Пояснительная записка
В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур и отличается многообразием форм и направлений. Разные способы звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться какой-либо эстрадной вокальной школе. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.
Необходимость и актуальность разработки программы обусловлена тем, что не все дети по материальным возможностям могут заниматься в детских школах искусств, детских музыкальных школах и многих не удовлетворяет перечень дисциплин учебного плана этих школ. Создание программы “Эстрадное пение” позволит детям и подросткам реализовать желание – научиться правильно и красиво исполнять эстрадные произведения.
Программа разработана в соответствии с законом “Об образовании” РФ, с типовым положением об образовательных учреждениях дополнительного образования детей, с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, с концепцией модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, с нормами СанПиН 2.4.4.1251-03.
Учебная программа “Эстрадное пение” предназначена для учреждений общего и дополнительного образования и рассчитана на трехлетний курс обучения детей с 7 по 15 лет. Основой данной программы является учебная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств “Эстрадное пение”, составитель Палашкина Г. В.
При составлении программы автор опирался на работы Л.Б. Дмитриева, В. П. Морозова, Б. Покровского, Г. П. Стуловой, Г. И. Шатковского, Е. И. Гульянц, Ю. А. Осетрова, Н. З. Андрияновой, С. Риггса, Н. Н. Добровольской, Г. А. Струве, Н. Б. Гонтаренко, С. П. Юдина.
Содержание программы дополнено разделами “Музыкальная грамота”, “Формирование сценической культуры”, темой “Ансамбль и строй” в разделе “Формирование вокальных навыков” и темой “Работа над проектами песен” в разделе “Индивидуальные занятия”.
Цель программы: формирование у воспитанников исполнительских умений и навыков эстрадного пения.
Задачи:
– обучить основам музыкальной грамоты;
– сформировать умение работать с фонограммой, микрофоном;
– сформировать певческие навыки (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания голоса на протяжении всего диапазона, высокая позиция, точное интонирование, напевность голоса, четкая и ясная дикция); – сформировать навыки выразительного исполнения эстрадных произведений;
– овладеть навыками сценической культуры;
– сформировать музыкальный вкус.
Необходимым условием для желающих заниматься в кружке эстрадного пения является наличие удовлетворительных вокальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки.
Группы обучающихся формируются по 8-15 человек для первого года обучения, 8-12 человек для второго года обучения, 8-10 человек для третьего года обучения с учетом возрастных рамок и вокальной подготовленности. Состав групп должен быть постоянным. Занятия проводятся один раз в неделю по три часа, 0,5 часа предполагаются на репетиционную работу. Общее количество часов за год – 108 часов.
Подбирая программный репертуар, педагог руководствуется следующими принципами:
– художественная ценность;
– воспитательное значение;
– доступность музыкального и литературного текста;
– разнообразие жанров и стилей, логика компоновки будущей концертной программы.
Критериями успешности обучения детей и подростков служат:
– концертные выступления;
– участие и победы в исполнительских конкурсах разных уровней.
В основе процесса обучения эстрадному пению лежат следующие принципы:
– единство художественного и технического развития певцов;
– постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;
– применения индивидуального подхода к учащимся.
Последний принцип особо важен, так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер.
Применение изложенных ранее установок приводит, как показала практика, к хорошим результатам. Об этом свидетельствует успешное выступление воспитанников кружка на концертных площадках города, активное участие в городских певческих конкурсах, успехи в шестом краевом радиоконкурсе “Первые шаги”.
Содержание изучаемого курса
Первый год обучения
Развитие певческого голоса
Строение и работа голосового аппарата. Гортань как источник звука. Роль нервной системы в голосообразовании, органы дыхания, резонаторы. Эстрадная манера исполнения. Формирование правильного певческого звука – открытого, звонкого, полетного. Развитие чистого интонирования, специальная работа с неточно поющими детьми. Расширение звуковысотного диапазона: от 2-3 примарных тонов к звучанию в пределах октавы (ре первой октавы – до второй октавы). Развитие подвижности голоса от среднего темпа к более медленному, затем к более подвижному.
Формирование вокальных навыков
Посадка певцов, положение корпуса, головы, артикуляции при пении. Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Цезуры.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Пение нон легато и легато. Нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте).
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста.
Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе, при наличии в фонограмме прописанной мелодии.
Музыкальная грамота
Название и запись нот, определение их на нотном стане и музыкальном инструменте. Определение звукоряда. Строение мажорных и минорных гамм.
Название октав и их расположение на клавиатуре. Скрипичный и басовый ключи.
Длительность звука. Таблица соотношений длительностей. Двухдольный размер. Такт и затакт.
Формирование сценической культуры
Понятие пластика, внутренняя энергия, зажимы. Формирование сценических движений. Умения действовать на сцене, устранение внутренних и внешних зажимов.
Действие и задача конкретного произведения. Подробный разбор текста, выявление “изюминки” конкретного эстрадного произведения. Способы самовыражения, интерпретации.
Индивидуальные занятия
Работа с солистами над произведением.
Работа с болеющими детьми.
Работа над проектами песен. Выбор костюмов, определяется необходимость подтанцовки.
Ожидаемые результаты первого года обучения
В результате первого года обучения учащиеся должны знать:
– ноты, их название и запись;
– длительность звука, двухдольный размер, такт, затакт;
– звукоряд, гаммы, скрипичный и басовый ключи;
– строение голосового аппарата.
Уметь:
– правильно пользоваться певческим дыханием (спокойный, без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом пения, выработка равномерного выдоха);
– пользоваться правильной постановкой корпуса при пении;
– чисто интонировать.
Воспитанники должны овладеть навыком певческого формирования гласных в сочетании с согласными звуками, четким произношением согласных звуков, также навыком работы с микрофоном, фонограммой “минус”.
В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунда, малая и большая терция, чистая октава. Формирование навыков работы с фонограммой. Также нужно стремиться к тому, чтобы воспитанники имели рабочий диапазон певческого голоса в пределах септимы, октавы, научились передавать в пении образное содержание произведений, умели исполнять их эмоционально и выразительно.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее кол-во часов |
Теоретические |
Практические |
1 1.1 1.2 |
Развитие певческого голоса. Формирование правильного певческого звука. Расширение звуковысотного диапазона. |
35 20 15 |
5 3 2 |
30 17 13 |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 |
Формирование вокальных навыков. Звукообразование в эстрадном пении. Певческое дыхание. Дикция. Ансамбль и строй. |
35 12 3 5 15 |
5 2 1 1 1 |
30 10 2 4 14 |
3 3.1 3.2 3.3 |
Музыкальная грамота. Ноты. Октавы. Мажор и минор. Размер и такт. |
20 10 5 5 |
10 3 3 4 |
10 7 2 1 |
4 4.1 4.2 |
Формирование сценической культуры. Элементы творческого самочувствия. Работа над сценическим образом. |
16 10 6 |
6 2 4 |
10 8 2 |
5 5.1 5.2 |
Индивидуальные занятия. Разучивание произведений с солистами. Работа над проектами песен. |
2 1 1 |
1 1 1 |
1 1 1 |
Итого |
108 |
27 |
81 |
Методическое обеспечение программы
Для реализации данной программы необходим кабинет, в котором имеется музыкальный инструмент, восемь ученических столов, 16 стульев, магнитола (для работы с фонограммами), доска, наглядные пособия по разделу “Музыкальная грамота” и теме “Строение голосового аппарата”, аудиозаписи, нотный материал, методические пособия, актовый зал, оснащенный микрофонами, специальной усилительной и осветительной аппаратурой.
Для обеспечения реализации данной программы необходимо наличие педагога с музыкально-педагогическим образованием, звукооператора и педагога-хореографа для создания подтанцовок.
Данная программа предполагает различные формы проведения занятий. Это занятие-игра, беседа (“ Элементы творческого самочувствия”, “Работа над сценическим образом”), репетиция (“Индивидуальные занятия”, “Работа над проектом песни”), викторина, контрольный урок, аудиторное занятие, зачет (при изучении раздела “Музыкальная грамота”), практикум, лекция (разделы “Развитие певческого голоса” и “Формирование вокальных навыков”). Также возможны и такие формы, как концерт, семинар, фестиваль, творческая встреча.
Организация деятельности учащихся на занятиях кружка эстрадного пения осуществляется через групповую и индивидуальную формы работы.
На занятиях кружка применяются наглядные, словесные, практические и частично-поисковые методы обучения. Наглядный метод используется при показе иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы и при исполнении педагогом музыкального материала.
Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть доступным для детского восприятия.
К практическим методам обучения можно отнести тренинги, вокально-хоровые упражнения. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения.
Упражнения второй группы направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.
Частично-поисковые методы позволяют учащимся осуществлять индивидуальный и коллективный поиск, выбор костюмов, освещения и оформления сцены.
На занятиях используются такие приемы, как сочетание запевов солистов с группой, динамическое развитие, пение по “цепочке”, пение “про себя”, рука – нотный стан, игровые приемы (“Ритмическое эхо”, “Парад звезд”, “Эхо”, “Импровизационный концерт”, “Свечи”, “Артикуляционная разминка”).
В содержание занятий входит распевание и работа над текущим репертуаром. На распевание отводится 15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание, может быть увеличено. На каждом занятии целесообразно проводить работу над несколькими (3-4) песнями, различными по характеру и сложности, четко представляя цели и задачи в каждом из них. Показ песен сопровождается беседой, разбором характера и содержания песни вместе с ребятами. Разучивание мелодии и словесного текста происходит по фразам, предложениям, куплетам.
Занятия по темам раздела “Музыкальная грамота” строятся по следующему принципу: вначале занятия дается краткие теоретические формулировки, за ними следует нотная таблица или схема, которые сопровождаются нотными примерами. Завершается занятие заданиями, проверкой знаний.
При изучении программного материала создаются ситуации успеха, взаимопомощи. После контрольных уроков и концертных выступлений обязательно должна осуществляться рефлексия.
Распределение учебного материала в программе довольно условно и зависит от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого на решение поставленных задач. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых ребенок испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.
Одаренные дети и подростки могут принимать участие в больших праздниках и тематических концертах. В конце каждого учебного года проводятся отчетные концерты, где исполняются песни, разученные в течение года.
Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся в период обучения могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы
звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции. Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полетности, звонкости и вибрато голоса, а также естественного звучания.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении репертуарного плана кружка необходимо учитывать вокальные данные воспитанников и на их основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его. Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений, пройденных на занятиях.
Мониторинг образовательного уровня воспитанников кружка
Подготовительный уровень |
Начальный уровень |
Уровень освоения |
Уровень совершенствования |
|||
|
||||||
Знакомство с образовательной областью. |
Владение основами знаний. |
Овладение специальными ЗУН. |
Допрофессиональная подготовка. |
|||
|
||||||
Неосознанный интерес, на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. |
Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результатом стороной процесса. |
Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущий мотив – добиться высоких результатов. |
Четко выраженные потребности. Стремление изучить предмет как будущую профессию. |
|||
|
||||||
Интереса к творчеству и инициативу не проявляет. Отказывается от поручений и заданий. Нет навыков самостоятельного решения программ. |
Социализация в коллективе. Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний. Выполняет поручения, проблемы решает при помощи педагога. |
Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может выдвинуть интересные идеи, но часто не может их выполнить. |
Вносит предложения по развитию деятельности коллектива. Легко и быстро увлекается творческим делом. Оригинальное мышление, богатое воображение. Способен к рождению новых идей. |
|||
|
||||||
Пассивное участие в делах творческого объединения. |
Пассивное участие в делах творческого объединения, учреждения. |
Значительные результаты на уровне города. |
Значительные результаты на уровне города, края. |