Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы курса «География Ханты-Мансийского автономного округа»: 8-9 класс (авторы: Т.К.Орлова, В.П.Мясоедова) – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1999., рекомендованной решением Ученого совета Ханты – Мансийского института повышения квалификации и развития регионального образования.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС.
Планирование соответствует учебнику В.П.Бакунина, Т.К.Орловой, В.В.Козина. География Ханты-Мансийского автономного округа. Учебное пособие для 8-9 классов.- М.: Экопрос, 1996.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный предмет «География Ханты – Мансийского автономного округа» введен в учебный план общеобразовательных учреждений округа в качестве регионального компонента Базисного учебного плана
Программа рассчитана на 18 часов, 1 час в неделю (II полугодие)
Распределение часов по разделам и темам является примерным.
Курс «География Ханты-Мансийского автономного округа» (ХМАО) изучается в 8 (или 9) классе и является логическим продолжением содержания курса «География России». Учащиеся, изучив курс «География России», творчески применяют уже сформированные умения и навыки при освоении курса «Географии ХМАО», расширяют, углубляет их, а также получают новые знания по географии родного края.
Принципы построения программы: Содержание программы построено с позиции преемственности ее содержания с нормативными документами, единства географии, интеграции курсов географии «Природа России» 8 - 9 класс и географии Ханты-Мансийского автономного округа; логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей обучаемых, органического сочетания обучения и воспитания, усвоения знаний и развития познавательных способностей учащихся.
Особенностью содержания курса географии ХМАО является ориентация на личность школьника, его потребности и ценности, на реализацию концепции личностно- деятельного интеграционного подхода. Эта концепция нашла отражение в принципах отбора содержания.
Принцип междисциплинарности и комплексности объясняется интегративным характером географических знаний, так как в географии любая территория рассматривается как совокупность геосистем, объединенных пространственными связями и межсистемным обменом. Геосистемы представляют собой интегральные образования, включающие природу, человека (население), хозяйство (экономику).
Личностный принцип проявляется в учете особенностей учащихся подросткового возраста, реализует идею гуманизации образования, ориентирует учеников на осознание разносторонности их связей с природой. Позволяет формировать новое целостное отношение школьников к природе, экологический и экономический стиль мышления. Данный принцип реализуется через систему методов, форм и средств обучения.
Деятельностный принцип – непосредственное вовлечение учащихся в работу по изучению и оценке качества окружающей среды.
Проблемный принцип предполагает овладение системой знаний о природных условиях, территориальном распределении ресурсов, видах воздействия человека на природу и т.п., а также рассмотрение проблем ресурсного, отраслевого и территориального природопользования на основе экологических, географических и экономических законов и закономерностей.
Принцип историзма дает возможность проследить основные этапы изменений во взаимодействии общества и природы, в характере влияния на окружающую среду по мере развития масштабов и объёмов воздействия, а так же уровня экономической и экологической культуры населения округа.
Краеведческий принцип обучения позволяет соединить преподавание с современными событиями, происходящими в регионе и ближайшем окружении школы. Включать учащихся в решение проблем окружающей действительности и тем самым формировать любовь к своему краю, своей Родине.
Программа построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, текстовых, статистических, графических и других).
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Характеристика образовательной области
География ХМАО основывается на комплексном изучении региона и включает сведения из таких областей знания, как природа, историческое развитие, особенности населения, традиции, быт, культура, топонимика, хозяйственная деятельность человека. Учитывая специфические и уникальные особенности региона, данный курс интегрирует в своем содержании географические, социальные, экономические, культурологические, экологические знания о Ханты – Мансийском автономном округе.
Основное назначение курса – дать учащимся объективную картину природы и экономики территории, где они живут и действуют, показать ее специфику среди других регионов территории РФ.
Формирование представлений школьников о территориальном разнообразии мира в природном хозяйстве, социальном, этническом, религиозном и иных отношениях на региональном уровне (на примере своего округа) позволит сделать процесс обучения географии более значимым для личности учащихся, повысить уровень общей культуры, расширить знания о своем крае.
Главная цель курса – сформировать у учащихся знания о родном крае, подвести их к пониманию своего места в округе и в стране.
Основные задачи курса:
Общеобразовательные:
- обеспечить личностно ориентированный характер образования, создать условия для ценностного, социокультурного самоопределения и саморазвития личности;
- формированиенравственных убеждений, уважительного отношения к обычаям, традициям, духовной культуре населения округа;
- формирование активной жизненной позиции путем включения учащихся в решение доступных для них проблем окружающей природной и социальной среды;
- формирование активной жизненной позиции путем включения учащихся в решение доступных для них проблем окружающей природной и социальной сферы;
- развитие интереса учащихся интереса к познанию окружающей действительности, вовлечение их в исследовательскую деятельность своего края.
Предметные задачи:
- сформировать системное представление о Ханты – Мансийском автономном округе, как целостном географическом регионе и одновременно субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются, как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления на основе взаимодействия трех компонентов: природы, населения и хозяйства;
- развивать представление о регионе как сплошном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, показать большое практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в регионе;
- развивать умения по оцениванию природных условий и ресурсов с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности в условиях Севера;
- формировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по ХМАО; развивать умение работать с географо- краеведческими источниками информации и, особенно, с различными тематическими картами краеведческого географического атласа ХМАО, ресурсами ИНТЕРНЕТА.
Цель деятельности учителя:
Обеспечить усвоение минимума содержания образования и создать прочную основу для дальнейшего обучения географии в опоре на использование всех компонентов школьного образования, а также формирование ключевых компетенций: коммуникативной, учебно-познавательной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, информационной.
Формы организации работы учащихся:
- индивидуальная;
- коллективная:
- фронтальная;
- в парах;
- групповая.
Формы учебных занятий: Методическая система изучения курса включает уроки изучения нового, уроки обобщающего повторения, мини-лекции, деловые и ролевые игры, беседы, практикумы; проекты.
При организации познавательного процесса планируется использование как традиционных методов и форм, так и современных педагогических технологий: личностно-ориентированного и проблемного обучения, коммуникативно-диалоговой, игровой и др.
Форма контроля: Тестовый контроль, географические диктанты, работы с контурными картами, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, самостоятельные работы.
Программой предусмотрены практические работы, направленные на организацию деятельности учащихся, отработку их умений. В качестве основных методов реализации практической части рекомендуется организация самостоятельной исследовательской работы учащихся как индивидуальной, так и групповой.
Оценочные практические работы:
- Определение географического и экономико-географического положения округа;
- Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми;
- Определение климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности человека в условиях Крайнего Севера;
- Составление комплексной характеристики крупнейших рек округа (Обь, Иртыш);
- Составление комплексной физико-географической характеристики одного из природного комплексов округа;
- Определение средней плотности населения и соотношения городского и сельского населения округа;
- Составление экономико-географической характеристики промышленно-транспортного узла (Сургут, Нижневартовск);
- Составление картосхемы внешних экономических связей округа.
Учебно-методический комплекс:
- В.П.Бакунин, Т.К.Орлова, В.В.Козин. География Ханты-Мансийского автономного округа. Учебное пособие для 8-9 классов.- М.: Экопрос, 1996.
- Э.В.Ким, В.П.Мясоедова, Т.К.Орлова. Рабочая тетрадь по географии ХМАО. 8-9 классы. – М.: Экопрос,1997
- А.И.Тарасов. Эколого-ботанические экскурсии в природу: Учебно-методическое пособие.- Ханты-Мансийск,1998.
- Г.П.Сикорская, Г.И.Кушникова. Экологическое сафари по Югорскому краю. Учебно-методическое пособие. ООО «АКВА-пресс» 2000.
- Мультимедийная энциклопедия «Югра», видеофильмы.
- Интернет-ресурсы:
1. http://geo.metodist.ru. − Методическая лаборатория географии.
2. http://www.geo2000.nm.ru. – Географический портал.
3. http://rgo.ru. – География сети.
4. ru.wikipedia.org›wiki/Ханты-Мансийский…Югра;
5. ecoguild.ru›regions/hmao/index.htm
Планируемые результаты подготовки учащихся по курсу «География Ханты – Мансийского автономного округа
1. Называть и показывать
- численность населения округа;
- крайние точки округа и его площадь, пограничные территории;
- геологическое строение округа;
- основные виды и месторождения полезных ископаемых;
- основные формы рельефа;
- характерные особенности климата и погоды;
- опасные климатические явления;
- воздушные массы, влияющие на формирование климата;
- крупные реки, озера и территории, занятые болотами;
- основные виды природных ресурсов;
- основные типы почв;
- растительность (тайга);
- особо охраняемые территории;
- коренные народы округа;
- города и районы округа;
- нефтепроводы и газопроводы;
- основные транспортные пути;
- отрасли специализации промышленности;
- основные центры производства;
- специализация сельского хозяйства;
- социально-экономические районы;
- примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;
2. Определять по карте
- координаты географических объектов (населенных пунктов);
- основные геологические структуры (по тектонической карте);
- годовое количество осадков;
- господствующие ветры;
- максимальную и минимальную высоту местности над уровнем моря;
- температуру по изотермам;
- функции городов;
- расстояние между географическими объектами.
3. Наносить на контурную карту
- границы округа, географические объекты;
- социальные явления основными картографическими способами;
4. Описывать (составлять характеристики)
- отрасли специализации;
- крупные промышленные транспортные узлы.
5. Объяснять на примере округа, района, города
- сущность основных научных понятий и терминов;
- зависимость между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми;
- взаимосвязь на примере ПК округа;
- влияние природных, исторических факторов на развитие жкономики;
- специализацию экономики округа;
- изменения ландшафтов в результате деятельности человека;
- уникальность природных объектов;
- особенности в экстремальных условиях работы, быта, жизни людей в регионе.
6. Прогнозировать
- изменение некоторых природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
- тенденции развития округа, района, города;
- изменение численности населения в результате действия различных факторов;
- решение проблем трудовых ресурсов;
- проблемы преобразования экономики.
Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)