ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В нашей школе открытого типа одним из самых важных учебных предметов является Право. К сожалению, реальность нашей жизни такова, что для младших классов нет ни программы, ни учебников.
Как научить воспитанников различать добро и зло? Как научить делать правильный выбор? Как в доступной форме рассказать об их правах и обязанностях? В 6 классе лекцию не проведёшь, самостоятельно не доверишь освоить азы.
На наш взгляд, это одна из эффективных форм организации обучения и воспитания школьников. Данные занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
С помощью нетрадиционных уроков можно решить
проблему дифференциации обучения, организации
самостоятельной познавательной деятельности
учащихся.
Формирование личности человека начинается в
раннем детстве, основным средством влияния на
развитие детей в раннем возрасте является –
мультфильм.
Так, пришла идея создания программы обучения по Праву 6-классников через мультфильмы.
Что такое мультфильм? Почему его любят и взрослые и дети? Могут ли мультфильмы научить чему– то?
Мультики, мультфильм, мультипликационный фильм, мультипликация – это всё одно и то же…так называют в нашем кино анимацию, в переводе с латинского означает “душа”, “одушевление” или “оживление”. Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм — это эффективное средство воспитания ребёнка.
Очень важно, чтобы ребенок знал, как правильно себя вести в различных опасных ситуациях на улице, дома, школе? Уроки с мультфильмами в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро научит вашего ребенка основам безопасности жизни и поможет избежать многих опасных ситуаций!
Увлекательные уроки полностью займут внимание ребят. Развлекаясь с героями мультфильмов, воспитанники будут одновременно получать полезные знания, необходимые в его еще начинающейся жизни.
Участниками программы являются учащиеся 6-х классов.
Целью программы является:
Формирование правовой культуры учащихся.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- Создать благоприятные условия, соответствующие возрастным особенностям воспитанников для более эффективного изучения курса “Право”.
- Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
- Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
- Повышать познавательный интерес к предмету;
- Воспитывать внимание и развивать речь учащихся через анализ и обсуждение.
Объект исследования: правовое обучение воспитанников 6-го класса.
Предмет: Особенности проведения уроков по Праву через использование мультфильмов.
Гипотеза: Изучение курса по Праву в 6 классе с помощью мультфильмов повышает познавательный интерес воспитанников к предмету.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня правовой грамотности несовершеннолетних.
- Отсутствие повторных правонарушений и преступлений среди воспитанников.
- Снижение интереса у несовершеннолетних к алкогольной продукции, табачным изделиям;
- Стремление воспитанников вести ЗОЖ;
- Повышение учебной мотивации;
- Знать основные права и обязанности учащихся.
- Оценивать поведение людей.
- Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задания.
- Использовать знания и умения для правовой оценки конкретных поступков людей.
- Знать понятийный аппарат.
Новизна программы состоит в использовании мультфильмов для изучения основ по Праву.
Форма проведения занятий – Просмотр и анализ мультфильмов
Режим занятий – занятия проходят по парам один раз в две недели
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Урок |
Форма занятий |
|
1. | Знакомство с предметом | Вводный урок. | 1 | Игра “Знатоки права” |
2. | Неспорные вопросы | Добро и зло. | 2 | Мультфильм: “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” и обсуждение. |
Я не лгу! | 2 | Мультфильм: Замок лгунов | ||
Учитесь делать добро | 2 | Просто так! | ||
3 | Мои близкие люди | Моя семья | 2 | Мультфильмы: “Про мамонтёнка”, Колобок |
Хорошо иметь друзей | 2 | Мультфильм: “Вини – Пух”, “Снежная королева”, Капитошка | ||
Мои маленькие друзья | 2 | Мультфильмы: “Варежка”, “Веселая карусель”, Живая игрушка | ||
4 | Права и обязанности. | Права ребенка. | 2 | Знакомство с Конвенциях о правах
ребенка в картинках. Мультфильм: “Волк и 7 козлят” и его обсуждение. |
Не хочу учиться! | 2 | Мультфильмы: “На задней парте!”, “В стране невыученных уроков!”. | ||
Азбука безопасности. | 2 | Мультфильм: “Смешарики”. | ||
Хочу всё знать! | 2 | Коля, Оля и Архимед | ||
5. | Зачётный урок | Игра “Правое лото” | 1 | Сборка мультфильмов |
6 | Правонарушения и ответственность | Профилактика ПАВ | 2 | Мультфильм: “Ну – погоди!” |
Берегись, хулиганы! | 2 | Мультфильм: “Ну – погоди!” “Про обезьянок” | ||
7 | Хочу быть лучше | Учись избегать конфликтов. | 2 | Мультфильм: “Веселая карусель”, “Лиса и заяц”. |
Не хочу быть как все | 2 | Чертёнок №13 | ||
Следи за тем, что говоришь! | 2 | Мультфильм: “12 месяцев”. | ||
Все в твоих руках. 12 | 2 | Мультфильмы: “Ивашка из Дворца пионеров”, “Вовка из царства | ||
8 | Зачётный урок | Игра “Правовое лото” | 1 | Сборка мультфильмов |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. (Пособие для учителя начальной школы – М.: Вита – Пресс, 2007)
- Барлыкина Л.П. Опыт правового воспитания и образования в начальной школе. (“Начальная школа”, 1998, № 2.)
- Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ в вопросах, ответах и комментариях. М., 2004.
- Макова Л. Демократический, правовой уклад школы (“Воспитание школьников”, 2008, №4.)
- Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. (Кн. для уч-ся нач. кл. – М: Вита –Пресс, 1996).
- Шабельник Е.С. Права ребенка. М., 1996.