Цель: развитие умения расшифровывать информацию о предметах по знаково-символическим обозначениям.
Задачи.
- Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с количеством предметов.
- Упражнять в умении читать кодовые обозначения блоков.
- Развивать умения классифицировать предметы по определенным признакам.
- Продолжать учить детей ориентироваться во времени: знание дней недели, их последовательность.
- Закреплять счет от одного до четырех, упражнять в порядковом счете.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, дружелюбие и чувство взаимопомощи.
Материал.
- Куклы бибабо: заяц, лиса, медведь.
- Четыре маленьких искусственных ёлки, к каждой прикреплена карточка с цифрой (от 1 до 4).
- Письмо в конверте, воздушный шар.
- Карточки с изображением домашних и зимующих птиц.
Фланелеграфы на каждого ребёнка.
- Блоки Дьенеша.
- Палочки Кюизенера.
- Кодовые карточки.
- Изображение семи гномов.
Роль Снеговика играет взрослый.
Ход занятия
В зале расставлены искусственные ёлки с карточками от 1 до 4
Воспитатель с детьми проходят в зал и обращают внимание на воздушный шар. Рассмотрев его, замечают в нем записку. Проблемный вопрос: как его извлечь? Ответы детей (лопнуть)
"Здравствуйте ребята!
Приглашаю вас на День рождения".
Воспитатель. Интересно от кого приглашение? Надо угадать загадку, и станет ясно, от кого телеграмма.
Меня не растили
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки.
Ручки сучки.
Холодный, большой – кто я такой? (Снеговик)
Воспитатель: Снеговик живёт в лесу. Как туда можно добраться?
(На лыжах; самолете и т. д.)
Сначала дойдем до ёлки с цифрой "очень тонкой, как спица".
Дети определяют направление движения и идут к ёлке, к которой прикреплена карточка с цифрой 1. Воспитатель достает из-под ёлки зайца.
Заяц. Здравствуйте! Зачем пожаловали в наш лес?
Дети. Идем на день рождения к Снеговику. Покажите нам дорогу.
Заяц. Я покажу дорогу дальше, если выполните мое задание. Прыгните (хлопните, топните) столько раз, сколько покажет цветная палочка.
Показывает одну за другой палочки. Дети выполняют движения.
Вопросы воспитателя:
- Сколько раз погладили правое ухо. (Два, потому что розовая палочка обозначает число два)
- Сколько раз хлопнули в ладоши? (Три, потому что голубая это - три).
- Сколько раз топнули правой ногой? (Четыре, потому что красная палочка – четыре)
Заяц. Молодцы, справились с заданием. А теперь отыщите ёлку с цифрой, которая "выгибает шею, волочится хвост за нею".
Дети определяют направление движения и идут к ёлке, к которой прикреплена карточка с цифрой 2. Воспитатель достает из-под ёлки медведя.
Медведь. Здравствуйте! Зачем пожаловали в наш лес?
Дети. Идем на день рождения к Снеговику.
Медведь. А мне в лесу скучно, поэтому я вас дальше не пропущу. Останетесь со мной, сказки будете мне рассказывать.
Воспитатель. Как же так, почему же ты один? Мы знаем, что в лесу живут веселые гномы.
Динамическая пауза
Жил да был веселый гном —
(дети поднимают руки над головой, изображая колпачок)
С круглыми ушами.
(описывают руками большие круги вокруг ушей)
Он на сахарной горе
Спал под воротами.
(руками изображают треугольник — ворота)
Вдруг, откуда ни возьмись, Великан явился!
(руки высоко подняты над головой)
Скушать гору он хотел,
(подносят руки ко рту)
Только подавился! (Дети смеются)
Ну, а что ж веселый гном?
Так и спит глубоким сном!
(Дети изображают спящего гнома)
Показывает гномиков.
- Посмотрите на гномиков. Они очень похожи, но чем-то отличаются. Найдите отличия. Дети выполняют задание. (Разный цвет колпачков)
Медведь: Я их знаю! Это добрые человечки и всегда любили порядок. За понедельником шел вторник, за вторником - среда, за средой - четверг, после четверга шла пятница, за ней суббота и воскресенье. Но вот однажды захотелось дням поиграть. Поиграли они, расшалились, разбежались в разные стороны, а когда захотели собраться, то получилось что-то странное: за средой стояла пятница, за вторником - воскресенье. Все дни перепутались. Помогите гномам правильно собраться день за днем.
Подвижная игра “Неделька”
Каждому ребенку раздается гном – день недели. (Понедельник – красный, вторник - оранжевый, среда - желтый, четверг – зелёный, пятница - голубой, суббота - синий, воскресенье – фиолетовый). Играет музыка, дети разбегаются, как музыка закончится, они выстраиваются в “недельку”.
Медведь. Молодцы! Так и быть, подскажу вам дорогу. Чтобы продолжить путь, отыщите ёлку с цифрой, которая "состоит из двух крючков".
Дети определяют направление движения и к ёлке, к которой прикреплена карточка с цифрой 3.
Воспитатель достает из-под ёлки лису.
Лиса. Здравствуйте! Зачем пожаловали в наш лес?
Дети. Идем на День рождения к снеговику.
Лиса. Как вам хорошо, весело, вы такие дружные, а мне даже помочь некому.
Воспитатель. Что же у тебя случилось?
Лиса. Мои любимые птички разлетелись по всему лесу.
Воспитатель. Ребята, вы согласны помочь лисе?
(Раздает карточки с изображением птиц)
Воспитатель: Рассмотрите картинки и скажите:
- На какие группы можно разделить птиц? (Домашние и дикие)
- Поместите домашних птиц на верхней веточке, диких на нижней.
- Сколько птиц домашних?
- Сколько диких?
- Какая домашняя птица стоит третья (вторая) по счету?
- Какая дикая птица (первая) четвертая?
- Какой по счету стоит ворона? Курица?
Лиса: Молодцы!
Чтобы продолжить путь, отыщите ёлку с цифрой, которая идет за цифрой 3, "острый локоть оттопыря".
Дети определяют направление движения и под музыку идут к ёлке, к которой прикреплена карточка с цифрой 4.
Из-за елки выходит снеговик.
Дети. Здравствуй, снеговик.
Воспитатель. Что случилось, почему ты такой грустный?
Снеговик. Здравствуйте, ребята. Пригласил я вас на День рождения и украсил елку игрушками. Ночью налетела вьюга и сорвала их с веток. Только одни тучи оставила. Что делать, не знаю?
Воспитатель. Не огорчайся, снеговик, что-нибудь придумаем.
Ребята, как помочь снеговику! (Заменить карточку на блок - игрушку)
Дети выполняют задание: каждому раздается тучка - кодированная карточка. Дети читают кодовое обозначение и находят соответствующий блок, объясняют свой выбор. Затем подходят к большой ёлке и украшают ее.
Снеговик. Спасибо, ёлка стала еще наряднее.
Воспитатель: Уважаемый Снеговик, ребята приготовили для тебя в подарок “Весёлый Хоровод”.
Снеговик угощает детей конфетами.
Воспитатель: Нам пора возвращаться.
Снеговик. У меня есть волшебный снежок. Закройте глаза, а я вас им посыплю и вы вмиг окажитесь в группе.
Литература
1. Е.Н. Панова, Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ - Воронеж: ЧП С. С. Лакоценин, 2007. – 96 с.