Среди политико-правовых концепций XX в. особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и американской философии, — неотомизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм, феноменологию, персонализм.
Опираясь на классические учения XVII—XVIII вв. современное понимание естественного права вместе с тем существенно отличается от предшествующих трактовок. По сравнению с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились прежде всего взгляды на человека как носителя естественных прав. В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, философия и правоведение XX в. рассматривают человека с точки зрения его социальных определений, как участника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав соответственно включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и социально-экономические права человека, свободу объединения в. политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию государства). Новейшие естественно-правовые учения смыкаются с теориями социального государства и плюралистической демократии.
Современные теории естественного права получили наибольшее распространение в середине столетия. Интерес к ним во многом был обусловлен стремлением демократических кругов покончить с практикой авторитарных режимов на европейском континенте. Естественно-правовые концепции того времени сыграли видную роль в дискредитации фашизма, в утверждении общечеловеческих ценностей и норм международного права как основы современной демократии.
После Второй мировой войны, отчасти как реакция на концепцию юридического позитивизма, по сути дела теоретически обосновавшего и легализовавшего законы фашистской Германии и сталинский режим в СССР, формируется теория возрожденного естественного права. Под влиянием этой теории идеалы прав человека нашли свое закрепление в документах ООН, Совета Европы, послевоенных конституциях многих государств.
Основные постулаты концепции естественных прав человека заключаются в том, что права и свободы человека не дарованы ему ни богом, ни государством. Человек не обязан никакой высшей сакральной или светской власти за свои права. Ему не надо воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Эти права принадлежат ему уже в силу того, что он человек, в силу человеческой природы. [1]
Они – суть его натуры, естества, поэтому их и называют естественными. Естественные права человека не нуждаются в каком-либо писаном, юридическом оформлении. Они объективно существуют и не зависят от каждого конкретного человека – носителя этих прав.
Эти права принадлежат каждому человеку и никто не может отнять их. Однако, в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека, и прежде всего это события II мировой войны, которая принесла народам мира неисчислимые бедствия. Фашисты преследовали идеи уничтожения “расово неполноценных людей”, ими были разработаны стратегия и тактика убийства целых народов.
Среди моря человеческих страданий особо говорят о еврейской Катастрофе. На Западе её называют греческим словом “Холокост”, в Израиле – “шоа”, что в переводе с иврита и означает катастрофа – уничтожения евреев.[2] Масштаб преступлений фашизма огромен, но очевидно, что евреи пострадали больше других народов. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизнь 1,5 млн. еврейских детей. [3]
Это преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60% евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того, были уничтожены также от четверти до трети цыганского народа, потери поляков (не включая военные потери и потери от истребления литовскими и украинскими коллаборационистами) составили 10%, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные, погибли около 3 миллионов советских военнопленных, около 9 тысяч гомосексуалистов и т.д. Фашисты создали систему, предназначенную для массового уничтожения людей: были найдены многочисленные списки потенциальных жертв и свидетельства об убийствах. Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей; при этом технология уничтожения совершенствовалась. Масштабы уничтожения были грандиозные: на всей оккупированной Германией территории Европы жертвы преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. Более того, из найденных документов следует, что нацисты планировали истребить еврейство США, Великобритании и Палестины после завоевания этих регионов. Истребление продолжалось вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года. [4]
Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства — сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками. По оценкам “Энциклопедии Холокоста” (издана музеем Яд-Вашем), погибло до 3 миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских евреев (энциклопедия приводит раздельную статистику по СССР и странам Прибалтики), из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч — Румынии, 140 тысяч — Германии, 100 тысяч — Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч — Чехии, 70 тысяч — Словакии, 65 тысяч — Греции, 60 тысяч — Югославии. В Белоруссии было уничтожено более 800 тысяч евреев. [5]
Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался далеко не сразу после прихода нацистов к власти. Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако зачастую им было просто некуда ехать. Для евреев Европы, по известному высказыванию Хаима Вейцмана (впоследствии — первого президента Израиля), мир разделился надвое: на места, где они не могли жить, и места, куда они не могли попасть. Практика запрета большинства западных стран на въезд еврейских беженцев отражала глобальный климат протекционизма с оттенком ксенофобии и откровенного антисемитизма. Международная конференция по беженцам в Эвиане (Франция) в июле 1938 года, созванная по инициативе президента США Франклина Рузвельта, закончилась полным провалом. Кроме Доминиканской республики, ни одна из 32 участвовавших стран не дала ожидаемым беженцам из Германии и Австрии ни малейшего шанса. К тому же Великобритания ограничивала приток мигрантов в подконтрольную ей Палестину. Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работавших в государственных учреждениях или по определённым профессиям. “Нюрнбергский закон” от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах. Антиеврейская истерия в Германии привела в 1938 году (в ночь с 9 на 10 ноября) к массовым погромам, вошедшим в историю как “Хрустальная ночь” (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).[6]
С началом Второй мировой войны нацисты захватили регионы компактного проживания еврейского населения — Польшу, Прибалтику, Украину, Белоруссию.
В крупных городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нём содержалось до 480 000 евреев. На территории СССР крупнейшими гетто были гетто во Львове (409 тысяч человек, существовало с ноября 1941 по июнь 1943 года) и Минске (около 100 тысяч человек, ликвидировано 21 октября 1943 года).
Еврейское население СССР уничтожалось, как правило, непосредственно в местах его проживания т. н. айнзатцгруппами СС, а также украинскими и прибалтийскими коллаборационистами. Уничтожением евреев в оккупированной Одесской области занимались румынские войска. По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся т. н. “ямы” — естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей.
31 июля 1941 года Герман Геринг подписал приказ о назначении главы РСХА Рейнхарда Гейдриха ответственным за “окончательное решение еврейского вопроса”.
В середине октября 1941 года началась депортация евреев из Германии в гетто Польши, Прибалтики и Белоруссии.
В январе 1942 года на Ванзейской конференции была одобрена программа “окончательного решения еврейского вопроса”. Это решение не афишировалось, и мало кто (в том числе и будущие жертвы) в то время мог поверить, что в XX веке такое возможно. Евреев Германии, Франции, Голландии, Бельгии посылали на восток, в лагеря и гетто Польши и Белоруссии, рассказывая им о временности такого переселения. В Польше создавались лагеря смерти, которые вообще не были рассчитаны на проживание большого количества людей — только на быстрое уничтожение новоприбывших. Места для строительства первых из них (Хелмно и Белжец) были выбраны ещё в октябре 1941 г. Уничтожение евреев Польши получило название “Операция Рейнхард” в честь убитого в мае 1942 г. в Праге Рейнхарда Гейдриха.
В 1942 г. было уничтожено большинство евреев Восточной и Центральной Европы и значительная часть евреев Западной Европы. Успешное наступление советской армии на ряде фронтов в 1943 г., изменение ситуации после Сталинградской битвы и поражения армии Роммеля под Эль-Аламейном повлекли за собой ускорение темпов расправы нацистов над евреями.
Быстрое продвижение советских войск на запад принудило эсэсовцев лихорадочно ликвидировать последние гетто и рабочие лагеря и заметать следы совершённых в них преступлений. Специальное подразделение (зондеркоммандо-1005) занималось сожжением трупов на месте массовых расстрелов.
Поспешно были ликвидированы почти все гетто и лагеря, ещё остававшиеся на территории Польши, Украины, Белоруссии, Латвии и Литвы (так, например, после подавления восстания в вильнюсском гетто последние несколько тысяч евреев были 23 сентября 1943 года отправлены в лагеря в Эстонии); началась массовая отправка еврейского населения из Италии, Норвегии, Франции, Бельгии, Словакии и Греции в Освенцим, продолжавшаяся до октября 1944 г. К уничтожению евреев Венгрии приступили уже после того, как советские войска завладели восточными областями этой страны.
Античесловеческие планы фашистов реализовались на оккупированной территории на глазах местного населения. Как должен поступать и вести себя человек, когда он живёт на оккупированной территории? Каждый человек реагировал по-своему, но, в челом, мы можем выделить следующие группы: 1) Палачи или, скорее, на оккупированной территории; коллаборационисты – те, кто добровольно сотрудничал с фашистами, в том числе и лично убивали евреев во время массовых акций уничтожения. 2) “Стоящие рядом” – те, кто не мог, или не хотел, или тайно радовался тому, что уничтожают целый народ. 3) Спасители, или Праведники Народов Мира – это те, кто, рискуя собственной жизнью и рискуя жизнью близких, спасали от верной смерти евреев или целые еврейские семьи. Звание праведники Народов Мира присваивается кнессетом Израиля и присуждается тем, кто спас в годы войны хотя бы одного еврея. [7]
В Польше было казнено свыше 2 000 человек, спасавших или помогавших евреям. Польское правительство в изгнании создало специальное подпольное агентство Жегота польск. Zegota (Совет помощи евреям на оккупированной территории Польши) (1942—1945), чтобы организовать спасение евреев. Во главе его стояла Зофия Козак.
В Нидерландах, Норвегии, Бельгии и Франции подпольные организации, участвовавшие в сопротивлении, помогали евреям, главным образом в поиске убежища. В Дании простые датчане переправили на рыбацких лодках в Швецию 7000 из 8000 датских евреев; всё датское общество, включая и королевскую семью, открыто протестовали против расистских законов во время немецкой оккупации. Это привело к тому, что во время Второй мировой войны в Дании погибло лишь 60 евреев.
Несмотря на жёсткую антисемитскую политику нацистов, в Германии периодически раздавались голоса протеста против преследования евреев. Крупнейшим спонтанным выступлением против антисемитской политики стала демонстрация на Розенштрассе в Берлине 27—28 февраля 1943 года этнических немцев — супругов и других родственников евреев, которым грозила отправка в лагеря. Во избежание скандала гауляйтер Берлина Геббельс распорядился освободить родственников демонстрантов, числом около 2000 человек, и направить их на принудительные работы в Берлине (почти все они дожили до конца войны).
В отдельных случаях для помощи евреям свои возможности использовали высокопоставленные немцы. Из этих спасителей наиболее известен Оскар Шиндлер, немецкий бизнесмен, спасший тысячи евреев из лагеря Плашув, устроив их работать на свою фабрику.
Есть среди “праведников мира” дипломаты и гражданские чиновники. Среди наиболее известных — Аристидес Соуса Мендес (Aristides Sousa Mendes, Португалия), Семпо (Тиунэ) Сугихара (Япония) и Пауль Грунингер (Paul Gruninger, Швейцария), рисковавшие своей карьерой ради спасения евреев. Сотрудник иранского посольства в Париже Абдул-Хусейн Садри также спасал евреев в оккупированном нацистами Париже, выдав им около трех тысяч иранских виз. Но самый знаменитый дипломат, спасавший евреев — это, вероятно, Рауль Валленберг из Швеции, спасший десятки тысяч венгерских евреев. Несмотря на свою дипломатическую неприкосновенность, после взятия Будапешта он был арестован советскими спецслужбами и пропал без вести.Лишь в 2006 году стало широко известно имя сальвадорского дипломата — полковника Хосе Артуро Кастельяноса, выдавшего около 40 тысяч фальшиавых документов о сальвадорском гражданстве европейским евреям (в основном из Венгрии), что позволило спасти более 25 тысяч человек.
По состоянию на 1 января 2009 года по данным института Яд ва-Шем установлено 22765 спасителей, которым присвоено почетное звание “Праведник мира”. На долю Польши приходится больше всего праведников мира — 6135 человек, в Голландии их 4947, во Франции 2991 праведник мира. Из бывших республик СССР наибольшее число праведников приходится на Украину — 2246. [8]
За этими цифрами стоят конкретные имена и люди, рисковавшие своими жизнями. Вот несколько примеров-документов, которые будут опубликованы в 2011-2012 гг. Центром и Фондом “Холокост” в сборнике, посвящённом Праведникам Народов Мира.
Документ № 1
Русская мама Ефима Трубина
Фима Трубин жил с мамой и папой в Ленинграде. Никто уже не знает, где Пелагея Григорьева раздобыла адрес этой семьи, и кто надоумил ее устроиться няней. А в июне 1941 года она приехала “в отпуск” на родину, в дер. Коканогово, нынешней Псковской области, прихватив с собой хворающего воспитанника. Но отдыха не получилось. Началась война…
– “Когда фашисты захватили Псковскую область, решено было, что я останусь в Коканогово, – вспоминал Ефим Трубин. – Пелагея велела называть меня мамой, чтобы скрыть от немцев мое еврейское происхождение. Я прожил Григорьевым все время оккупации. Из-за тяжелых условий я часто и долго болел, но Пелагея сделала все, чтобы я выжил. За три с половиной года я привык к ней и уже не сомневался в том, что именно она подарила мне жизнь. Русская мама отдавала мне, чужому еврейскому ребенку, всю свою любовь и последний кусок хлеба. В марте 1945 года мои родители, почти уверенные в том, что я погиб, разыскали меня живым и невредимым. Когда родная мама приехала за мной, я не узнал ее и не хотел ехать в Ленинград. Своей матерью я считал Пелагею”.
Спасение Ефима Трубина иначе, как чудесным, не назовешь. Пелагея жила в доме своего младшего брата Егора, вместе с невесткой и четырьмя ее детьми. В первые дни войны Егор ушел в партизаны. Немцы об этом знали, и едва ли не каждый день наведывались к Григорьевым. Устраивали облавы, прочесывали каждый сантиметр деревенской избы в надежде “найти и обезвредить” партизан. Одному Богу известно, где в эти минуты Пелагея прятала Ефима. Говорили, что она прижимала притихшего ребенка к груди, накрывала платком из козьего пуха и осторожно и быстро, как дикая кошка, ускользала в ближайший лес. Риск был огромным. Если бы немцы узнали, кого так бережно и ловко выносит Пелагея из дома, кому каждый вечер поет колыбельные песенки и ради кого готова, не задумываясь, пойти на расстрел, в живых не осталось бы никого.
Но Пелагее повезло – односельчане стояли за нее “горой”. Все в Коканогово знали, что она прячет еврейского мальчишку, но никто и словом не обмолвился.
– “Когда немцы отступали, мы всей деревней перебрались в лес”, – свидетельствует племянник Пелагеи Николай Павлович Щеглов. – В нашей землянке жили три семьи, и Пелагея была постоянно на виду. Где она умудрялась прятать пятилетнего мальчика, да еще и еду ему носить, ума не приложу. На такое способна только безграничная материнская любовь. А он ей и сыном то не был”.
После войны семья Трубиных посчитала своим долгом пригласить Пелагею к себе. Но уже не в качестве няни, а на правах самого дорогого и близкого члена семьи. Она не отказалась. Во-первых, потому что была слишком привязана к Фиме и уже не представляла себе жизни без него. Да и мальчуган наотрез отказывался возвращаться домой без своей русской мамы. Пелагея прожила у Трубиных 14 лет, потом вернулась к себе на родину и больше никогда не расставалась со своими родственниками. Умерла она в конце 60-ых годов от инсульта.
– “Так уж сложилось, что после возвращения Пелагеи Григорьевны мы не переписывались и не поддерживали отношений. – сообщал в своем письме в “Яд вашем” Ефим Трубин. – В 70-ых годах я пытался ее разыскать и, может быть, чем-нибудь помочь, но мои письма остались без ответа. Сейчас я живу в Лос-Анжелесе, вместе с женой и двумя детьми. Прошло уже столько лет, но я по-прежнему с любовью и благодарностью вспоминаю свою русскую маму, которой обязан жизнью. Память об этой доброй и смелой женщине будет жить в моем сердце всегда…”.
Документ № 2
“Предателей не нашлось”
Накануне войны 20-летняя Тамара Артемьева (в замужестве Николаева) работала нянечкой в еврейской семье Фельдман в Ленинграде. Она и ее воспитанник, трехлетний Марк, были очень привязаны друг к другу. Когда ребенку еще не было и года, внезапно скончался его отец, Борис Фельдман, и мальчик остался на попечении матери Фриды и бабушки, Ханны Руцко. В начале лета 1941 года Марк с няней и бабушка отправились на отдых в деревню Загромотье Псковской (в то время Ленинградской) области. В Загромотье проживали родители Тамары, Василий и Полина Артемьевы, и другие родственники.
22 июня, когда Германия напала на Советский Союз, все они находились в деревне. Вскоре Ханна Руцко вернулась в Ленинград, оставив внука на попечение няни, посчитав, что в деревне в военное время будет безопасней. Ни она, ни няня Тамара не предполагали, что немцы продвинутся так быстро вглубь страны.
Все жители Загромотья знали, что Марк еврейский ребенок, поэтому, после вступления немцев в деревню, семья Артемьевых жила в постоянном страхе, опасаясь доноса. К счастью, среди их соседей предателей не нашлось. Но, тем не менее, семья пережила много трудностей; зима 1943 – 1944 года была особенно тяжелой для них: в результате сердечного приступа умер Василий Артемьев. Затем, в отместку за помощь местного населения партизанам, немцы подожгли деревню; несколько домов, среди них и дом Артемьевых, сгорели полностью, и им пришлось жить у родственников до освобождения в феврале 1944 года.
Комментарий:
Весной 1944г. спасенный Марк вернулся в Ленинград к маме и бабушке. Его семья была бесконечно благодарна Артемьевым за спасение ребенка. Связь между спасителями и спасенным поддерживается до сих пор.
В 1995 года Яд Вашем удостоил Василия и Полину Артемьевых, а также их дочь Тамару Николаеву почетным званием Праведник Народов Мира.
Эти примеры показывают, что в любые времена, в любых условиях, всегда есть люди, которые понимают, что высшая ценность – жизнь, свобода, стремление к счастью, не могут быть дарованы или отобраны, они принадлежат каждому человеку от рождения, на том основании, что он человек! И это правило не имеет никаких исключений!
Примечания:
[1] – http://isfic.info/rights/zapra03.htm
[2] – Холокост: взгляд учителя. Методическое пособие – сборник работ педагогов России. Составители: И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.В. Прокудин. М. Центр и Фонд “Холокост”. Издательство “МИК” 2006. С 500
[3] – Холокост: взгляд учителя. Методическое пособие – сборник работ педагогов России. Составители: И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.В. Прокудин. М. Центр и Фонд “Холокост”. Издательство “МИК” 2006. С 500
[4] – www.holocf.ru – сайт Центр и Фонда “Холокост”
[5] – www.shoa.com.ua – сайт “Шоа”
[6] – Хрустальная ночь: урок истории. Методическое пособие. Составитель Л.М. Пятецкий. М. Центр и Фонд “Холокост”. Издательство “МИК”. 2008
[7] – Холокост: взгляд учителя. Методическое пособие – сборник работ педагогов России. Составители: И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.В. Прокудин. М. Центр и Фонд “Холокост”. Издательство “МИК” с.84
[8] – www.holocaust.ioso.ru Сайт "Проект Холокост" – на сайте размещены история холокоста, фотоархив, документы и справочные материалы.