Конспект урока развития речи начальной школы, 2 класс.
Тема: Ель – кормилица.
Цель: Развивать умение конструировать продолжение текста по опорным словам.
Задачи:
- Учить подбирать точные, яркие слова для текста.
- Обучать детей анализировать текст.
- Развивать речь учащихся.
- Воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: карточки с текстом для учеников, презентация, ватман, краски, кисточки.
Ход урока
Организационный момент.
Целевая установка.
– Отгадайте загадку.
Загадка
Зимой и летом одним цветом. (ель) (слайд 1)
– С кем можно сравнить ель? Кто она? (красавица, чудесница и т.д.)
– Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как ещё можно назвать ель.
Знакомство с текстом.
– Прочитайте текст. (карточки с текстом на партах у детей) (Приложение 2)
К осени на старой ели висели тяжёлые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.
Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила …
Беседа по содержанию.
– Что вы прочитали? (текст)
– Докажите, что это текст. (Состоит из предложений. Предложения связаны между собой по смыслу. Части текста выделяются красной строкой. Текст можно озаглавить.)
– О чём текст? (о ели)
– Что вы назвали? (тему текста)
– Что важное, главное хотел сказать нам автор? (ель кормит всех). Найдите нужное предложение. (Ель готовилась накормить птиц и зверей)
– Что мы озвучили? (основную мысль текста)
– Ещё раз повторим её.
– Значит, кто ель? (кормилица)
– Как можно озаглавить текст с точки зрения темы и основной мысли текста? (“Ель – кормилица”) (Записывается на доске и в тетрадях) (слайд 1)
Составление продолжения текста.
– Почему текст заканчивается многоточием? (нет продолжения)
– Давайте продолжим его. О чём или о ком он будет? (о тех, кого будет кормить ель)
– Ель, которая кормит зверей и птиц, – это большая картина, нарисованная автором. А из каких маленьких картинок состоит эта большая картина? (птицы и звери, которых кормит ель)
– Кого же именно кормит ель? Об этом мы узнаем из рассказа Г. Скребицкого “Мать и кормилица”. Послушайте отрывок.
Мать кормилица
Выскочила на лесную поляну пушистая белка, взглянула зорким глазком на старую ель. Мигом забралась на дерево, сорвала шишку, взяла в передние лапы и принялась за еду.
И пёстрый дятел летит из леса прямо к высокой ели. Выбрал шишку, сорвал своим крепким клювом, вставил в расщелину в стволе. Долбит её, выбирает вкусные семена.
Целая стайка клестов с весёлыми криками опустилась на ветки ели. Уцепились клесты острыми коготками за шишки, повисли на них, засовывают под чешуйки свои кривые носы, будто щипцами достают ими одно семечко за другим.
Торопятся клесты, сколько семян рассыпано! Их охотно склюют те птички, у кого клюв не такой крепкий. Эти птицы с земли упавшие семечки подберут и тоже сыты будут.
Немало лесных обитателей кормит зимою старая ель, большую пользу лесу приносит. Старая ель – это кормилица многих птиц и зверей.
Языковый анализ текста. Лексико-грамматическая подготовка. Работа в группах.
– Какие слова помогают нам рассказать о героях, событиях текста? (опорные слова)
– Подберём опорные слова для продолжения текста. Вспомним, кто кормится еловыми шишками.
Белка, дятел, клесты. (слайд 2)
Самостоятельная работа в группах
– Найти опорные слова, которые помогут описать:
1 группа – белку
2 группа – дятла
3 группа – стаю клестов
Проверка самостоятельной работы
(Опорные слова “складываются” в коробочку-копилочку. При проверке, на слайдах появляются части текста).
Белка
выскочила, взглянула, мигом забралась, сорвала, взяла, принялась за еду. (слайд 3)
Дятел
летит, спешит, выбрал, сорвал, вставляет в расщеленку, долбит, выбирает. (слайд 4)
Стайка клестов
с весёлыми криками опустилась, уцепилась, засовывают кривые носы, будто щипцами достают. (слайд 5)
– Давайте подумаем, все ли шишки израсходовала ель? (нет)
– Что происходит с оставшимися шишками? (Солнце пригревает, шишки начнут трескаться, и семена вылетят).
– Что произойдёт с семенами дальше? (Они прорастут, вырастут новые ели).
– Ель дарит жизнь другому дереву.
Творческая работа в группах.
Жеребьёвка
На двух разноцветных листочках написаны задания: на зелёном – на рисунке создать образ Ели-кормилицы, на голубом – используя опорные слова из коробочки – копилки, составить продолжение рассказа (устно)