Вид урока: комбинированный с использованием интерактивной доски.
Цели урока:
обучающие:
- углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;
- знакомство учащихся с техникой Городецкой росписи;
- развитие навыков создания элементов рисунка.
- знакомство с русскими народными традициями, традицией празднования Масленицы;
развивающие:
- развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
- развитие творческого воображения; способностей
- развитие интереса к предмету;
- расширение познавательных интересов, любви к культурным ценностям;
воспитательные:
- воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
- воспитание умения планировать свою работу;
- воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
- воспитание уважительного отношения к национальным традициям.
- воспитание любви к своей Родине
- создание эмоционального настроя, умения работать в коллективе.
Методы работы:
- объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
- практический (отработка навыков);
- исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учеников.
Проверка готовности к уроку.
Распределение вспомогательных материалов.
Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок!
2. Работа по теме урока
Кто знает, какой праздник приближается? (Дети называют – Масленица)
Слайд 1. Презентация
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Мамсленица, сымрная недемля — народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.
Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья. Слайд 2
Масленичная неделя
Понедельник — встреча.
Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.
Вторник — заигрыш.
В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.
Среда — лакомки.
В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. Слайд 3, 4
Четверг — разгуляй.
Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Слайд 5, 6
Пятница — тёщины вечёрки.
В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю.
Суббота — посиделки.
Воскресенье — проводы. Слайд 7, 8
Проводы Масленицы.
В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены), так и в его символических похоронах. Сожжение чучела было традиционно. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды.
Слайд 9
Масленица – долгожданный праздник русского народа. Поэтому на стол накрывали самую лучшую посуду, надевали самые красивые наряды. Рассмотрите внимательно их и скажите, какие элементы повторяются. (Просмотреть слайды 2, 3, 5. 6)
Физкультминутка (воспроизвести)
- Дети высказывают свои наблюдения.
Это сказочные узоры элементы Городецкой росписи.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать…
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты -
Ни пером описать.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать.
Промысел возник в середине XIX века в Городецких деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха.
Городецкие мастера рисовали в основном цветы, птиц.
Росписи выполняются гуашью. Сначала готовили цветной фон (часто желтый), на него наносили главные фигуры, букеты, в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету.
Господствующий цвет городецких росписей ярко-желтый хром или киноварь (ярко-красной краска).
Синий, зеленый и иногда “разбеленные” тона (розовый, голубой) использовались для написания узора , черный и белый – для проработки деталей.
Сегодня мы научимся выполнять узоры Городецкой росписи.
Что нам необходимо для урока изобразительного искусства? Слайд 10
Проверти все ли у вас готово к уроку?
- Городецкая роспись необычная,
Композиция здесь симметричная.
В букеты собраны цветы необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.
- А какие цветы изображены? Слайд 11
- Купавка и розан.
- Это основные элементы городецкой росписи
- Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними?
- Круглая форма.
Лепестки дужками.
Белая ожив.
- А в чем их отличие?
- У купавки центр цветка смещен, а у розана он посередине.
Слайд 12
Существует три вида композиции в городецкой росписи: “Букет”, “Гирлянда”, Цветочная роспись.
Цветочная роспись может быть с включением мотива “конь” и “птица”; Слайд 11, 12, 13, 14
Выполнялись они на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.
Мы сейчас узнали, что такое Городецкая роспись, и попробуем украсить блинчики ее элементами.
(Учитель раздает “Блинчики” из картона)
3. Практическая работа
Поэтапное выполнение рисунка детьми под руководством учителя.
Слайд 11, 13, 14
4. Итог урока
Подведение итогов: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся, выставление оценок.
Практическое применение. Слайд 15
5. Выставление оценок:
- за активную работу;
- за правильное использование инструментов рисования;
- за правильное композиционное решение.
Учитель: Поднимите руку, кто на уроке поставил себе "5"?
6. Домашнее задание: Продумать эскиз росписи разделочной доски.