разметку по шаблону, резание;
- развивать мышление, внимание, память, координацию движений;
- воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русской народной сказке.
Оборудование:
а) материалы: цветной картон, полоски белого картона, скрепки, клей, цветная бумага, шаблоны, резинки, шило;
б) инструменты: ножницы, простой карандаш.
в) наглядность: образцы масок, иллюстрации по ТБ, волшебная шкатулка, колокольчик, новогодние игрушки, сделанные ранее детьми, елка большая, елка маленькая бумажная, фланелеграф, бумажные фигурки персонажей сказки "Теремок", Дед Мороз и Снегурочка - иллюстрации, снежинки с загадками, кроссворд, диск с детскими песнями.
Ход занятия
Дети входят в кабинет (звучит песня "Что такое Новый год?" муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского), останавливаются у двери.
Педагог: Посмотрите, ребята, как оформлен наш кабинет: снежинки покачиваются под потолком, на стенах гирлянды, звезды, мишура. Проходите, пожалуйста, садитесь за столы. Как вы думаете, почему кабинет так украшен: снежинки, звезды, гирлянды, что еще?...
1-й реб. - Елка!
2-й реб. - Потому что скоро наступит Новый год!
Педагог: На каждый новогодний праздник к нам обязательно приходит... Послушайте кто!
Весь он в золоте сверкает,
Весь искрится при луне,
Ёлку в бусы наряжает
И рисует на стекле
Он такой большой проказник -
Ущипнёт за самый нос.
К нам всегда приходит в праздник
Кто он? ...
(Дети отвечают: "Дедушка Мороз") (Педагог закрепляет на доске фигурку Деда Мороза)
Педагог: Послушайте ещё одну загадку.
Она в серебро с жемчугами одета -
Волшебная внучка волшебного деда
- Кто это?
(Дети отвечают: "Снегурочка!") (Педагог закрепляет на доске фигурку Снегурочки)
Педагог: Конечно, Дед Мороз всегда приходит на праздник со своей внучкой Снегурочкой.
А скажите мне ещё вот что: без чего не может быть Нового года?
Дети: Без ёлки
Педагог: Мы сейчас это проверим (открывает кроссворд). Приложение 1
Сейчас мы впишем в эти строчки слова-ответы и из полученных в выделенных клеточках букв узнаём слово, без которого нельзя представить себе Новый год.
(Дети отгадывают кроссворд)
Педагог: Смотрим: какие буквы оказались в выделенных клеточках
Дети: е, л, к, а.
Педагог: Так без чего нельзя представить себе Новый год?
(Дети отвечают)
Педагог: Правильно, без ёлки. Посмотрите, какая нарядная наша ёлка. Подойдите сюда. Встаньте вокруг ёлки, чтобы всем было видно. Давайте возьмёмся за руки и пройдём вокруг ёлки.
Посмотрите, на ёлке висят игрушки, которые мы с вами делали на занятиях: фонарики, жар-птицы, мышки, зайцы и даже Деды Морозы. Красивая у нас ёлка получилась?
(Дети отвечают)
Педагог: Садитесь, пожалуйста, за столы.
Ну, что могу сказать:
Без чего Нового года не бывает, знаете.
Кроссворды разгадывать умеете.
Игрушки новогодние мастерить тоже умеете.
Но ведь Новый год ещё и единственный праздник в году, когда к нам в гости приходит сказка. А вы знаете, что сказки можно не только слушать, но и...
(Дети отвечают)
Педагог: Правильно, можно показывать самим. А можно даже играть в сказку.
Я предлагаю вам сегодня стать артистами: персонажами сказки...
А какой? Вы сейчас мне сами скажете.
Живёт в норке,
Грызёт корки.
Короткие ножки,
Боится кошки
(Дети отвечают)
(Мышь)
На лугу по кочкам,
Прыгают листочки!
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
(Дети отвечают)
(Лягушка)
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы
(Дети отвечают)
(Заяц)
На овчарку он похож
Что ни зуб-то острый нож
Он бежит, оскалив пасть.
На овцу готов напасть
(Дети отвечают)
(Волк)
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый - краса!
А зовут её ...
(Дети отвечают)
(Лиса)
Он зимой в берлоге спит.
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь
Как зовут его?...
(Дети отвечают)
(Медведь)
Педагог: Ну что? Кто скажет, персонажей какой сказки вы назвали? Не знаете? Подсказываю.
Стоит в поле близ дороги
Не низок, не высок
Никто мимо не пройдёт,
Всяк к нему подойдёт.
(Дети отвечают: "Теремок".)
Педагог: Правильно. Вот сейчас мы с вами и займёмся изготовлением масок для нашей сказки.
(Открывает доску. На доске образцы масок)
- Из какого материала выполнены маски?
- Каким способом они сделаны?
- Чем отличаются друг от друга?
(Педагог распределяет, кто какую маску будет делать для игры в сказку)
В этой сказке не только зверята - действующие лица, но и цветы, ёлочки, грибы, божьи коровки. Те, кто сделает маски для себя в оставшееся для работы время, продолжают готовить маски для своих друзей, чтобы вы могли вместе поиграть в сказку в классе.
Практическая работа:
Повторение правил безопасной работы с ножницами (тесты).
Разбор последовательности выполнения работы.
Педагог: Поможет мне во время работы мой помощник.
Педагог достаёт волшебную шкатулку. Говорит: "Крибле! Крабле! Бумс!" И в волшебной шкатулке появляется колокольчик. Педагог достаёт его из шкатулки. "Как только колокольчик увидит, что вы устали, сразу зазвенит, и мы устроим перерыв (закрепляет его на доске).
Выполнение работы под руководством педагога.
(Физкультминутки на занятии по мере усталости). [1]
Подведение итогов работы.
(Дети надевают маски и встают в круг)
Педагог: У вас получились интересные маски. Они разные, красивые, нарядные.
Они вам нравятся?
Какая больше понравилась?
Почему?
(Дети отвечают)
Педагог: Вот теперь я вас приглашаю поиграть в сказку "Теремок"
Игра "Теремок"
(Дети садятся за столы)
Педагог: Устали? А хотите за одну минутку отдохнуть?
(Педагог играет с детьми. Стихотворение "Новый год пришёл. Ура!" М. Володиной)
Елочка-красавица
Вся переливается!
На ветвях - флажки, игрушки,
Бусы, звездочки, хлопушки,
Серебрится мишура -
Новый год пришел! Ура!Этот праздник - лучше всех!
Возле елки песни, смех!
Пляшут клоун, фея, мышка,
Рыцарь, бабочка, мартышка-
Веселится детвора!
Новый год пришел! УраДед Мороз принес подарки,
Вот они: альбом и марки,
Кукла, робот, вездеход,
Самокат и самолет,
Разных сладостей гора -
Новый год пришел! Ура!
Педагог: А теперь подойдите к ёлке. Ёлочка вас угощает. (Дети снимают с веток по шоколадной игрушке).
(Дети уходят)
Литература
1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. М.: ВАКО, 2007.