Сюжетно-ролевая игра "Путешествие и открытия"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели.

1) Закрепить знания детей о обитателях водоемов и океанов; особенностях внешнего строения рыб, приспособленности их к среде обитания; закрепить умение пользоваться оптическими приборами и лупой.

2) Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира;

3) Воспитывать бережное отношение к живому, и формировать экологическое сознание детей.

Материал. Глобус, географическая карта, указка, рыба; на каждого ребенка - лупа, фонарик, рюкзак, удочка, плакат с нарисованными морскими рыбами, раскрашенные силуэты рыб (часть - с колечками во рту), два больших листа бумаги (желтого и голубого цвета); "фотографии" - изображения рыб с недостающими "деталями"; изготовленные из картона "детали" рыб.

Подготовительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением обитателей моря (рыб, в том числе глубоководных; медуз и т.п.); беседа по теме занятия.

Ход занятия

Педагог.

(в "Сезаме" на коврике)

Этот шарик повернешь -
В любой город попадешь,
А рукою проведешь -
Океан за миг пройдешь.

(Обращает внимание детей на глобус). Что это? (Глобус.) Это макет нашей планеты, Земли. Где на Земле живут люди? (На суше.)

Какими цветами на глобусе обозначается суша? (Ответы детей)

Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого.)

Что обозначается голубым цветом? (Вода.)

А это что? (Указываю на карту). (Закрепление названий водоемов: река, ручей, море, океан.)

Кто живет в воде? (Рыбы, медузы, морские звезды и т.п.)

Жизнь в подводном мире намного разнообразнее, чем на суше, но люди еще недостаточно изучили его. Сегодня мы поговорим о хорошо известных вам обителях этого мира.

Чтобы узнать, о ком, вы должны отгадать загадку: "У родителей и деток вся одежда из монеток". (Рыбы.)

Если рыбы живут в реках, мы их называем... (речные), если в морях... (морские). Какая рыба водится в водоемах нашей местности? (В реке Обь - окунь, лещ, язь, щука и т.п.; в озерах - карп, карась.) (Ответы детей.)

Ученых, которые изучают жизнь рыб, называют ихтиологами.

Хотите отправиться сегодня в морское путешествие, в этот необитаемый мир, чтобы узнать о работе ихтиологов и жизни рыб?

(Ответы детей.) Мы должны как следует подготовиться. (Дети кладут в сумочки лупы и фонарики.) А сейчас по тропе здоровья мы поднимаемся на корабль (название корабля) Распределение ролей, бейджики), (включает аудиозапись шума моря, крика чаек).

Остановка "Научная лаборатория"

Сегодня предстоит большая исследовательская работа. По тропе здоровья пойдем в научную лабораторию.

Подходят к столу, на котором лежат указка и рыба (например, речной окунь). Педагог показывает части тела рыбы и объясняет их назначение: плавники, хвост и слизь, покрывающая все тело, помогают рыбе плавать; с помощью парных плавников она может подниматься вверх и опускаться вниз. Обсуждает с детьми назначение жабр. Дети достают лупы и рассматривают чешую. Педагог объясняет, как можно определить возраст рыбы (сколько темных линий на чешуйке, столько рыбе лет).

Рассматривание икринки (зародыша). (Возвращаемся на корабль)

Педагог. А сейчас нам предстоит спуститься на морское дно и обследовать его. (Снимаем рюкзаки надеваем акваланги).

Включите свои фонарики.

(Приглушается свет. Дети идут, освещая себе путь. Педагог обращает их внимание на подвешенные к стене на нитках силуэты рыб.) Можете ли вы узнать и назвать этих рыб? (Дети находят рыбу-молот, удильщика, камбалу и т.п.) У какой рыбы глаза на одной стороне и плоское тело? (У камбалы.) Как она маскируется? (Ответы детей.)

Нам пора возвращаться. (Идут в обратном направлении. Посмотрите, она держит во рту письмо. (Читает.)

"Тревога! Тревога! Морской волной выбросило на берег много рыбы, надо срочно помочь и отправить ее обратно в море!".

Нам нужно скорее выбраться на берег и спасти рыбу. (Включается свет. Дети подходят к лежащему на полу листу желтой бумаги, имитирующему песок, на котором расположены силуэты рыб с колечками во рту.

(В бассейне вода грязная. Надо очистить. )

Дети удочками подцепляют рыб и переносят их в "море" (в бассейн) Каждый ребенок называет, какую рыбу он спас.)

Педагог. Ребята, во время нашего путешествия я вела фотосъемку, но, к сожалению, фотографии получились некачественные. Вы поможете мне разобраться с ними? (На фланелеграфе изображение рыбы с недостающими деталями. Дети подбирают нужные детали и приставляют их к силуэту, чтобы получилась целая рыба.)

(Поэтапные сюжеты)

Вот и подошло к концу наше путешествие, и сейчас вы оцените свою работу на занятии. У меня в руках рыбки трех цветов. Желтую зовут Хорошо, оранжевую - Очень хорошо, а красную - Отлично. Выберите ту рыбку, имя которой будет вашей оценкой за занятие. (Дети выбирают.)