Интегрированный урок природоведения и русского языка в 5-м классе "Клуб путешественников"

Разделы: География


Триединая цель:

  • Обучающая: познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков Земли; развить умения выявлять черты приспособленности к различным условиям среды; закрепить умение употреблять имя прилагательное в речи; знать и определять морфологические признаки прилагательного и его синтаксическую роль; осуществлять оперативность в работе.
  • Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии флоры и фауны Мира; формировать умение видеть и ценить прекрасное в природе, способствовать развитию монологической речи; развивать умение быстро и чётко давать верные ответы на вопросы;
  • Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе (в группах или в парах), формировать чувство бережного отношения к растениям и животным, интереса к русскому языку через развитие творческой активности учащихся к изучению особенностей природы южных материков.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный, словесный.

Тип урока: закрепление знаний, выработки умений и навыков.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Оборудование. Физическая карта мира, изображение кораблика, музыка Дунаевского “Весёлый ветер”, Раздаточный материал: карточки “Опиши животного”, “Слова”, “Тесты”; призы, глобус, географическая карта полушарий, картины с изображением животных и растений разных материков, учебник Плешаков, Н.И.Сонина “Природоведение”. 5 класс. М.: Дрофа, 2010г.

Есть два разряда путешествий,
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте.
Листать обратно календарь.

(А. Твардовский)

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель Красулина А.В.

Здравствуйте, ребята! Я — генеральный директор компании “Живая природа”. Меня зовут Красулина Анна Васильевна, это мой заместитель Панина Ирина Михайловна. Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие по континентам, где обитают живые существа.

Учитель Панина И.М.

В реальной жизни не каждому удаётся стать участником экспедиций, открытий. И сердце с грустью отзывается на трогательные строки А Твардовского.

Ученик зачитывает отрывок из стихотворения, взятый в качестве эпиграфа.

У нас с вами сегодня будет возможность сделать открытие для себя. Мы отправляемся в заочное путешествие по следующему маршрутному листу

(Приложение 1)

Тема нашего путешествия “Жизнь на разных материках”

Учитель Красулина А.В.

Отправляясь в дорогу, путешественник берет маршрутный лист, ручку, карандаш и, конечно же, справочник. А как вы думаете, что могло бы стать маршрутными листами?.. Сегодня нашими маршрутными листами станут тетради, а справочниками – учебники, атласы и, конечно, безграничный океан интернет-ресурса.

Еще каждый путешественник, отправляясь в дорогу, должен знать цель своей экспедиции для этого вы должны познакомиться с маршрутным листом. Давайте зачитаем то, что написано черным цветом.

2. Повторение изученного материала.

Учитель Панина И.М.

Открываем тетради и записываем тему нашего путешествия:

“Жизнь на разных материках”.

Запись предложения в тетрадь.

Живые существа заселили все материки. Сегодня мы будем путешествовать и встретим сумчатого кенгуру, большого слона, розового фламинго, лохматого шимпанзе и худеющего баобаба. Они прекрасны и увлекательны.

Задание. Подчеркните грамматические основы, дайте характеристики предложениям, постройте схемы предложений.

Вопросы:

  1. С какой частью речи связано прилагательное? Что оно обозначает?
  2. В чем выражается грамматическая связь прилагательного и существительного?
  3. На примере данных предложений объясните, какими членами предложения могут быть прилагательные? ( Определением и сказуемым)
  4. Как правильно определить, каким членом предложения является прилагательное? ( Нужно обратить внимание на место прилагательного в предложении по отношению к существительному, с которым оно связано по смыслу и грамматически):
    а) прилагательное — определение обычно стоит перед существительным, к которому оно относится, прилагательное– определение в роли зависимого слова может быть в форме любого падежа;;
    б) Прилагательное– сказуемое стоит после существительного, может иметь форму только именительного падежа.)

Учитель Красулина А.В.

Актуализация знаний. (Беседа, основывающаяся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на жизненном опыте).

Перед началом путешествия давайте проведем небольшую разминку — викторина “Самый, самая, самое...”.

а) Сколько материков на Земле? Назовите их. Давайте проверим свои знания с помощью глобуса. Шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
б) Какой материк самый крупный на нашей планете? Евразия. В Евразии расположено самое глубокое озеро — это... Байкал. 1639 м.
в) Какой материк самый маленький? Австралия.
г) Какой материк самый жаркий? Африка.
д) Какой материк самый влажный? Южная Америка. В Южной Америке самая полноводная река планеты — это... Амазонка.
е) Какой материк самый холодный? Антарктида. -89,2°С.

Молодцы!

3. Изучение нового материала.

Учащиеся поэтапно знакомятся с материалом, касающимся наиболее интересных представителей растительного и животного мира.

Приложение 3 (Презентация “ Африка”)

(Приложение 2)

  1. Познакомиться с разнообразным животным и растительным миром Африки.
  2. Знать о согласовании прилагательных с существительными, уметь правильно писать окончания прилагательных, опираясь на вопрос.

Задание. Составьте словосочетания сущ + прилаг. описав понравившегося вам животного, обозначьте род, число, падеж.

Глаза: хитрые, добрые, злые, умные,дальнозоркие, лукавые, черные

Голова:на голове небольшие рожки, широкая, плоская,вытянутая, человекоподобная, крупная, узкорылая,длиннорылый

Уши: лохматые, короткие и узкие, треугольные, мелкие

Окрас: пятнистый, серый, коричневый, зеленый, яркий

Гимнастика для глаз: Можно глазками посмотреть вверх, вниз, направо, налево, вдаль, вблизи, нарисовать круг или первую букву животного Африки.

Приложение 4 (Презентация “Южная Америка”)

  1. Сформировать представление о своеобразии растений и животных Южной Америки.
  2. Уметь находить в тексте лингвистические и географические ошибки.

В Южной америки на реке нил встречается куфшинка Виктория регия. Великолепны ее цветки, но еще удевительнее листья: они бывают до 20 м в диаметре. На таком листе может седеть ребенок. В южной Америке обитают самая маленькая в мире бабачька (серая агриппа, размах крыльев почти 30 см).И самый бальшой вмире жук (дровосек-титан, длена до 18 см)

Физминутка. Необычные движения”

Задания вида: представьте и изобразите как вы путешествовали по своим материкам: передвигались в гору, с горы, по неровной дороге, как плыли на кораблях в шторм, в штиль, каких животных вы встретили.

Приложение 5 (Презентация “Антарктида”)

  1. Выявить особенности растений и животных Антарктиды
  2. Игра “третий лишний”
    а) пингвин, скунс, лишайник;
    б) утконос, баобаб, жираф;
    в) эвкалипт, панда, сумчатый волк.
    г)надежный, синий, белизна.
    д) хороша, красив, резкая.
    е) похож, сыпуч, мышь.

Физминутка “Сладкий сон” – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.

Приложение 6 (Презентация “Австралия”)

  1. Раскрыть уникальность флоры и фауны Австралии.
  2. Знать о роли прилагательных в тексте.
  3. Умение использовать Интернет– ресурсы.

Задание. Найдите самостоятельно в Интернете определение эндемики.

ЭВКАЛИПТ– это вечнозелёные кустарники или деревья высотой от 90 до 155м. Ствол прямой или искривлённый. Крона разнообразная— широко пирамидальная, яйцевидная, почти шатровидная, плакучая.

Это ______________ кустарники или деревья высотой от 90 до 155м. Ствол _________ или ___________. Крона ____________ ----– широко ____________, ____________, почти ______________, ________________ .

Для справок: вечнозеленый, искривленный, разнообразный, пирамидальный, яйцевидный, шатровидный, плакучий, прямой.

Задание.

  1. Вставьте в текст пропущенные слова, согласуя их в роде, числе и падеже.
  2. Отгадайте растение, которое здесь описано.

Учитель Панина И.М. Сначала прочитайте 1 предложение без слов, потом– с вставленными словами. Какое описание отличается большей полнотой? Укажите слова, благодаря которым описание дерева стало более точным? К какой части речи они относятся?

2.Отгадайте растение, которое здесь описано.

Вывод: прилагательные делают нашу речь более выразительной и образной, точной.

4. Закрепление изученного материала.

I. Игра. “Верните нас в родные места”

Соотнесите виды растений и животных с материками, на которых они живут.

подберите прилагательные, характеризующие их.

II.Сочинение-описание.

Задание. Мы уже знаем, что прилагательные используют для описания признаков предмета, например, портрета животного. Поэтому предлагаем вам написать мини– сочинение, описав запомнившееся животное или растение. Подумайте, как вы начнете рассказ, как включите в него описание животного, как закончите свое повествование.

Представьте, что ваш слушатель– первоклассник, младший братишка. Постарайтесь, чтобы ему было интересно вас слушать.

5. Итог урока.

Учитель Красулина А.В.

Природа всех материков прекрасна, но очень уязвима, Давайте послушаем стихотворение и сделаем вместе вывод, как мы должны относиться к окружающей среде.

Учащийся делает вывод слова из стихотворения

А я бы сказала главные слова...

Люби природу, человек!

Люби природу, паренёк,
И девочка, люби,
От загрязнений защищай,
Её ты не губи!

Не отравляй полей и рек,
Морей, лесов и гор,
Ты в них отходы не сливай,
Вредителям – позор!

Люби природу, человек,
Её ты охраняй,
Картину выжженной земли,
Живя, не оставляй!

(Марк Львовский)

ВЫВОД (делают учащиеся) На каждом материке живут разнообразные животные, приспособленные к определенным условиям. Природа всех материков очень ранима, её необходимо беречь и охранять.

Звучит тихая музыка

6. Рефлексия.

Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием.

Давайте с вами ответим на вопросы:

  1. Какие чувства и ощущения возникали у вас во время выполнения заданий?
  2. Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?
  3. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как я их преодолевал (пытался преодолевать?)
  4. Лучше всего у меня сегодня получилось......., потому что......

7. Домашнее задание: природоведение: стр.120-121, составьте памятку туристу, отправляющемуся в путешествие.

Анализ урока