Ведущим принципом обучения в современной школе является деятельностный подход, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на развитие личности ребёнка. Реализовать этот принцип в образовательном учреждении помогает использование метода проектов.
Метод проектов – это мощное средство, позволяющее вовлечь детей в активный процесс познания. Этот метод предусматривает организацию индивидуальной и совместной учебно-познавательной, творческой работы учащихся, имеющих общую цель. Учитель здесь выступает в роли организатора деятельности и консультанта.
Школьники, работая над проектом, учатся самостоятельно добывать знания, генерировать идеи. Задача учителя состоит в том, чтобы обучить учащихся умениям проектирования: организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, умению сотрудничать, развивать исследовательские умения.
Проектная деятельность на каждом этапе имеет свои особенности. Предлагаю их рассмотреть на примере проекта “Научные открытия в космосе”.
Проект “Научные открытия в космосе”
Участники проекта: школьники 14-15 лет (8-й класс).
Предметные области: физика, информатика и ИКТ.
Актуальность:
Человечество всегда привлекала проблема познания космического пространства.
Люди издавна пытались разгадать таинственные загадки космоса, выяснить, как влияет космос на процессы, протекающие на Земле.
В наши дни многие достижения космонавтики имеют для нас колоссальное значение. Современные школьники, к сожалению, мало, что знают об этом.
Цели проекта:
- обучить учащихся умениям проектирования;
- помочь учащимся, используя современные компьютерные технологии,
- выявить роль достижений космонавтики для населения планеты;
- расширить кругозор учащихся и развить их информационную культуру,
- совершенствовать навыки работы с персональным компьютером.
Описание проекта:
Проект направлен на самостоятельное изучение учащимися материалов о научных исследованиях, проводимых в космосе, на выяснение роли этих исследований для жителей Земли
Ожидаемые результаты:
Учащиеся реализуют возможность творческой деятельности, овладеют основами разработки проектов, убедятся в значимости освоения космического пространства для населения Земли, отработают навыки создания презентаций в программе Microsoft Power Point, научатся осуществлять поиск информации в сети Интернет.
Планирование проекта
Этапы проекта
Название проекта |
Научные открытия в космосе |
||
Основополагающий вопрос проекта | Что дает космос человечеству? | ||
Проблемные вопросы проекта | Могут ли научные исследования, проводимые в космосе, быть полезны человечеству? | ||
Учебные вопросы проекта | Что представляет собой космос? По каким направлениям проводились научные исследования? Какова значимость этих исследований для жителей Земли? Какова роль нашей страны в космических исследованиях? |
||
Этапы проекта с указанием времени | Что делают ученики? | Что делает учитель? | Как оценивается результативность этапа |
Подготовительный (организационный)
этап 3 дня |
Формирование групп, распределение обязанностей, предварительное планирование предстоящей работы в группах. | Оказывает помощь при формировании групп. Коррекция предложений учащихся по планированию предстоящей работы. | Оценивается принцип формирования
групп. Критерии оценивания формирования групп. |
Основной этап 10 дней |
Изучение теории по теме проекта, выполнение необходимых исследований. | Консультационная помощь учащимся. | Оценивается качество подобранного материала, его значимость для проекта, целостность. |
Обработка и анализ результатов деятельности. | Контроль за соблюдением техники безопасности в компьютерном классе. | Критерии оценивания работы проектной группы: слаженность, четкое распределение ролей. | |
Подготавливают письменные отчеты о проектной деятельности. | Консультационная помощь | ||
Оформление результатов, создание презентаций. | Консультационная работа. | Критерии оценивания презентации | |
Заключительный этап 1 день |
Представление и защита презентаций. | Оценивание конечного продукта. | Критерии оценивания презентации |
Рефлексивный 1 день |
Отзывы учащихся о проекте, о работе в творческой группе. | Подведение итогов работы над проектом | Критерии оценивания работы учащихся по проекту |
Учебно-методическое сопровождение:
- Стартовая презентация Приложение 1.ppt
- Буклет Приложение 2.pub
- Основные требования к итоговой работе Приложение 3.doc
- Рекомендации по оформлению презентаций Приложение 4.doc
- Презентация учащихся Приложение 5.ppt
Оценка и стандарты:
Критерии оценки работы учащихся по проекту Приложение 6.doc
Стандарты Приложение 7.doc