Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования.
Традиционная система образования была направлена на усвоение определенных массивов знаний, принятых в данном сообществе в качестве нормативных.
Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую загруженность образовательного процесса.
Вот, как раз с загруженностью, в широком смысле этого слова, направлены бороться современные образовательные технологии.
Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.
Педагогическая технология представляет собой системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей, целей развития здорового учащегося, и через это - направленных на формирование его интеллектуального, поведенческого статуса.
Итак, в начальной школе широкое распространение получили следующие образовательные методы и средства сохранения здоровья учащихся - так называемые, здоровьесберегающие технологии.
Работая в школе 23 года, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости порешать эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. И на родительском собрании провела и ещё спланировала провести курс бесед "Здоровьесберегающие технологии в школе и семье".
Описание системы методов работы.
Изучив эти серьезные проблемы на родительском собрании, родительский комитет под руководством учителя, выявил некоторые причины школьных болезней:
- недостаточная освещенность класса;
- плохой воздух школьных помещений;
- неправильная форма и величина школьных столов, а сюда я бы отнесла и неправильную освещённость и форму рекреации (нашей) в частности;
- а так же поставила цели и задачи для их преодоления.
Прежде всего, я рассматривала концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы:
цель - принципы и задачи - средства - условия - результаты.
В связи с этим за очень короткий срок родители срочно сделали ремонт в классной комнате. Побеспокоились и об освещённости, поставив и заменив неработающие лампы, отремонтировали окно, которое при открывании просто вываливалось на улицу, купили мультимедийный проектор, с его использованием, мы идём в ногу со временем. Которое нам диктует модернизацию обучения, во-вторых, важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих порой рассеянное внимание детей, для лучшего усвоения материала и организации физминуток, праздников, видео-уроков и т.д.
Для релаксации и проведения физминуток обеспечила школа ковром. В классную комнату поставлен диван, первоклассникам очень нравиться полежать на нём и поиграть. Так же для релаксации в классе есть настольные и напольные игры; для удобства и эстетичности в кабинете теперь есть шкафы.
Принимали родители активное участие в экспресс анкетировании, в тестировании. Тесты проводились по таким темам:
- "В хорошей ли вы форме?"
- "Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?"
- "Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?"
- "Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?"
Исходя из этого, я предприняла меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Так же каждое утро после первого звонка на 3 минуты мы делаем утреннюю зарядку.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
- упражнения по формированию осанки,
- укреплению зрения,
- укрепления мышц рук,
- отдых позвоночника,
- упражнения для ног,
- упражнения на ковре,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- потягивание,
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока.
Таким образом, я только на пути к формированию глубокого и сложного осознания и выбора методов и форм сохранения здоровья у учащихся в образовательном процессе.
На своём сайте я разместила разработанный и широко применяемый мной комплекс упражнений под условными названиями "ОЖИВЛЯЛКИ" И "ЧИНИЛКИ" (правда названия я взяла у моей коллеги).
Раздел "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ" - Как снять усталость. Так же очень люблю делать с детьми проектно-исследовательские работы.