Все специалисты в области образования, конечно же, понимают, что у детей переход в среднее звено вызывает сильное беспокойство и тревогу. Многие считают, что тревожность появляется у учащихся только в пятом классе, и не задумываются, что она проявляется уже в 4 классе, когда дети только начинают готовиться к переходу в среднее звено. Как раз с этого момента необходимо начинать оказывать психологическую помощь по снижению тревожности, чтобы в 5 классе детям было более комфортно и спокойно. В соответствии с этим мы разработали план психологической помощи по работе с тревожными детьми. Мы считаем, что будет более эффективным, если работа будет проводиться не только с детьми, но и с родителями и педагогами.
Мы выделяем при работе с тревожными детьми следующие виды психологической помощи:
1. Просветительская работа с родителями.
Любая психокоррекция по снижению тревожности детей, крайне сложна без заинтересованного участия в этом процессе родителей, поскольку на развитие детей в большей степени влияет обстановка, в которой они живут, и жизненные обстоятельства. Основной задачей такой работы является формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении. Мы хотим ещё раз подчеркнуть, что только совместная работа с семьёй будет способствовать эффективному снижению тревожности у детей. Помимо индивидуальной работы школьному психологу нужно использовать и просветительскую форму работы. Это позволяет повысить уровень психологической грамотности родителей и проводить психопрофилактику эмоциональных расстройств у детей. Просветительская форма работы также помогают родителям сформулировать запрос на индивидуальную работу с психологом. Одной из возможных просветительских форм работы являются родительские собрания.
Мы приведем план родительского собрания, опираясь на статью Е.И. Миканевой. [41, стр. 36-44]
Родительское собрание
Родительское собрание состоит из трех частей: теоретической, обратной связи и практической части.
1) Теоретическая часть. В этой части психолог определяет тревожность как некий психологический феномен, имеющий свои признаки, характеристики, причины, при этом он сопровождает рассказ примерами, понятными присутствующим. Так, например, “...тревога возникает в ситуации неизвестности, ожидания чего-то плохого. Например, когда ребенок сидит на уроке и думает, что если его спросят, он не ответит, получит двойку и тем самым расстроит маму. Тревожность ребенка повышается и действительно мешает слушать учителя, отвечать. Тревога может оказывать также и положительный эффект, стимулировать ребенка к выполнению домашнего задания, к какой-то деятельности, но это — если уровень тревожности невысок. Проблемная тревога мешает ребенку учиться, общаться со сверстниками и получать удовольствие от жизни. Очень часто причиной тревожности детей является тревога родителей или учителей. Ведь ребенок и родитель — как сообщающиеся сосуды, и какой уровень тревоги у мамы или папы, такой уровень тревоги у ребенка. Ведь как бы вы не прятали свои переживания и волнения, своего ребенка вы вряд ли обманите, он чувствует, что с вами происходит....”
2) Обратная связь. В этой части собрания психолог вводит родителей в контекст детских переживаний, описывает ситуации, для которых характерно повышенное эмоциональное реагирование детей данного класса. Здесь психологу необходимо учитывать повышенную восприимчивость родителей к информации, относящейся к их детям, проявлять корректность и деликатность.
Далее идет ознакомление родителей с результатами обследования их детей. Родителям раздаются листочки с номером группы, к которой относится их ребенок. Так соблюдается не только конфиденциальность, но и активизируется внимание родителей. Психолог говорит, что решение о том, знакомить ли других с этими результатами, родители принимают сами после того, как прослушают описание каждой группы детей, особенностей их эмоционального состояния. Психолог не только описывает каждую группу детей, но и сразу же дает рекомендации для родителей и учителя по общению с тревожными детьми.
3) Практическая часть. Родителей необходимо расположить к разговору. Важно, чтобы психолог дал им почувствовать, что он признает их опыт воспитания и знания психологии детей. “Многое из того, о чем мы будем говорить, вы знаете, ведь вы — имеете большую практику в воспитании ребёнка и хорошо знаете своих детей. Но и на хорошо знакомое бывает полезно взглянуть по-новому, тогда можно что-то вновь открыть для себя. Мы благодарны вам заранее, если вы поделитесь опытом, расскажете, как вы справлялись со своей тревогой и тревогой детской”.
На собрании родители либо сами могут обратиться к психологу за советом, как можно справиться с тревогой детей, либо этот вопрос ставит психолог перед аудиторией. Психолог предлагает стратегию поведения родителям, видящим, что ребенок испытывает тревогу или страх. Взрослые получают возможность убедиться либо в правильности своих действий, либо услышать, как можно действовать в затруднительной ситуации, задуматься над своими действиями, над своей тревогой и страхами. При этом обсуждается каждый пункт, каждый шаг предложенной стратегии.
Шаг первый: необходимо выяснить ситуацию. Когда вы видите, что ребенок беспокоится, выясните, что случилось: (“Мне кажется ты тревожишься!” При этом важно, чтобы ребенок слышал доброжелательность и заинтересованность в голосе взрослого.”).
Шаг второй: необходимо выяснить чего боится ребенок, каковы его чувства. (“Чего ты боишься? Почему ты думаешь, это произойдет именно с тобой?”).
Шаг третий: необходимо проявить уважительное отношение к ребенку. Если ребенок отказывается говорить о себе, это необходимо уважать, не требовать рассказа от него. Если вы видите его состояние, и если оно вам не безразлично, тогда вы можете спросить: (“Нужна ли тебе моя помощь? Чем я могу тебе помочь?”). При этом важно справиться со своей тревогой, понять чего конкретно боитесь вы, почему он не хочет рассказывать это вам. Взять под контроль свою тревогу вам поможет понимание, что ребенок растет, многое он может уже решить сам. Вы действительно не должны быть в курсе всего, что происходит с ним. Если ребенок говорит не вам, а другу (подруге), то ни в коем случае не старайтесь получить информацию через родителей друзей. Это может подорвать доверие ребенка к вам.
Шаг четвертый: необходимо оценить реальность страхов, вероятность событий: (“Что подтверждает твои опасения? Доверяешь ли ты этим фактам, словам?”).
Шаг пятый: необходим совместный поиск решений.
Шаг шестой: необходимо обсудить конкретные действия: (“Что можешь сделать ты сам? Что могу сделать для тебя я?”, “Что в этой ситуации зависит от тебя? А что от других людей?”).
Шаг седьмой: нужно подготовить ребенка к принятию проигрыша, негативного результата, признать право ребенка на ошибку.
Шаг восьмой: постарайтесь выразить любовь и поддержку ребенку.
Шаг девятый: необходимо понизить вероятность катастрофизации: (“Даже если у тебя что-то не получится, что-то будет не так, как ты хочешь — я люблю тебя, я с тобой, и мы оба знаем, что ты многое можешь, многое умеешь”).
Нами разработаны рекомендации для родителей по общению с тревожными детьми, которые могут раздаваться также на родительских собраниях.
Рекомендации родителям.
Правила общения с тревожными детьми
выполнить, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей (если вы затрудняетесь, то можете вспомнить свой опыт из детства).
Тревожному ребенку необходимо слышать от взрослого:
- Я помогу тебе.
- Ты очень осторожный.
- Ты любишь сначала все хорошо проверить, а не бросаться очертя голову.
- Сначала посмотреть, а уж потом пробовать – это разумно.
- Новые вещи (ситуации, занятия) тебе не всегда нравятся, но вспомни-ка..., и у тебя все получится.
- Тебе необходимо знать, что ожидать.
- У тебя обязательно получится всё, что ты захочешь сделать.
После родительских собраний заинтересованные родители будут обращаться на индивидуальные консультации к психологу, где обсуждается их конкретный ребенок и оказание ему помощи. На индивидуальных консультациях с родителями могут обсуждаться конкретные ситуации с ребенком и совместные поиски решений. В зависимости от личностных черт ребёнка зависит направленность консультации с родителями. Для определения личностных черт детей мы рекомендуем использовать методику “Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла”. Если у ребенка выраженной личностной чертой является неуверенность, тревожность, то здесь необходимо объяснить родителям, что тревожность является индивидуальной особенностью ребёнка и к ней нужно привыкнуть. Необходимо просто ребёнку помогать в сложившихся трудностях и поддерживать его в трудных ситуациях, чтобы тревожность не повышалась.
Также очень хорошим видом групповой работы с родителями является проведение тренингов родителей совместно с детьми. На таких тренингах дети сидят в одном кругу, а родители в другом. Дети могут не участвовать, а просто слушать родителей. Родители при детях рассказывают о том, чего они боялись в детстве, в связи, с чем возникала тревожность, что тревожило их, как они справлялись с ней. Этот вид работы помогает эффективно снижать тревожность детей. Думая о том, что и родители их тоже многое чего боялись, дети получают поддержку.
2. Психологическая работа с детьми.
Для работы с тревожными детьми необходимо разработать психокоррекционную программу по снижению тревожности, опираясь на результаты исследования. Очень важно учитывать такие качества личности, как общительность, открытость, эмоциональная устойчивость, жизнерадостность, решительность, которые помогут в снижении тревожности у учащихся. Необходимо больше включить в программу такие упражнения, которые помогут развить в детях данные качества. Необходимо использовать такие упражнения, в которых дети будут больше общаться друг с другом, рассказывать о своих проблемах и сложных ситуациях в безопасной для них обстановке, что способствует развитию общительности, открытости, смелости. Делясь опытом, друг с другом дети будут учиться тому, как необходимо действовать в подобных ситуациях, это поможет развить эмоциональную устойчивость. Также необходимо на занятиях включать больше юмора, для развития жизнерадостности у детей. А в свою очередь такие качества как импульсивность, сензитивность, неуверенность, высокий самоконтроль, напряженность, будут сглаживаться в процессе участия на занятиях. Так как эти качества способствуют повышению тревожности. Для этого можно использовать выше указанные упражнения, так как юмор, общение друг с другом, обсуждение трудных ситуаций и обучение детей, как действовать в подобных ситуациях помогут снизить сензитивность, импульсивность, неуверенность, высокий самоконтроль и напряженность детей.
В психокоррекционной программе необходимо опираться на три направления, которые рекомендуют специалисты при работе с тревожными детьми [39]:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Занятия формируют у ребенка конструктивные навыки поведения в трудных ситуациях. Преодолевается его стремление действовать всегда и везде по правилам. Он обучается доступным способам снятия излишней тревоги, напряжения, учится расслабляться и т.д. Еще важно научить тревожного ребенка самостоятельно оценивать результаты своей деятельности и доверять собственным оценкам.
Рассмотрим каждое из направлений, на которые необходимо опираться при работе с детьми.
Повышение самооценки
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Необходимо обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать его в присутствии других детей. Однако похвала должна быть искренней. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх в кругу, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя “глазами других детей”.
Приведем пример одного из таких упражнений.
Упражнение “Что я умею делать хорошо” (из экзистенциального анализа Альфреда Лэнгле). Дети думают, о том, что они умеют делать хорошо и рассказывают об этом всем участникам группы. Такая работа идет по кругу, каждый ребенок должен рассказать участникам группы, что он умеет делать хорошо.
Обучение детей умению управлять своим поведением
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В работе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Также мы считаем очень хорошо в работе использовать сочинение сказок и историй, которые научат ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка. Необходимо обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.
Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка
Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, “казаки-разбойники”) ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.
Также при работе с тревожными детьми можно использовать игры-драматизации (в “страшную школу”, например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.
В качестве примера приведем одно из упражнений с тревожными детьми. Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. “У меня это не получится”, “Я этого не сумею”, – говорят они себе. Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе ребёнка, который знает и умеет намного меньше, чем он. Например, не умеет кататься на роликах, не знает правило и т. д. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизиться к полному умению.
Теперь попросите его сказать: “Я не могу...” – и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. “Я могу...” – отметить то, что уже сейчас ему по силам. “Я сумею...” – насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Необходимо подчеркнуть, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.
Это же упражнение можно рекомендовать использовать родителям дома.
Снятие мышечного напряжения
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания.
Приведем пример таких упражнений:
“Безопасное место” Дети лежат на матах с закрытыми глазами. С начала ребёнок обращает внимание на свое дыхание. Затем ребёнок летит в абсолютно безопасное место. Единственное место, где ему хорошо и спокойно. Место, которое создано только для него.
“Воздушный шарик” Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза.
Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей, игра принесет им еще больше удовольствия.
Кроме такой групповой работы необходимо проводить индивидуальные консультации для детей. Так как обычно после групповой работы дети приходят к психологу за помощью в решении своих тревог и страхов.
3. Индивидуальные консультации с педагогами.
На основе результатов проведенного исследования тревожности необходимо провести индивидуальные консультации с педагогами. На консультациях можно обсудить следующие вопросы: что они знают о тревожности, какие дети из класса они считают, являются тревожными. Если они называют не тех детей, то необходимо исправить. В процессе консультации, педагогам необходимо дать рекомендации, по общению с этими тревожными детьми, с учетом их индивидуальных особенностей личности.
Мы выделили общие рекомендации для педагогов по общению с тревожными детьми.
Рекомендации для педагогов по общению с тревожными детьми
В психологическом просвещении педагогов значительное внимание необходимо уделять, прежде всего, объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, формирующую у ребенка чувство ответственности, восприимчивость и т.п. Демонстрируется роль в профилактике и преодолении тревожности четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при соблюдении основного принципа – общего уважения к ребенку как личности). Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала.
Литература
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
- Миканева Е.И. Детская тревожность в семейном контексте./Возможности практической психологии в образовании : Из опыта работы психологов УЦ “Перспектива”. Вып. 5/Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ “Перспектива”, 2005.– 80с.