Огромное значение для формирования и развития интереса к предмету “физика” имеют мультимедийные материалы. Особенно это актуально на начальном этапе обучения физике. В статье представлены методические разработки к первому уроку по физике в 7-м классе, на котором происходит знакомство с основными понятиями науки “физика”: объект и предмет изучения физики, материя, вещество, физическое тело, физическое явление. Рассматриваются различные физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные и т.п. Урок сопровождается компьютерной презентацией, включающей в себя видеоролики с примерами физических явлений (как правило, фрагменты популярных мультфильмов) и показом большого числа реальных демонстраций. (К сожалению, видеофрагменты имеют объём, выходящий за рамки, допускаемые Фестивалем, поэтому ссылки в презентации нерабочие. Необходимо самостоятельно отобрать видео для презентации и заново сделать ссылки.) На этапах рефлексии и закрепления знаний используются интерактивные материалы, разработанные в SMART Notebook.
Цели урока:
- Образовательные:
- учащиеся узнают, что изучает физика, что такое материя, вещество, физическое тело, физические явление;
- учащиеся знакомятся с различными видами физических явлений;
- Развивающие:
- формирование познавательного интереса к физике посредством реальных демонстраций и через использование информационных технологий (презентация с видеороликами);
- формирование языка науки “физика”;
- Воспитательные:
- воспитание любознательности;
- формирование устойчивого интереса к предмету.
Необходимое оборудование:
- персональный компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска;
- компьютерная презентация “Путешествие в физику” (<приложение 1>);
- документы Smart Notebook (<приложение 2> и <приложение 3>) .
Хронометраж урока:
- Организационный момент – 3 мин.
- Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете физики – 2 мин.
- Постановка целей и задач урока – 2 мин.
- Изучение нового материала (решение проблемной задачи) – 30 мин.
- Закрепление изученного материала – 5 мин.
- Подведение итогов – 5 мин.
- Организация домашнего задания – 1 мин.
Этап, время |
Содержание |
Обоснование |
|
учитель |
ученик |
||
Организа-ционный момент. 3 мин. |
Приветствует учащихся, представляется, отмечает отсутствующих, озвучивает свои требования (учебники, тетради и т.п.). |
Слушают учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Создание рабочей обстановки в классе, мобилизация учащихся для включения в учебный процесс, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Воспитание дисциплины и организованности. |
Инструк-таж по ТБ и правилам поведения в кабинете физики. 2 мин. |
Сообщает ученикам правила техники безопасности и правила поведения в кабинете физики. Объясняет, что означает жёлтый треугольник (слайд №2 и <приложение 1>) на двери кабинета. |
Слушают учителя, запоминают правила поведения в кабинете физики. |
Воспитание дисциплины и организованности. |
Постановка цели урока. 1 мин. |
Совместная с учащимися формулировка целей урока. Сегодня мы с вами приступаем к изучению науки физики. Мы отправляемся в путешествие в неизвестную страну “Физика”. Как вы уже, наверное, знаете, каждая наука (химия, физика, биология, математика и т.п.) изучает вполне определённый круг явлений, и каждая наука пользуется своим языком, своими терминами. Не зная языка науки невозможно её изучать. Поэтому основная наша задача сегодня: определить какие явления и предметы изучает физика, и какими основными терминами она пользуется. Записываем тему урока: “Физика: предмет изучения и основные понятия” (слайд 3). |
Совместно с учителем формулируют цели урока, осознают цели и задачи урока, записывают тему занятия в тетрадь. |
Погружение учеников в проблематику занятия, обозначение образовательного объекта урока, создание необходимой образовательной среды. |
Изучение нового материала. 30 мин. |
Учитель знакомит учащихся с предметом и объектом изучения физики; на примере видеороликом и реальных демонстраций показывает различные примеры физических явлений, которые можно наблюдать в природе и в лабораторных условиях; знакомит школьников с понятиями “физическое тело”, “вещество”, “материя”. Физика – это наука о природе, а природа – это то, что нас окружает. Слово “физика” произошло от греческого “фюзис” – природа (слайд5). В природе происходят различные изменения (гром, молния, извержение вулканов, смена дня и ночи, пожелтение листьев осенью и т.п.), которые называются явлениями природы (слайд 6). Явления природы бывают различные: химические (например, горение; такие явления изучает наука химия), биологические (например, рост растений; такие явления изучает наука биология), геологические (например, землетрясения, такие явления изучает геология) и т.п. --– А, как вы думаете, какие природные явления изучает физика? Совершенно верно, физика изучает, так называемые, физические явления природы. Физические явления очень разнообразны: к ним относятся механические, тепловые, магнитные, световые, звуковые явления (слайд 6). Именно эти физические явления мы будем с вами сегодня наблюдать. Для этого мы будем проводить эксперименты (опыты). Физические явления можно наблюдать в природе, в лаборатории, они часто встречаются в ваших любимых мультиках. Так, например, в мультфильме “Смешарики” (слайд 7) можно наблюдать такое механическое явление как реактивное движение воздушного шара. Давайте посмотрим. (Просмотр фрагмента мультфильма.) Далее показываются демонстрации: реактивное движение шарика и сегнетово колесо. А в мультике “Клад” (слайд 8) герои искали клад, а нашли очень красивое световое явление, а какое – давайте посмотрим вместе. Далее рассматривается последовательность цветов в радуге (слайд 9). ---А когда появляется радуга? (Во время или после дождя.) ---А нам не обязательно ждать дождя, мы умеем получать радугу в лабораторных условиях. Демонстрируется опыт по разложению белого света в спектр. Бывают ещё и электрические физические явления (слайд 10). (Просмотр мультика.) Именно электрическое явление вы наблюдали позади Копатыча и Кар-Карыча. И это явление … молния. Это очень опасное и очень красивое электрическое явление. Давайте посмотрим как красиов оно выглядит в природе. (Слайд11. Просмотр фрагмента фильма BBC.) Но мы опять же умеем получать молнию в лабораторных условиях. (Показываем демонстрационный эксперимент, не забываем листочки с дырочками от искры передать по рядам.) Молния всегда приходит с “товарищем”. Что мы всегда слшим вслед за молнией?(Правильно, гром.) Гром – это звуковое явление. (Слайд 12.) А давайте посмотри мультик “Илья Муромец и Соловей разбойник” и вы скажете мне, какое звуковое явление там можно наблюдать? (Просмотр мультика. Свист.) Нам физикам, не нужны зубы (как Соловью разбойнику), чтобы свистеть. Мы хорошо знаем физику и умеем свистеть без зубов. (Демонстрация с вращающимся шлангом). Электрические явления очень часто сопровождаются магнитными. А вы смотрели мультик “Ивашка из Дворца пионеров”?(Слайд 13.) Ивашка знал физические законы и спасся от Кащея Бессмертного с помощью электромагнита. Давайте вспомним, как это было. (Просмотр фрагмента мультфильма.) У нас в кабинете физики тоже есть электромагнит. Посмотрим как он работает? (Демонстрация действия электромагнита с пояснениями.) А какие ещё бывают магниты? (Продемонстрировать набор магнитов.) Также у нас есть очень “послушная” установка, силой мысли мы можем заставить двигаться гвоздь по рельсам. (Опыт: движение проводника с током в магнитном поле. Когда летят искры, опыт очень зрелищный.) В этом эксперименте также можно наблюдать и электрические, и магнитные явления. (Можно также продемонстрировать опыт по электромагнитной индукции с неоновой лампочкой. Очень зрелищный и, как правило, интригует детей.) Физические явления также бывают тепловыми. Одно из таких явлений можно наблюдать в мультфильме “Конёк-горбунок” (слайд 14). --– И что же происходит в котле? Как называется этот процесс? (Кипение.) При кипении образуется пар, который можно использовать, например, для вращения вертушки. Именно так и устроена паровая турбина. (Демонстрация действия модели паровой турбины.) Очень много физических явлений можно наблюдать при игре с игрушками. (демонстрация скачущей по ступени спирали, йо-йо с огоньками, устойчивость орла и т.п.) Объяснить эти явления и принцип действия игрушек можно лишь, изучив законы физики. Далее, используя слайд 15, переходят к рассмотрению понятий “физическое тело”, “вещество”, “материя”. Учитель совместно с детьми приводит необходимые примеры. |
Внимательно слушают учителя, дают ответы на вопросы, дополняют ответы других учеников, задают вопросы, корректируют свои знания. Совместно с учителем заполняют конспект урока, записывают примеры физических явлений. |
Для повышения познавательного интереса к предмету изложение нового материала проходит в форме эвристической беседы с привлечением и реального эксперимента (по возможности отобраны наиболее яркие и зрелищные демонстрации), и видеороликов, которые представляют фрагменты наиболее популярных и любимых мультиков. |
Закрепле-ние изложен-ного материала. 5 мин. |
Дальнейшее закрепление материала происходит при работе в малых группах или индивидуально с последующей презентацией своих решений на интерактивной доске. Для этих целей используют документ Smart Notebook “Закрепление” (<приложение 2>). Можно устроить самопроверку. Задания настолько просты, что выставление оценок за данную работу не целесообразно. Однако правильное выполнение заданий мотивируют учащихся на дальнейшую работу, создаёт ситуацию успеха. |
Сначала отвечают на вопросы в малых группах, затем фронтально проверяют свои ответы с помощью интерактивной доски. |
Групповая работа требует от учащегося коммуникативных навыков. |
Подведение итогов. 3 мин. |
Подведение итогов урока осуществляется в ходе эвристической беседы, целью которой является определение успешности урока (слайд 16). Задачей учителя является создание ситуации успеха, сопоставление целей урока с его результатами. Учитель совместно с учениками формулирует основные выводы занятия. Учитель организует рефлексию деятельности, осуществляет обратную связь, используя возможности интерактивной доски. Предлагает учащимся оценить свои впечатления об уроке, определиться интересно ли им было, всё ли понятно, комфортно ли они ощущали себя на уроке. Если ученик отвечает на данные вопросы положительно, то учитель просит его положить съедобный гриб в корзинку “Да”. Если ученик отвечает на поставленные вопросы “Нет”, то учитель просит положить его несъедобный гриб в корзинку “Нет”. Для этого используют документ Smart Notebook “Рефлексия” (<приложение 3>). Учитель отмечает наиболее активных учащихся. Благодарит за работу на уроке. |
Дети совместно с учителем подводят итоги урока, формулируют основные выводы, оценивают впечатления о первом уроке физики и отмечают их на интерактивной доске. |
Происходит индивидуальная рефлексия каждого по осознанию происходящего на уроке и выполнению задач урока.
Использование на данном этапе урока возможностей интерактивной доски позволяет в игровой форме осуществить обратную связь. Если класс не делится на группы для изучения физики (как это делается в нашем лицее), то, возможно, что такая форма обратной связи будет проблематичной. |
Организация домашнего задания. 1 мин. |
Учитель сообщает домашнее задание, делает необходимые пояснения.
|
Записывают домашнее задание, уточняют неясности. |
Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы. |