Цели:
- Развивать воображение, фантазию и образное мышление
- Воспитывать любовь к природе, животному миру, формировать изобразительные умения, навыки, чувства формы, ритма.
- Научить отличать жителей реального мира от мира фантазий
Оборудование урока: для учащихся – лист бумаги, цветные квадратиками (зелёные и оранжевые), конверты с геометрическими формами из цветной бумаги, клей, ножницы, линейка; для учителя - перчаточные куклы: Незнайки, Колобка, Красной Шапочки
Зрительный ряд: изображение животных, птиц, куклы.
Литературный ряд: загадки.
Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.
Связь с другими предметами: математика, окружающий мир, литература, музыка
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня в гостях гости, это преподаватели изобразительного искусства всего Чеховского района, давайте повернёмся и с ними поздороваемся! Садитесь!
Прозвенел для вас звонок,
Начинаем наш урок,
Все ль к занятиям готовы?
Вы скажите мне друзья.
Если всё у вас на месте,
То ответьте дружно
Дети: да!
Учитель:
Ну, тогда урок начнём,
С вами в сказку попадём!
И не просто в сказку,
А в волшебную страну,
Да, такую лишь одну!
(Открывается доска, на доске фантастический замок.)
Учитель: Ребята, посмотрите, мы попали с вами в волшебную страну.
Здесь окна необычные,
Деревья не привычные.
И даже дверь наоборот,
На крыше замка бегемот!
Ну, что же эта за страна,
Ведь необычная она,
Чтоб нам название узнать,
Должны загадку отгадать:
Любят дети там мечтать,
Чудеса изображать!
Скажет дружно мы друзья,
Та страна – (дети) ФАНТАЗИЯ!
Учитель: А, что такое фантазия?
(Ответ детей)
Учитель: Да, фантазия- это воображение, что-то необычное, не существующее в реальной жизни!
Фантазия художника щедра,
Она нам дарит столько неожиданного.
Представь, насколько б жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных!
Учитель: А, кто может жить в такой стране?
(Ответ детей)
Учитель: Да, в такой стране могут жить необычные птицы, звери, люди, В этой стране даже могут расти необычные цветы, травы. Например: у фантастического зверя может быть голова тигра, вместо шерсти расти цветы и травы, или у человека может быть тело рыбы. Ребята, вы встречали таких героев?
(Ответ детей)
Учитель: (смотрит на доску) Ой, посмотрите» А почему в стране Фантазий солнышко не улыбается, птички не поют, цветы не растут? Странно! А может, что- то в этой стране случилось? (пауза) По-моему, кто-то плачет. Слышите? Вот там, под столом!
(Учитель наклоняется под стол и надевает на руку куклу «Незнайка»)
Незнайка: (плача) Здравствуйте, ребята!
Учитель: Посмотрите, мальчик плачет, у тебя, наверное, беда произошла? А как тебя зовут?
Незнайка:
Знает каждый меня,
Необычный мальчик я,
Вы ребята, не тая,
Назовите меня!
Учитель: Ребята, а как зовут этого мальчика?
(Ответ детей)
Учитель: Незнайка, что же у тебя случилось? Скажи нам, что же приключилось?
Незнайка: Злая Королева, страну Фантазия заколдовала!
И теперь в стране лишь тьма,
Солнца нет в ней никогда!
Все цветы давно увяли,
Звери тоже убежали.
Птицы в небе не летают,
Дети больше не мечтают!
И сказала Королева
Оживёт Страна тогда,
Если ей помогут дети,
Сотворят в ней чудеса!
А где мне найти, таких детей, кто мне поможет? Если до завтра я не успею, то страна погибнет! Ох, горе, ох беда»
Учитель: Не плачет Незнайка! Посмотри, здесь все такие фантазёры и мечтатели, они тебе обязательно помогут! Правда, ребята?
Незнайка:
Но с чего бы нам начать,
Кто нам может подсказать!
Учитель:
Ты Незнайка, не ворчи,
На детишек посмотри!
Сядь на стул и не крутись,
И ребятам улыбнись!
(учитель сажает Незнайку на стул)
Учитель: Ой, ты кто? (учитель на вторую руку одевает куклу «Колобка»)
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали?
Дети: (КОЛОБОК).
Колобок: Правильно, ребята! Очень рад, что вы меня узнали! Слышал, у вас беда какая-то приключилась!
Учитель: Да, Колобок! Злая Королева страну Фантазий заколдовала!
Колобок:
А я знаю, как её спасти,
Задания ребята должны со мной пройти!
И если все задания ребята вмиг пройдут!
То чары Королевы растают и пройдут!
2. Этап проверки понимания учащимися материала.
Учитель: Колобок, скажи, а ты, из какой страны, реальной или придуманной?
Колобок: А на этот вопрос пусть ответят дети! Скажите, я реальный или придуманный?
(Ответ детей)
Колобок: Молодцы! А вот я сейчас вас проверю! Сможете, ли вы узнать это житель реальной действительности или житель страны Фантазия!
На столах у вас лежат зелёные и оранжевые квадратики!
Учитель: Посмотрите, ребята, у всех есть такие квадратики (учитель показывает)
Колобок: Если я буду показывать жителя фантастической страны, то вы поднимаете оранжевую карточку, а если жителя - реальности, то зелёную! Готовы?
- Русалочка
- Петух
- Дымковская игрушка (птица)
- Лошадь
- Чебурашка
- Лисичка
- Ёжик
- Водяной
Учитель: Ведешь, Колобок! Какие умные ребята! Всех героев различили, где реальный персонаж, а где придуманный!
Колобок: А вы знаете, что существует несколько способов изображения сказочных персонажей?
Учитель: А, ты не мог бы ребятам об этом рассказать?
Колобок: Тогда слушайте!
Существует несколько способов изображения сказочных персонажей. Первый и самый простой – это приписывание реально существующим животным, птицам необычных способностей. Они говорят, одеваются в привычную для нас одежду, выполняют привычные для нас действия. С такими сказочными персонажами мы сталкиваемся в баснях.
Учитель: Ребята, а давайте попробуем их назвать! (ответ детей- лиса, медведь, обезьяна- те, кто говорил и т.д.)
Колобок: Второй способ создания фантастических образов – соединение воедино частей от разных животных, птиц, людей и даже растений. В зарубежной культуре мы тоже встречаемся с фантастическими, сказочными существами: Кентавр, Грифон, Горгона, Пегас.
Учитель: Давайте, разберёмся, как получились эти фантастические образы.
(Показ картинок) А каких ещё фантастических героев вы можете назвать? (ответ детей- человек- паук, черепашка- ниндзя и.т.д.)
Колобок:
Пока мы с вами отвечали,
К нам в гости девочка пришла!
Учитель:
И эта девочка ребята,
Задания всем нам принесла!
Учитель:
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
(Учитель одевает куклу «Красная шапочка)
Красная Шапочка: Здравствуй, Колобок! Здравствуйте, ребята!
Колобок: Здравствуй Красная Шапочка! Мы с ребятами разные задания выполняем, чтобы чары злой Королевы исчезли, и наша страна- страна Фантазия ожила!
Красная Шапочка:
Я к вам пришла не пустыми руками,
В корзинке задания вам принесла!
Фантазию вы проявите ребята,
И чары исчезнут из замка тогда!
Колобок: Новое задания?
Красная Шапочка: Но, страну ведь надо спасать!
Колобок: А можно мы с ребятами немножко отдохнем?
Красная Шапочка: Но только если немножко!
Колобок:
Мы с вами ребятки немножко устали,
Пора наступила нам всем отдохнуть
А ну-ка все дружно с мест своих встали,
И ручки свои мы тихонько подняли! (поднимаем руки)
Теперь словно рыба, в воде проплывём (делаем руками волну)
И клад непременно на дне мы найдём! (наклоняемся)
Два раза мы хлопнем, (хлопаем) коснёмся мы глаз (закрываем глаза)
Зарядка ребята получилась у нас!
Красная Шапочка:
Сели на свои места!
Ведь заданья у меня!
3. Работа над задание
В корзине у меня конверт, в нём лежат интересные предметы! Такие же конверты у ребят на столе!
Колобок: Все нашли на столе конверты?
Красная Шапочка: А теперь посмотрите, что в них лежит? (разные фигуры)
(Ответ детей.)
Красная Шапочка: А какой формы эти детали?
(Ответ детей - квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник).
Красная Шапочка:
Будьте ребята, очень внимательны,
Ведь вам придётся героев собрать!
Чтобы страна под названием Фантазия!
Вмиг перед нами вдруг расцвела!
Колобок: Красная Шапочка! А можно я с Незнайкой посижу и на ребята со стороны погляжу!
Красная Шапочка: Конечно Колобок!
Учитель:
Проверь, дружок,
Готов ли ты к заданию?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ножницы, бумага, клей.
Коль проверил, начинайте,
И работай ты скорей.
Красная Шапочка: Перед вами лежат листы разного цвета, на которых вы будите работать.
Учитель: Показали мне их! Молодцы!
Красная Шапочка: Каждому из вас необходимо выбрать, кого жителя страны Фантазия он будет делать – птицу, растения, животного. Мы помним, в конвертах у вас лежат фигуры разного цвета. Вот именно из них вам и необходимо придумать свой фантастический образ. Эти фигуры можно уменьшать, вырезать, из круга делать квадрат, из квадрата круг т.д. Как подскажет вам ваша фантазия.
Учитель: Ребята, скажите, а в какой части листа мы будем размещать своего героя?
(Ответ детей)
Учитель: А ещё вам придётся не только их сделать на листе, но придумать названия вашей птице или цветку, животному и записать на листе, на котором работали)
Учитель: Те, кто задания своё выполнит, тихонечко вешает свою работу на доску!
Красная Шапочка: А чтобы вам было веселее от меня для вас музыкальный сюрприз (ребята под музыку выполняют задания, учитель следит за работой)
Учитель: Посмотрите, солнышко снова заулыбалось!
Красная Шапочка: Ура! Страна Фантазия ожила!
4. Подведение итого урока
Учитель: Какие замечательные у вас получились работы! (просмотр работ)
К концу подошло путешествие наше,
А значит, пора подвести нам итог.
Как жаль, говорить, вам ребята сегодня,
Закончился наш необычный урок!
И каждый из вас потрудился на славу,
И знаю, что встретимся с вами опять,
Ну, а сегодня друзья за работы.
Каждый получит оценку лишь
Дети: ПЯТЬ!
Учитель: Любая фантазия художника всегда опирается на правду жизни, реальную действительность, и только научившись видеть, воспринимать окружающий вас мир вы сможете фантазировать. Сегодня вы научились создавать сказочные, фантастические образы. Ведь фантазировать это так здорово!
Учитель: Давайте ребята, проводим наших гостей! Все встали! И сказали нашим гостям – до свидания!