Тип урока – нетрадиционный.
Цель урока:
образовательная – закрепить знание табличных способов умножения и деления;
развивающая – развивать навыки устного и письменного счета, мыслительную деятельность учащихся при решении задач и примеров;
воспитательная – прививать интерес и любовь к математике.
Оборудование и раздаточный материал:
- сигнальные карты,
- таблички,
- мультимедийная презентация (Приложение 1)
- экран.
ТСО: компьютер, мультимедиапроектор.
Ход урока
I. Оргмомент
На новый урок
Дал старт заливыстый школьный звонок.
II. Актуализация темы урока
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всём права:
Чтоб не случилось в мире, –
И всё же будет дважды два
По-прежнему четыре.
Учитель. (Слайд №1) Сегодня вы отправитесь в космическое путешествие, в ходе которого повторите материал по теме “Таблица умножения”. А чтобы оно прошло удачно, вы должны показать хорошие знания таблицы умножения и деления при решении задач и примеров. Это цель нашего урока. Вы сегодня не просто ученики, а члены космического экипажа.
III. Устный счет. (Слайд №2)
Чтобы начать космическое путешествие, мы должны определить на какой ракете “Вихрь” или “Космос” вы полетите. Для этого проведем игру “Чья ракета быстрее взлетит”. Работать будете по группам.
1 группа. Ребята по очереди выходят, решают примеры на доске для ракеты “Вихрь” и садятся на свое место.
2 группа работает с примерами для ракеты “Космос”.
Взаимопроверка. Группы, проверьте друг у друга решение примеров. Итак, вы летите на ракете .
А сейчас распределим обязанности между членами экипажа. Выбрать командира, штурмана и бортинженера космического корабля поможет игра “Набери код”. Для этого надо назвать множители для небесных тел под номерами 35, 42, 72. (Слайды 3– 5).
(Первый правильно назвавший множители для небесного тела под номером 35, получает карточку “командир”. Аналогично получают карточки “штурман” для номера 45, “бортинженер” для номера 72)
Командир –
Штурман
Бортинженер
Обязанности распределены. Я буду управлять полетом с земли. Желаю удачи. Взлет разрешаю. Начинается рабочий день экипажа.
IV. Закрепление материала по теме ( Сайд 6)
Командира экипажа прошу выйти на связь. В космическом пространстве много неизвестного. И вот первое задание для командира. Решить уравнение с неизвестными у доски самостоятельно. 6х = 54
1. Решение примеров
Пока командир справляется с первыми трудностями, вы продолжаете полет. Но что это такое? (Слайд 7) Это метеоритный дождь. Чтобы корабль не пострадал, надо быстро вычислить траекторию движения метеоритов. Для этого 1 группа выпишет и вычислит примеры с ответом 9, а вторая группа – с ответом 8. Разрешаю работать в парах. (На решение задания отводится 3 мин, далее производится самопроверка этапа “Метеоритный дождь” (Слайд 8). Учитель проверяет решение капитана.
2. Работа с геометрическим материалом (Слайд 9)
Учитель. А сейчас ваш корабль готовится приземлиться на планете Марс. Но что такое? Кораблю не разрешает совершить посадку какой-то необычный человек, который требует от вас, чтобы вы назвали, из каких геометрических фигур он состоит и сколько их?(четырехугольников – 10) (треугольников-5) (кругов-10)
3. Решение задач (Слайд 10) Внимание! Корабль приземляется на планету Марс. Вас встречают марсиане. Они рады встрече с вами и дарят вам контейнер сюрпризов. Вкус у него специфический – математический. Что же в нем? Внимание на экран. Составьте и решите задачу по краткому условию.
Вместимость 1 корабля |
Количество кораблей |
Вместимость всех кораблей |
? |
6 кораблей |
24 человека |
одинаковая |
? |
36 человек |
Штурман решает у доски, а бортинженер в тетради по действиям с пояснением. Приступайте к работе.
А для всех членов экипажа веселые задачи. Запишите решения и ответы к задачам.
1.Четырнадцать лыж у крылечка стоят.
Сколько на лыжах каталось ребят?2. В поле бабочки летали,
Лепестки с цветов считали.
На одном цветке их пять.
Сможете вы их сосчитать,
Сколько будет лепестков,
Если шесть всего цветов?
(Бортинженер проверяет решение задачи у штурмана)
Решение .1) 24:6= 4 (ч) – помещается в одном корабле
2) 36:4= 9 (к)
Ответ: 9 кораблей потребуется для полёта.
Физкультминутка
Разрешаю взлет с планеты МАРС
Следите за стрелками приборов. Стрелки – это мои и ваши руки. Повторяйте движения за мной.
Мы летим к другим планетам,
Объявляем всем об этом.
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет.
4. Игровой прием по расстановке пропущенных знаков в примерах
Даю команду: “Включить контакты. Контакта нет. Идут только непонятные цифры и знаки.
(Слайд 11)
Поставьте знаки • и : чтобы равенства были верными.
40*8*6=30
6*3*9=2
4*8*1=32
Коллективная работа. Проверка. (Слайд 12)
Молодцы! Ошибок нет. Контакт с кораблем установлен.Внимание, экипаж. На борт из космоса пришла радиограмма. Ключ к радиограмме зашифрован в ответе примера.
5. Радиограмма (Слайд 13)
Не считая, найдите значение выражения.
8*16:15-0= (0)
Радиограмма: “Земляне! Берегите свою планету. Не загрязняйте ее”
Экипаж, ваше путешествие подошло к концу. Сейчас вы должны расшифровать координаты обратного пути на Землю. ( Слайд14)
Задание. Вместо звездочек поставьте нужные цифры. **+*=***
(99+1=100)
Координаты известны. Разрешаю приземление на планете Земля.
V. Итог урока.
Сегодня мы закрепили свои знания по теме “Таблица умножения”, совершив космическое путешествие. Давайте выясним, с какими результатами мы его завершили.
VI. Рефлексия.
Ребята, которые выполнили все задания без ошибок, поднимите зелёную сигнальную карточку и выставьте карандашом оценку “5” в тетради.
Кто допустил одну ошибку, поднимите красную сигнальную карточку, вы выставьте – оценку “4”.
Остальные ребята оценку сегодня не получают, они должны повторить таблицу умножения.
Дайте оценку сегодняшнего урока.
Что вам понравилось на уроке? Где испытывали затруднения?
VII. Домашнее задание.
Повторить таблицу тем, кто не получил сегодня оценки. Всем выполнить задания в печатной тетради с. 63 М. И. Моро.