Рабочая программа по географии и экологии ХМАО. 8–9-й классы

Разделы: География


Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы курса «География Ханты-Мансийского автономного округа»: 8-9 класс (авторы: Т.К.Орлова, В.П.Мясоедова) – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1999., рекомендованной решением Ученого совета Ханты – Мансийского института повышения квалификации и развития регионального образования.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС.

Планирование соответствует учебнику В.П.Бакунина, Т.К.Орловой, В.В.Козина. География Ханты-Мансийского автономного округа. Учебное пособие для 8-9 классов.- М.: Экопрос, 1996.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный предмет «География Ханты – Мансийского автономного округа» введен в учебный план общеобразовательных учреждений округа в качестве регионального компонента Базисного учебного плана

Программа рассчитана на 18 часов, 1 час в неделю (II полугодие)

Распределение часов по разделам и темам является примерным.

Курс «География Ханты-Мансийского автономного округа» (ХМАО) изучается в 8 (или 9) классе и является логическим продолжением содержания курса «География России». Учащиеся, изучив курс «География России», творчески применяют уже сформированные умения и навыки при освоении курса «Географии ХМАО», расширяют, углубляет их, а также получают новые знания по географии родного края.

Принципы построения программы: Содержание программы построено с позиции преемственности ее содержания с нормативными документами, единства географии, интеграции курсов географии «Природа России» 8 - 9 класс и географии Ханты-Мансийского автономного округа; логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей обучаемых, органического сочетания обучения и воспитания, усвоения знаний и развития познавательных способностей учащихся.

Особенностью содержания курса географии ХМАО является ориентация на личность школьника, его потребности и ценности, на реализацию концепции личностно- деятельного интеграционного подхода. Эта концепция нашла отражение в принципах отбора содержания.

Принцип междисциплинарности и комплексности объясняется интегративным характером географических знаний, так как в географии любая территория рассматривается как совокупность геосистем, объединенных пространственными связями и межсистемным обменом. Геосистемы представляют собой интегральные образования, включающие природу, человека (население), хозяйство (экономику).

Личностный принцип проявляется в учете особенностей учащихся подросткового возраста, реализует идею гуманизации образования, ориентирует учеников на осознание разносторонности их связей с природой. Позволяет формировать новое целостное отношение школьников к природе, экологический и экономический стиль мышления. Данный принцип реализуется через систему методов, форм и средств обучения.

Деятельностный принцип – непосредственное вовлечение учащихся в работу по изучению и оценке качества окружающей среды.

Проблемный принцип предполагает овладение системой знаний о природных условиях, территориальном распределении ресурсов, видах воздействия человека на природу и т.п., а также рассмотрение проблем ресурсного, отраслевого и территориального природопользования на основе экологических, географических и экономических законов и закономерностей.

Принцип историзма дает возможность проследить основные этапы изменений во взаимодействии общества и природы, в характере влияния на окружающую среду по мере развития масштабов и объёмов воздействия, а так же уровня экономической и экологической культуры населения округа.

Краеведческий принцип обучения позволяет соединить преподавание с современными событиями, происходящими в регионе и ближайшем окружении школы. Включать учащихся в решение проблем окружающей действительности и тем самым формировать любовь к своему краю, своей Родине.

Программа построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, текстовых, статистических, графических и других).

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.

Характеристика образовательной области

География ХМАО основывается на комплексном изучении региона и включает сведения из таких областей знания, как природа, историческое развитие, особенности населения, традиции, быт, культура, топонимика, хозяйственная деятельность человека. Учитывая специфические и уникальные особенности региона, данный курс интегрирует в своем содержании географические, социальные, экономические, культурологические, экологические знания о Ханты – Мансийском автономном округе.

Основное назначение курса – дать учащимся объективную картину природы и экономики территории, где они живут и действуют, показать ее специфику среди других регионов территории РФ.

Формирование представлений школьников о территориальном разнообразии мира в природном хозяйстве, социальном, этническом, религиозном и иных отношениях на региональном уровне (на примере своего округа) позволит сделать процесс обучения географии более значимым для личности учащихся, повысить уровень общей культуры, расширить знания о своем крае.

Главная цель курса – сформировать у учащихся знания о родном крае, подвести их к пониманию своего места в округе и в стране.

Основные задачи курса:

Общеобразовательные:

  • обеспечить личностно ориентированный характер образования, создать условия для ценностного, социокультурного самоопределения и саморазвития личности;
  • формированиенравственных убеждений, уважительного отношения к обычаям, традициям, духовной культуре населения округа;
  • формирование активной жизненной позиции путем включения учащихся в решение доступных для них проблем окружающей природной и социальной среды;
  • формирование активной жизненной позиции путем включения учащихся в решение доступных для них проблем окружающей природной и социальной сферы;
  • развитие интереса учащихся интереса к познанию окружающей действительности, вовлечение их в исследовательскую деятельность своего края.

Предметные задачи:

  • сформировать системное представление о Ханты – Мансийском автономном округе, как целостном географическом регионе и одновременно субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются, как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления на основе взаимодействия трех компонентов: природы, населения и хозяйства;
  • развивать представление о регионе как сплошном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, показать большое практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в регионе;
  • развивать умения по оцениванию природных условий и ресурсов с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности в условиях Севера;
  • формировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по ХМАО; развивать умение работать с географо- краеведческими источниками информации и, особенно, с различными тематическими картами краеведческого географического атласа ХМАО, ресурсами ИНТЕРНЕТА.

Цель деятельности учителя:

Обеспечить усвоение минимума содержания образования и создать прочную основу для дальнейшего обучения географии в опоре на использование всех компонентов школьного образования, а также формирование ключевых компетенций: коммуникативной, учебно-познавательной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, информационной.

Формы организации работы учащихся:

  • индивидуальная;
  • коллективная:
    - фронтальная;
    - в парах;
    - групповая.

Формы учебных занятий: Методическая система изучения курса включает уроки изучения нового, уроки обобщающего повторения, мини-лекции, деловые и ролевые игры, беседы, практикумы; проекты.

При организации познавательного процесса планируется использование как традиционных методов и форм, так и современных педагогических технологий: личностно-ориентированного и проблемного обучения, коммуникативно-диалоговой, игровой и др.

Форма контроля: Тестовый контроль, географические диктанты, работы с контурными картами, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, самостоятельные работы.

Программой предусмотрены практические работы, направленные на организацию деятельности учащихся, отработку их умений. В качестве основных методов реализации практической части рекомендуется организация самостоятельной исследовательской работы учащихся как индивидуальной, так и групповой.

Оценочные практические работы:

  • Определение географического и экономико-географического положения округа;
  • Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми;
  • Определение климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности человека в условиях Крайнего Севера;
  • Составление комплексной характеристики крупнейших рек округа (Обь, Иртыш);
  • Составление комплексной физико-географической характеристики одного из природного комплексов округа;
  • Определение средней плотности населения и соотношения городского и сельского населения округа;
  • Составление экономико-географической характеристики промышленно-транспортного узла (Сургут, Нижневартовск);
  • Составление картосхемы внешних экономических связей округа.

Учебно-методический комплекс:

  • В.П.Бакунин, Т.К.Орлова, В.В.Козин. География Ханты-Мансийского автономного округа. Учебное пособие для 8-9 классов.- М.: Экопрос, 1996.
  • Э.В.Ким, В.П.Мясоедова, Т.К.Орлова. Рабочая тетрадь по географии ХМАО. 8-9 классы. – М.: Экопрос,1997
  • А.И.Тарасов. Эколого-ботанические экскурсии в природу: Учебно-методическое пособие.- Ханты-Мансийск,1998.
  •  Г.П.Сикорская, Г.И.Кушникова. Экологическое сафари по Югорскому краю. Учебно-методическое пособие. ООО «АКВА-пресс» 2000.
  • Мультимедийная энциклопедия «Югра», видеофильмы.
  • Интернет-ресурсы:
    1. http://geo.metodist.ru. − Методическая лаборатория географии.
    2. http://www.geo2000.nm.ru. – Географический портал.
    3. http://rgo.ru. – География сети.
    4. ru.wikipedia.org›wiki/Ханты-Мансийский…Югра;
    5. ecoguild.ru›regions/hmao/index.htm

Планируемые результаты подготовки учащихся по курсу «География Ханты – Мансийского автономного округа

1. Называть и показывать

- численность населения округа;

  • крайние точки округа и его площадь, пограничные территории;
  • геологическое строение округа;
  • основные виды и месторождения полезных ископаемых;

- основные формы рельефа;

  • характерные особенности климата и погоды;
  • опасные климатические явления;
  • воздушные массы, влияющие на формирование климата;
  • крупные реки, озера и территории, занятые болотами;
  • основные виды природных ресурсов;
  • основные типы почв;
  • растительность (тайга);
  • особо охраняемые территории;
  • коренные народы округа;
  • города и районы округа;
  • нефтепроводы и газопроводы;
  • основные транспортные пути;
  • отрасли специализации промышленности;
  • основные центры производства;
  • специализация сельского хозяйства;
  • социально-экономические районы;
  • примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;

2. Определять по карте

  • координаты географических объектов (населенных пунктов);
  • основные геологические структуры (по тектонической карте);
  • годовое количество осадков;
  • господствующие ветры;
  • максимальную и минимальную высоту местности над уровнем моря;
  • температуру по изотермам;
  • функции городов;
  • расстояние между географическими объектами.

3.  Наносить на контурную карту

  • границы округа, географические объекты;
  • социальные явления основными картографическими способами;

4. Описывать (составлять характеристики)

  • отрасли специализации;
  • крупные промышленные транспортные узлы.

5. Объяснять на примере округа, района, города

  • сущность основных научных понятий и терминов;
  • зависимость между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми;
  • взаимосвязь на примере ПК округа;
  • влияние природных, исторических факторов на развитие жкономики;
  • специализацию экономики округа;
  • изменения ландшафтов в результате деятельности человека;
  • уникальность природных объектов;
  • особенности в экстремальных условиях работы, быта, жизни людей в регионе.

6. Прогнозировать

  • изменение некоторых природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
  • тенденции развития округа, района, города;
  • изменение численности населения в результате действия различных факторов;
  • решение проблем трудовых ресурсов;
  • проблемы преобразования экономики.

Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)