Проектная деятельность как средство обучения и развития личности

Разделы: Физика, Информатика


Ведущим принципом обучения в современной школе является деятельностный подход, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на развитие личности ребёнка. Реализовать этот принцип в образовательном учреждении помогает использование метода проектов.

Метод проектов – это мощное средство, позволяющее вовлечь детей в активный процесс познания. Этот метод предусматривает организацию индивидуальной и совместной учебно-познавательной, творческой работы учащихся, имеющих общую цель. Учитель здесь выступает в роли организатора деятельности и консультанта.

Школьники, работая над проектом, учатся самостоятельно добывать знания, генерировать идеи. Задача учителя состоит в том, чтобы обучить учащихся умениям проектирования: организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, умению сотрудничать, развивать исследовательские умения.

Проектная деятельность на каждом этапе имеет свои особенности. Предлагаю их рассмотреть на примере проекта “Научные открытия в космосе”.

Проект “Научные открытия в космосе”

Участники проекта: школьники 14-15 лет (8-й класс).

Предметные области: физика, информатика и ИКТ.

Актуальность:

Человечество всегда привлекала проблема познания космического пространства.

Люди издавна пытались разгадать таинственные загадки космоса, выяснить, как влияет космос на процессы, протекающие на Земле.

В наши дни многие достижения космонавтики имеют для нас колоссальное значение. Современные школьники, к сожалению, мало, что знают об этом.

Цели проекта:

  • обучить учащихся умениям проектирования;
  • помочь учащимся, используя современные компьютерные технологии,
  • выявить роль достижений космонавтики для населения планеты;
  • расширить кругозор учащихся и развить их информационную культуру,
  • совершенствовать навыки работы с персональным компьютером.

Описание проекта:

Проект направлен на самостоятельное изучение учащимися материалов о научных исследованиях, проводимых в космосе, на выяснение роли этих исследований для жителей Земли

Ожидаемые результаты:

Учащиеся реализуют возможность творческой деятельности, овладеют основами разработки проектов, убедятся в значимости освоения космического пространства для населения Земли, отработают навыки создания презентаций в программе Microsoft Power Point, научатся осуществлять поиск информации в сети Интернет.

Планирование проекта

Этапы проекта

Название проекта

Научные открытия в космосе

Основополагающий вопрос проекта Что дает космос человечеству?
Проблемные вопросы проекта Могут ли научные исследования, проводимые в космосе, быть полезны человечеству?
Учебные вопросы проекта Что представляет собой космос?

По каким направлениям проводились научные исследования?

Какова значимость этих исследований для жителей Земли?

Какова роль нашей страны в космических исследованиях?

Этапы проекта с указанием времени Что делают ученики? Что делает учитель? Как оценивается результативность этапа
Подготовительный (организационный) этап

3 дня

Формирование групп, распределение обязанностей, предварительное планирование предстоящей работы в группах. Оказывает помощь при формировании групп. Коррекция предложений учащихся по планированию предстоящей работы. Оценивается принцип формирования групп.

Критерии оценивания формирования групп.

Основной этап

10 дней

Изучение теории по теме проекта, выполнение необходимых исследований. Консультационная помощь учащимся. Оценивается качество подобранного материала, его значимость для проекта, целостность.
Обработка и анализ результатов деятельности. Контроль за соблюдением техники безопасности в компьютерном классе. Критерии оценивания работы проектной группы: слаженность, четкое распределение ролей.
Подготавливают письменные отчеты о проектной деятельности. Консультационная помощь  
Оформление результатов, создание презентаций. Консультационная работа. Критерии оценивания презентации
Заключительный этап

1 день

Представление и защита презентаций. Оценивание конечного продукта. Критерии оценивания презентации
Рефлексивный

1 день

Отзывы учащихся о проекте, о работе в творческой группе. Подведение итогов работы над проектом Критерии оценивания работы учащихся по проекту

Учебно-методическое сопровождение:

  1. Стартовая презентация Приложение 1.ppt
  2. Буклет Приложение 2.pub
  3. Основные требования к итоговой работе Приложение 3.doc
  4. Рекомендации по оформлению презентаций Приложение 4.doc
  5. Презентация учащихся Приложение 5.ppt

Оценка и стандарты:

Критерии оценки работы учащихся по проекту Приложение 6.doc

Стандарты Приложение 7.doc