Цели урока:
- Ознакомить учащихся с мозаикой;
- Научить выкладывать изделия по контуру порезанными бумажками;
- Привить навыки пользования ножницами и бумагой;
- Воспитать положительное отношение к предмету, трудолюбие, любовь к окружающему миру.
Оборудование урока:
Для учителя:
- Образец изделия.
- Проектор. Компьютер.
- Презентация PowerPoint.
Для учеников: шаблон, цветная бумага, клей, простой карандаш, ножницы, линейка.
Ход урока
I. Организация учащихся.
Проверить готовность учащихся к уроку;
II. Вводная беседа.
– Определить в какой технике мы будем работать нам поможет кроссворд.
Слайд 2
1. Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная... (Бумага)2. Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать! (Ножницы)3. Школы – не простые здания,
В школах получают … (Знания)4. Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдет –
Там заметку кладет. (Карандаш)5. Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши ... (Руки)6. Я предмет для школы важный.
Чтобы сделать куб бумажный,
Самолёт, картонный дом,
Аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей.
Я – липучий, вязкий... (Клей)7. Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь... (Линейка)
А теперь прочтем слово, которое получилось по вертикали. (Мозаика)
Правильно, сегодня мы будем работать в технике, которая называется мозаика.
Мозаика
– это искусство создания изображений, выложенных из разных материалов – камень, керамика, стекло, яичная скорлупа, бумага и др.Слайд 3
Эта техника, пришла к нам из глубины веков. Мозаики набираются из кусочков, которые имеют простую геометрическую (римская, византийская, венецианская мозаика) или сложную, вырезанную по шаблону форму (флорентийская мозаика) и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Родоначальником мозаики в России был Михаил Васильевич Ломоносов.
Сейчас я прочту отрывок из рассказа Г.Скребицкого и вы отгадаете кого мы будем изображать. “Но вот однажды утром, выглянув как обычно, в окно, я увидел на море совсем недалеко от берега большую снежно-белую птицу. Она беспокойно плавала взад-вперед, подняв голову на длинной шее, и тоскливо кричала…”.
Речь пойдет о лебедях, и мы с вами будем выполнять следующую работу.
Слайд 4
А кто из великих художников, писателей в своих произведениях изображает лебедей? (Ганс Христиан Андерсен “Гадкий утенок”), (А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане…”).
Слайд 5
А посмотрите, какую царевну представил себе один знаменитый русский художник Михаил Александрович Врубель. Его картина так и называется – “Царевна-лебедь”.
Слайд 6
III. Анализ образца.
Раздача шаблонов.
Сегодня мы постараемся создать образ “Царевны–лебедя”. Как вы думаете, что нам потребуется для выполнения этой работы? (бумага, клей, ножницы).
Какие цвета? (синий, голубой, белый, желтый).
Сколько деталей потребуется для выполнения этой работы? (очень много).
IV. Подготовительная работа.
Чтобы правильно нарезать кусочки: от листа цветной бумаги отрезаем полоску шириной 1 см., затем кромсаем ее на мелкие части. Клюв и корону вырезаем целиком по контуру.
Слайд 7
V. Этапы выполнения изделия.
Рассмотрим этапы выполнения изделия.
1. Сначала заполняем маленькие детали на нашем рисунке.
Слайд 8
2. Выкладываем по контуру все детали и оформляем фон.
Слайд 9
3. Заполняем середины наших деталей.
Слайд 10
Повторим этапы работы. (Дети называют этапы работы).
Слайд 11, 12, 13
VI. Самостоятельная работа учеников.
Перед работой повторим правила работы с ножницами.
Слайд 14
Дети выполняют работу.
VII. Уборка рабочего места.
VIII. Анализ работ.
На доску вывешиваются детские работы для совместного анализа.
Какая работа вам понравилась?
Почему?
IX. Итог урока.
В какой технике выполнялась данная работа?
Что такое мозаика?
Вы прекрасно потрудились, спасибо за работу!
Слайд 15