Тип занятия: изучение нового материала.
Цель занятия:
- Формирование знаний о гриме.
- Развитие творческих способностей.
- Воспитание художественного вкуса и развитие интереса к художественной деятельности.
Задачи занятия:
- Дать представление о гриме как одному из выразительных средств передачи характера.
- Повторить понятие о театре.
- Повторить знакомство с разновидностями театра.
- Формирование навыка самостоятельной работы накладывания грима.
- Развитие творческого воображения.
- Расширять кругозор.
- Воспитание наблюдательности, внимания.
Оборудование: стулья, костюмы Буратино, Мальвины, Пьеро, Карабаса Барабаса, ромашки большие, шарики, иллюстрации к изображениям (слайды), сундук.
Ход занятия
1. Орг. момент.
2. Вводная беседа.
“Весь мир – театр, а люди в нём – актёры”
– Как вы понимаете это высказывание?
– Кому принадлежат эти слова? (Шекспир) (Слайд 1)
– Кто такой Шекспир? (английский поэт, актёр, оказавший огромное влияние на развитие творческого искусства).
– Поднимите руку, кто был в театре?
– Вспомните что такое театр? (это место где показывают спектакли).
– Кто помнит, где показывали спектакли в средние века?
(Спектакли показывали прямо на улице. Да и в наше время на площадях разыгрывают представления, как карнавал.)
– Можно ли это назвать театром? (Да)
Вывод: значит, театр – это не только здание где показывают спектакли, но и само представление.
– Какие театры вы знаете? (театр оперы и балета, драматический, театр зверей, кинотеатр, кукольный, театр теней)
– От чего зависит название театра? (от того какое представление показывают).
– Я буду описывать представление, а вы скажите в каком театре его показывают?
- Как называется театр, в котором показывают пьесы, трагедии, драмы? (Драматический)
- Как называется театр, в котором в спектаклях участвуют животные (Театр зверей).
- Театр, в котором показывают заранее отснятое на киноплёнку действие.(кинотеатр).
- Кукольный театр.
- Театр мимики и жестов.
- Театр теней.
– Кто работает в театре? (артисты, режиссёр, костюмер, звукооператор и т.д.)
ФИЗ. МИНУТКА
Перед выступлением артисты всегда переживают, поэтому нам тоже, как и артистам работать дальше и нам нужно сконцентрироваться, поэтому наша физ. минутка называется “Собери энергию”.
3. Знакомство с новой темой.
Сегодня мы с вами познакомимся с новой профессией в театре.
Игра “Отгадай слово” (Слайд 2)
По первым буквам каждого слова определите тему сегодняшнего занятия. ГРИМ
– Кто знает, что такое грим? Слово грим произошло от древнегреческого слова “гримо” морщина.
(СЛАЙД 3)
– Грим – это искусство изменять внешность артиста, путём наложения специальных красок на лицо, волосяных наклеек как усы, борода, парик в зависимости от того какую роль исполняет актёр.
В древности актёры так разрисовывали лицо, что внешне становились похожи на маски. Они думали, что грим отпугивает злых духов и помогал выразить разнообразное состояние людей. Для множества племён Северной Америки, Азии, Африки грим был нормой повседневной жизни как одежда.
(СЛАЙД 4)
Очень яркий грим у индийского, китайского, японского театров. В средние века скоморохи, жонглёры разрисовывали лицо сажей, соком растений.
Из цветного пластыря гуммоза делают наклейки и налепки.
Наклейки из ваты, марли, трикотажа, крепа применяют для утолщения щёк, шеи, подбородка. Чтобы лицо было крупным, полным.
(СЛАЙД5)
Сказка “Морозко”. Кто играет Бабу Ягу мужчина или женщина?
В театрах Древней Греции, Рима женские роли играли только мужчины, поэтому грим должен был координально изменить внешность мужчины в женщину.
– Как называют профессию человека, который накладывает грим?
(Художник-ГРИМЁР)
– Для чего нужен грим?
Грим помогает актёру изменить своё лицо чтобы быть похожим на своего персонажа. .
(СЛАЙД 6)
4. Виды грима.
- Портретный грим (бабушки).
- Национальный грим.
- Грим кино и телевидения.
- Грим в цирке, например клоун если клоуну грустно, то кончики губ у него опушены вниз, а если клоун улыбается, то кончики губ приподняты.
- Также существует сказочный грим. (Кощей Бессмертный, Баба Яга)
5. Творческая работа
Я, попросила чтобы вы с родителями узнали как произносится на разных языках выражение “Накладывать грим”, а он именно накладывается.
На татарском языке “накладывать грим” звучит – грим салалар.
На английском языке “накладывать грим” звучит – ду мэйкап.
На немецком языке “накладывать грим” звучит – гримме махэн.
На чувашском языке “накладывать грим” звучит – грим хурас
На марийском языке “накладывать грим” звучит – щыргым чиялташ
6. Показ грима
Грим состоит из разновидностей масляной краски и жира.
Грим можно сделать даже в домашних условиях. Скоро у нас новый год и советы которые я сейчас расскажу вам обязательно понадобятся.(Показываю).
- Купите акварельные, детские краски оформительские.
- Купите несолёное сало. (стеклянная миска)
- Вытопить на огне в кастрюлечке жир (Стеклянная миска).
Взять миску, туда положить жир и краску, понемногу растирать до однородной массы. Всё, вы имеет самый обычный театральный грим. (Показать коробочку)
7. Практическая работа
Сейчас мы с вами будем настоящими гримёрами.
– Перед вами сидят герои сказки? А.Н. Толстого “Золотой ключик”.
– Все ли наши актёры похожи на сказочных героев из сказки?
– Что у них не хватает, чтобы наш персонаж был действительно похож на сказочного героя?
- У Буратино нет – носа.
- У Мальвины – голубых волос. Выходят дети и одевают этих детей.
- У Карабаса Барабаса – длинной дороды.
- У Пьеро – разукрашенного лица.
Для того чтобы грим получился точным, гримёр берёт фотографию нужного персонажа и уже глядя на неё накладывает грим актёру. Как накладывается грим, я вам покажу на примере Пьеро. (Слайд Пьеро 7)
8. Как накладывают грим?
- Нанести на гримируемый участок вазелин для защиты кожи.
- Гримируется пальчиками или кисточкой.
- Припудриваете чтобы не блестело.
Снимают грим ваткой, с любым кремом.
9. Речевая разминка
– Чтобы актёр хорошо выступил и чётко проговаривал свои слова, что для это нужно? (Провести речевую разминку).
Физминутка Буратино.
Я мальчишка деревянный,
В полосатом колпачке,
Создан я на радость людям
Счастья ключ в моей руке
Черепаха подарила,
Этот ключ волшебный мне,
И тогда я очутился
В доброй, сказочной стране.
Давайте тихонько, наивно и трепетно
Кулисы сейчас распахнём
И в царство театра: волшебное, дивное
На цыпочках тихо войдём.
– Почему тихо, на цыпочках?
– Как нужно вести себя в театре?
- Сидеть тихо.
- Не разговаривать.
- Слушать внимательно.
А что нужно делать обязательно?
- Аплодировать.
Итак, сядьте поудобнее актёры наши готовы к выступлению. У них соответствующие костюмы, грим мы с вами наложили и сейчас смотрим отрывок из сказки А.Н. Толстого “Золотой ключик”.
Дальше, музыкально-театрализованное представление.
Итог:
– Для чего нужен грим?
– Как называется цветной пластырь? (ГУММОЗА)
Д/з.
Попробовать сделать грим в домашних условиях и загримировать себя, и пусть ваши мамы вас сфотографируют, а мы сделаем выставку фотографий на самый лучший грим.