Интегрированный урок в группе кратковременного пребывания по ИЗО и развитию речи. Тема: "Городецкая роспись. Масленица"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Вид урока: комбинированный с использованием интерактивной доски.

Цели урока:

обучающие:

  • углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;
  • знакомство учащихся с техникой Городецкой росписи;
  • развитие навыков создания элементов рисунка.
  • знакомство с русскими народными традициями, традицией празднования Масленицы;

развивающие:

  • развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
  • развитие творческого воображения; способностей
  • развитие интереса к предмету;
  • расширение познавательных интересов, любви к культурным ценностям;

воспитательные:

  • воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
  • воспитание умения планировать свою работу;
  • воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
  • воспитание уважительного отношения к национальным традициям.
  • воспитание любви к своей Родине
  • создание эмоционального настроя, умения работать в коллективе.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
  • практический (отработка навыков);
  • исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учеников.

Проверка готовности к уроку.

Распределение вспомогательных материалов.

Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок!

2. Работа по теме урока

Кто знает, какой праздник приближается? (Дети называют – Масленица)

Слайд 1. Презентация

Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!

Мамсленица, сымрная недемля — народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.

Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья. Слайд 2

Масленичная неделя

Понедельник — встреча.

Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

Вторник — заигрыш.

В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.

Среда — лакомки.

В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. Слайд 3, 4

Четверг — разгуляй.

Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Слайд 5, 6

Пятница — тёщины вечёрки.

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю.

Суббота — посиделки.

Воскресенье — проводы. Слайд 7, 8

Проводы Масленицы.

В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены), так и в его символических похоронах. Сожжение чучела было традиционно. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды.

Слайд 9

Масленица – долгожданный праздник русского народа. Поэтому на стол накрывали самую лучшую посуду, надевали самые красивые наряды. Рассмотрите внимательно их и скажите, какие элементы повторяются. (Просмотреть слайды 2, 3, 5. 6)

Физкультминутка (воспроизвести)

- Дети высказывают свои наблюдения.

Это сказочные узоры элементы Городецкой росписи.

Городецкая роспись -
Как ее нам не знать…
Здесь такие узоры,

Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты -
Ни пером описать.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать.

Промысел возник в середине XIX века в Городецких деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха.

Городецкие мастера рисовали в основном цветы, птиц.

Росписи выполняются гуашью. Сначала готовили цветной фон (часто желтый), на него наносили главные фигуры, букеты, в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету.

Господствующий цвет городецких росписей ярко-желтый хром или киноварь (ярко-красной краска).

Синий, зеленый и иногда “разбеленные” тона (розовый, голубой) использовались для написания узора , черный и белый – для проработки деталей.

Сегодня мы научимся выполнять узоры Городецкой росписи.

Что нам необходимо для урока изобразительного искусства? Слайд 10

Проверти все ли у вас готово к уроку?

- Городецкая роспись необычная,
Композиция здесь симметричная.
В букеты собраны цветы необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.

- А какие цветы изображены?   Слайд 11

- Купавка и розан.

- Это основные элементы городецкой росписи

- Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними?  

- Круглая форма.  

Лепестки дужками.   

Белая ожив.

- А в чем их отличие?  

- У купавки центр цветка смещен, а у розана он посередине.

Слайд 12

Существует три вида композиции в городецкой росписи: “Букет”, “Гирлянда”, Цветочная роспись.

Цветочная роспись может быть с включением мотива “конь” и “птица”; Слайд 11, 12, 13, 14

Выполнялись они на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.

Мы сейчас узнали, что такое Городецкая роспись, и попробуем украсить блинчики ее элементами.

(Учитель раздает “Блинчики” из картона)

3. Практическая работа

Поэтапное выполнение рисунка детьми под руководством учителя.

Слайд 11, 13, 14

4. Итог урока

Подведение итогов: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся, выставление оценок.

Практическое применение. Слайд 15

5. Выставление оценок:

  • за активную работу;
  • за правильное использование инструментов рисования;
  • за правильное композиционное решение.

Учитель: Поднимите руку, кто на уроке поставил себе "5"?

6. Домашнее задание: Продумать эскиз росписи разделочной доски.

Приложение 2