Цель урока: Продолжить формирование научной картины мира, его многообразия, рассмотрев особенности вирусов, как неотъемлемой части живой природы.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- Познакомить учащихся с историей открытия вирусов, их строением, многообразием, особенностями жизнедеятельности;
- Рассмотреть основные вирусные заболевания человека, животных и растений;
- Ознакомить с особенностями применения полученных знаний при решении конкретных ситуаций.
2. Воспитательные:
- Вовлечь учащихся в коллективную мыслительную деятельность;
- Формировать представления о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, формировать культуру здорового образа жизни и ответственное отношение к своему здоровью;
- Совершенствовать навыки общения.
3. Развивающие:
- Совершенствовать умения работы с использованием информационно-коммуникативных технологий;
- Развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
- Развивать умение выступать и защищать свою точку зрения;
- Развивать познавательный интерес к своему здоровью и окружающей жизни.
Оборудование: Учебные таблицы, иллюстрирующие строение вирусов, научно-популярная литература о вирусах и вирусных заболеваниях, презентация, учебник.
Тип урока: Урок – дебаты. Изучение нового материала; первичное закрепление знаний.
Технологии: ИКТ, игровая, групповая, дифференцированный подход, здоровьесберегающая.
Функциональная компетентность современного учащегося характеризуется свободой ориентации в информационном поле, знанием множества точек зрения, умением выбирать и обосновывать свой выбор, искусством самостоятельного решения познавательных проблем средствами информации и коммуникации.
Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры “Дебаты”.
Урок-дебаты дает учащимся возможность поиска, анализа, обобщения, самостоятельной работы и самооценки.
Использование технологии дебатов позволяет решать следующие задачи:
- Обучающие (закрепление, актуализация полученных ранее знаний, овладение новыми знаниями, умениями и навыками)
- Развивающие (развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей, логики, критического мышления, что позволят сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения)
- Воспитательные (формирование культуры спора, толерантности, признанию множественности подходов к решению проблемы)
- Коммуникативные (учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.
Наряду с внешними и внутренними факторами дебатов их нельзя рассматривать вне способностей и умений человека. В число таких умений входит способность действовать рационально, т.е. строить свою деятельность, следуя некоторой оптимальной методике или тактике. Очень важным является умение не столько хорошо говорить и доказывать, сколько хорошо слушать и понимать, уметь управлять своими эмоциями, быть объективным, беспристрастным, коммуникабельным и иметь смелость признаваться в своей неправоте.
Преимущества технологии “Дебаты”:
- формирование критического мышления учащихся
- дифференциация содержания учебного материала
- обеспечение индивидуализации учебной деятельности
- разнообразие форм и методов обучения
- формирование функциональной компетентности учащихся
Дебаты – это эффективное средство обучения, новая педагогическая технология, что предопределяет применение методики дебатов на уроках естественнонаучного цикла (биология, география, естествознание и т.д.)
Ход урока
I. Мотивация.
Вступительное слово учителя. Ребята, в начале нашего урока мне бы хотелось вам рассказать о небольшой статье, которую я прочитала в журнале «Вокруг света»: Статья называлась “Проклятие фараонов”. В ней говориться о том, что в Египте была обнаружена ранее неизвестная гробница. Через некоторое время, все члены экспедиции, участвующие в раскопках, погибли.
Как вы думаете, каковы причины этого? Какие будут предположения?
/Вирусы/
И действительно основной причиной гибели членов экспедиции был вирус! Тема нашего урока: «Вирусы – таинственная загадка природы!». Обозначенную тему урока вы видите в своих информационных листах, которые вы будете заполнять по ходу урока!
На уроке мы будем использовать данные науки ВИРУСОЛОГИИ – науки изучающей вирусы.
Сегодня наукой открыты и изучены многие сотни вирусов. Выяснилось, что три четверти всех известных болезней человека вызываются именно ими .Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не гремя оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.
Пути заражения вирусами самые различные: через кожу при укусах насекомых и клещей; через слюну, слизь и другие выделения больного; через воздух; с пищей; половым путем и другие.
История открытия вирусов.
В 1892 году Д.И.Ивановский изучал болезнь табачной мозаики и установил, что ее возбудитель: невидим в микроскоп даже при очень сильном увеличении; проходит через фильтры, задерживающие бактерии; его невозможно вырастить на искусственных питательных средах как клетки. Он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывает “жидкое заразное начало”, которое размножается только в живых организмах. Первым вирусом сфотографированным и наиболее изученным стал вирус табачной мозаики(ВТМ).
Вирус в переводе с латинского означает “яд”; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп “противнику” Луи Пастер.
Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа.
С момента его открытия возникло немало вопросов: Вирусы!
– Это существа или вещества?
– Они живые или неживые?
–Они Кто или Что?
Я предлагаю и вам ребята ответить на эти вопросы, но для этого мы должны поставить перед собой ЦЕЛЬ: Изучить строение, классификацию и значение вирусов. /см. приложение 1/
Чтобы узнать, как устроен вирус, на него необходимо посмотреть. Как вы думаете, почему я не предлагаю вам для этого световой микроскоп? (Ответы учащихся.)
Комментарий учителя. Действительно, увидеть вирусы можно только с помощью электронного микроскопа. Они настолько малы, что, по словам одного из ученых, коллекция, собранная из всех известных вирусов, “поместилась бы в коробочке размером с маковое зернышко”! давайте, для того чтобы узнать, как устроены вирусы, отправимся с вами в виртуальную вирусную лабораторию.
Строение вирусов.
Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до700 нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую , форму кристаллов. Известно более 1000 видов!
Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа.
В процессе эволюции вирусы приобрели способ размножаться только в клетках определенных организмов. Это позволяет разделить их на 4 группы: вирусы животных, человека, растений и бактерий (бактериофаги).
Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа.
Вне клетки хозяина они не проявляют никаких свойств живого организма! Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ.
Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют вирионом. Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вируса. Вирусы – это внутриклеточные паразиты!
Строение вируса
Вирусная частица состоит из сердцевины, в которой находится ДНК или РНК, окружена белковой оболочкой – капсидом.
Химический состав
В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими или РНК-содержащими .
Прошу Вас заполнить таблицы информационного листа
Функция.
Нуклеиновых кислот - Хранилище наследственной информации.
Белковой оболочки - Защитная. Ферментативная.
Предлагаю Вам для закрепления материала ПРОВЕСТИ ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ, используя подручные средства, предложенный план строения, смоделировать строение вируса используя технику ОРИГАМИ!
Это ВИРУС, поражающий бактерии – БАКТЕРИОФАГ, он имеет такое же строение как остальные вирусы, имеет особую форму и его тело разделено на голову и хвост.
Так просто не устроен ни один живой организм. Чем отличаются вирусы по строению от клеток растений, животных и бактерий?
Предлагаю выполнить самостоятельно лабораторную работу в информационных листах Задание №4 Сравнить строение бактериальной клетки, растительной клетки и вируса табачной мозаики. Все данные заносят в таблицу информационного листа.
Проверяем результаты и делаем вывод!
Малышев Юра.
Вывод: У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.
Вывод: вирусы – это неклеточная форма жизни.
Рассмотрим путь проникновение вируса в клетку -ЭНДОЦИТОЗ. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает следующие этапы:
Посмотрим, как это происходит.
- Этап 1. Прикрепление вируса к клетке.
- Этап 2. Проникновение вируса в клетку.
Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК проникает в ядро клетки и встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро. Происходит репликация вирусной нуклеиновой кислоты (удвоение).
Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Происходит сборка вирионов.
Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.
(Демонстрация интерактивной модели )
Вирусы, поступившие в живую клетку:
- управляют клеточным механизмом клетки-хозяина
- вносят в клетку только свою генетическую информацию.
Мы теперь можем с вами сказать , что происходит с самой клеткой? Она гибнет, оболочка ее лопается и вирионы выходят из клетки-хозяина . вызывая тем самым многие опасные заболевания! Вирус гепатита размножается в клетках печени, вирус гриппа в клетках эпителия слизистых оболочках, вирус полиомиелита в клетках нервной ткани и т.д.
– Где размножается Вирус иммунодефицита человека?
Ответ на этот вопрос нам подготовил Анненков Александр
(Сообщения учащегося.)
Учитель: Вакцины против ВИЧ нет!
В течение последних 100 лет ученые не раз меняли свое представление о природе вирусов, микроскопических переносчиков болезней.
Вначале вирусы считали ядовитыми веществами, затем – одной из форм жизни, потом – биохимическими соединениями. Кто прав? Какая из гипотез наиболее достоверна?
Вспомним, что и мы в начале урока поставили перед собой вопрос : Вирусы! – Это существа или вещества? – Они живые или неживые?
Вирусы – это Что или Кто?
ДЕБАТЫ
Ответить на эти вопросы нам поможет интеллектуальная игра «ДЕБАТЫ». Где две команды: “ЗА” (сторонники гипотезы, что вирусы – живые существа) и “ПРОТИВ” (сторонники гипотезы, что вирусы не являются живыми существами) будут отстаивать свое мнение.
Правила игры
В начале дебатов распределяются обязанности между членами команды :
- Спикер команды,
- Ответственный за информацию из энциклопедии,
- Ответственный за информацию из Интернет-ресурсов.
- Ответственные за выполнение практической части.
В ходе дебатов спикеры команд поочередно выступают с речью, чтобы продемонстрировать судье - эксперту большую убедительность позиции своей команды по сравнению с позицией оппонентов.
Для подготовки к ДЕБАТАМ команды могут использовать данные энциклопедий, учебника и пользоваться Интернет-ресурсами. Так же в течение всей игры проводится мониторинг информационных листов. Для подтверждения своих позиций команда должна сделать: электронный коллаж на заданную тему.
Каждой команде на протяжении дебатов дается время – таймаут на подготовку к выступлению не более 5-ти мин.
Решение о победе какой-либо из сторон в дебатах выносит третья, независимая, сторона – эксперт, который вносит свои оценки в протокол.
Эксперту - судье в конце дебатов предстоит назвать команду, которая была более убедительна, аргументы которой показались наиболее доказательными и значимыми.
Экспертом назначается!
Подведение итогов игры.
Выступление команд «За» и «Против». приложение 3
Учитель: Вопрос о том, где находится грань между "живым" и "неживым" до сих пор не определён официальной наукой. С появлением микроскопа, когда учёным удалось увидеть клетку, они посчитали её элементарным живым объектом. Все тела, которые состоят из клеток, стали считаться живыми, а все остальные тела, не имеющие клеточной структуры - неживыми. Но вскоре были открыты вирусы, и это открытие внесло разлад в ряды учёных.
Я предоставляю слово нашему СУДЬЕ –ЭКСПЕРТУ.
Эксперт: Безусловно, эти частицы обладают некоторыми свойствами живых объектов: они способны к паразитизму, репликации, содержат генетический материал и подвержены мутациям (случайным генетическим изменениям). Но в то же время ряд признаков живых организмов у них отсутствует: вирусы не имеют клеточного строения, лишены процессов метаболизма (под метаболизмом понимают совокупность биохимических процессов в клетке), а размножаются только внутри определенных клеток-хозяев.
В итоге нам придется отказаться от “упрощенного” подхода “или-или” в пользу более разумного “и-и”. В настоящее время вирусы занимают неизведанную область между живым и неживым. И правят в своем отдельном царстве «ВИРУСЫ».
Учитель: Спор о том, считать вирусы живыми или неживыми, продолжается без малого сорок лет — с тех пор, когда были раскрыты закономерности их развития. Все сущее на Земле довольно легко удается классифицировать как живое или неживое, однако к вирусам подобный подход неприменим.
– Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.
– Вирусы могут проявлять свойства живых организмов, только попав внутрь клетки.
– Вывод: Вирус- Отдельная Биосистема Организменного уровня.
(Запишите вывод в конце информационного листа!)
Итак мы получили ответы на наши вопросы , которые мы поставили перед собой в начале нашего урока !
Но я считаю, что нельзя закончить урок не поговорив о вирусе гриппа и его разновидностях – Свинной горпп, Птичий грипп!!!
Сейчас наступил очень тревожный период когда по стране господствует вирус ГРИППА. До сих пор нет надежной вакцины от гриппа.
Этот вопрос осветит ________________________________.
Учитель: Нельзя не сказать о роли вирусов!
Роль вирусов:
Негативная роль.
Вирусы широко распространены в природе и могут вызывать различные заболевания растений, животных и человека.
Более десяти основных групп вирусов опасны для человека.
Поэтому, чтобы победить врага, превратить его в помощника нужно знать его природу и сущность.
Позитивная роль.
Головокружительные успехи, сделанные при изучении вирусов, не только раскрывают характер вирусных болезней, но и помогают глубже понять природу самой жизни. Сегодня без вирусов невозможно было бы представить бурное развитие науки БИОЛОГИИ. В настоящее время вирусами интересуются биологи разных специальностей — вирусологи, цитологии, бактериологи, эпидемиологи, инфекционисты, биохимики, генетики, иммунологи, зоологи, научные работники медицинских и научно-исследовательских институтов и лабораторий.
Вирусы являются объектом нано – биотехнологий, генной инженерии, а также регулируют численность живых организмов в биосфере.
И в заключение мой СОВЕТ!!!
- Ведите правильный образ жизни!
- Соблюдайте правила личной гигиены!
- Занимайтесь спортом!
- Остерегайтесь больных людей !
- Следите за своим здоровьем!
И вирусы вас будут нипочем!
С 13.10 в кинотеатрах Москвы и Московской обл. началась премьера фильма БИОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗА ЗАРАЖЕНИЕ – этот фильм предупреждение всем нам:
ВИРУС МОЖЕТ БЫТЬ СМЕРТЕЛЕН!
ВРАЧИ МОГУТ БЫТЬ БЕССИЛЬНЫ!
НО ПРОЙДЕТ ВРЕМЯ, И ЛЕКАРСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЙДУТ!
Подробно о фильме вы можете познакомиться на сайте , который найдете в рекламных брошюрках! /РАЗДАТЬ/
ПОСМОТРИТЕ ФИЛЬМ! ВСЕМ КЛАССОМ!
Д/З
- Написать отзывы о фильме – всем!
- Провести мини-исследование по вопросу: Почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом? Оформить результаты исследования в рабочей тетради.
- Написать заметку в газету на тему “Вирусы: друзья или враги?” т.е. раскрыть тему «Роль вирусов».
Урок закончен, ОЦЕНКИ!