Задачи:
- совершенствовать навыки внетабличного умножения и деления;
- развивать память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь;
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Цель: закрепление и совершенствование знаний внетабличного умножения и деления.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Оборудование: учебник М.И. Моро «Математика» 3 класс, презентация «Внетабличное умножение и деление», карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
а) Объявление темы урока (слайд 1).
б) Устный счет (слайд 2). (три человека работают индивидуально по карточкам)
- решить примеры с объяснением;
- составить задачу по краткой записи и решить ее (слайд 3).
- работа в группах (слайд 4).
Первая группа работает с учителем (математический диктант), вторая группа записывает выражения и находит их значения (задание на слайде).
1 группа: чему равно частное чисел 180 и 6?; 350 разделить на 150; уменьшить 60 в 15 раз; увеличить 25 в 4 раза; делимое – 120, делитель – 30, чему равно частное?; первый множитель 450, второй – 2, произведение - ?; на сколько надо разделить 600, чтобы получилось 200?; во сколько раз 8100 больше 9? (проверка – устно).
2 группа (один ученик выполняет у доски, потом устная проверка)
- 180 разделить на произведение 5 и 6.
- Частное 300 и 150 умножить на частное 60 и 15.
- Произведение 120 и 30 разделить на 18.
- Произведение 25 и 4 увеличить в 100 раз.
III. Применение умений и навыков.
Работа с учебником (с. 57 №16). Решение задачи разными способами (комментированное решение)
- знакомство с задачей;
- выделение условия и вопроса;
первый способ решения задачи (слайд 5);
- что нужно сделать сначала? (сложить коробки с бананами и апельсинами)
- можно теперь ответить на вопрос задачи? Как? (разделить полученные коробки по 8 кор.)
(64 + 32) : 8 = 6 (кг)
второй способ решения задачи (слайд 6)
- посмотрите на этот слайд, какое решение оно вам показывает?
- сначала 64 коробки с бананами надо разделить на 8, затем 32 коробки с апельсинами разделить на 8 и полученные результаты сложить)
64 : 8 + 32 : 8 = 6 (кг)
– Какой способ вам показался более рациональным?
IV. Физминутка.
(слайд 7)
V. Геометрический материал.
(слайд 8)
- Как называется фигура, которую вы видите на экране?
- Что вы знаете о прямоугольнике?
- Что такое периметр? Как вычислить периметр? Что известно в задании? (периметр и длина)
- Что надо узнать? (S)
- Как узнать площадь? (надо длину умножить на ширину).
- Можем ли мы сразу вычислить площадь? (нет)
- Почему? (не известна ширина)
- Как узнать ширину? (надо из периметра вычесть две длины и оставшиеся две ширины разделить на 2)
в = (120 – 40 . 2) : 2 = 20 (см)
s =40 . 20 = 800 (кв. см)
VI. Решение уравнений.
1. Составить уравнение по схеме и решить его (слайд 9) – решение у доски с объяснением
- чему равно целое? (неизвестно)
- на сколько равных частей разделили целое? (на 4 части)
- чему равна каждая часть? (23)
- какое уравнение можно составить? (дети могут предложить два уравнения, каждый записывает свое уравнение, а два человека решают у доски)
Х : 4 = 23
Х : 23 = 4
2. По щелчку на экране появляется уравнение вида
70 x а = 28
- можете ли вы решить данное уравнение? (нет) Почему?
Учащиеся самостоятельно исправляют ошибку и устно проверяют способы получения нового уравнения.
Самостоятельное решение уравнения.
70 x а = 280 или 7 х а = 28
Справка для учащихся: в старших классах вы научитесь решать и то уравнение, в которое внесли изменение.
VII. Самостоятельная работа.
(слайд 10)
– Составить задачу по краткой записи (устно), решить ее при помощи выражения.
Учащиеся составляют задачу:
– Для спортивной школы купили мячи и скейтборды. Мячей купили на сумму 1200 рублей по цене – 300 рублей, а скейтбордов на сумму 840 рублей по цене – 420 рублей. На сколько больше купили мячей, чем скейтбордов?
Разбор задачи: что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? (сколько купили мячей и сколько купили скейтбордов)
Известно ли нам количество мячей и скейтбордов? (нет)
А можно ли узнать их количество?(да)
Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого? (надо из большего вычесть меньшее)
Запишите решение с помощью выражения.
Проверка на экране по щелчку.
VIII. Итог урока.
(слайд 11) Найти правильный ответ (дети считают устно пример и называют ответ). По щелчку появляется ответ на экране.
IX. Домашнее задание.
с. 58 № 19, 20.