Цель игры: повысить интерес к математике с помощью заданий с элементами исследования, снять усталость, способствовать развитию внимания, взаимопомощи, чувства сотрудничества.
Цель урока: повторить изученный материал, вывести уровень знаний на творческий, расширить кругозор учащихся.
Оборудование: карта путешествия на доске с зашифрованным посланием короля Артура; две фигуры рыцарей, передвигающихся по доске с помощью магнитов; маска дракона; две бутылки с водой; детская игра «Дартс»; набор орденов; меч для посвящения в рыцари ; пять моделей правильных многогранников; на доске «Мордашки»-три картинки.
Подготовительный этап
Ведущий. Нашу игру мы начнем со стихотворения Дарьи Артемовой.
«Математика во всем»,- нам твердят.
Многие не верят, спорить норовят:
«Математика от нас далеко…
Жить на свете без неё так легко!»Ты вглядись: от фонаря свет
Векторами разлетается. Нет?
Точки капель, окружности луж-
Неужели ты не видишь? Ну, ж.Окошек плоскости отрезками полны…
И вечна траектория луны…
А по параболе летит метеорит.
Через мгновенье в атмосфере он сгорит.Многогранники, квадраты и круги…
Пространства-времени неслышные шаги…
Всё движется и мчится, всё улетает вдаль.
А кто не видит этого…
Того мне просто жаль.
В стародавние времена в Англии правил король Артур. Жил он в замке - Камелот. Много славных дел вместе с рыцарями Круглого стола совершил король. После смерти короля никто не мог достигнуть замка Камелот. Но мы-то с Вами можем все. Давайте совершим подвиг и разгадаем тайну замка .
Правила игры. Мы разделимся на две команды. Каждая из команд получает своего рыцаря-символ, который будет передвигаться по карте. Команда, не выполнившая задание, отправляется в море Подсказок, там выполняется задание меньшей сложности.
Задача обоих рыцарей дойти до замка Камелот, найти и разгадать послание Короля Артура.
Перед началом турнир в проведём (психологический) тест на настроение
Учащимся предлагается оценить свое самочувствие, выбрав одну из них. Результат пишется на доске.
Ведущий. Итак, у нас участвуют две команды: БУМ и ПУПС.
Выступление команды БУМ.
Капитан. Вас приветствует команда БУМ! Наш девиз.
Команда. Безусловно увлеченные математикой!
Капитан.
Смелей, математик, взлети над трибуной.
Наш класс с высоты огляди.
Мы нашей команде победу добудем,
Оставим других позади!
Выступление команды ПУПС.
Капитан. Вас приветствует команда ПУПС! Наш девиз.
Команда. Пусть ум победит силу!
Капитан.
Мы задорные ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с Вами
Будем в «Камелот» играть!
1.Этап «Веселый ветер» (Разминка)
Ведущий. Веселый ветер принес интересные задачки. Пусть команды заострят свой ум.
1.Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало?
Ответ: 5углов.
2.Сколько концов у 2-ух палок? А у 2-ух с половиною?
Ответ: 6 концов
3.Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 5 яиц?
Ответ: 4 минуты.
4.Сколько в комнате кошек, ели в каждом из четырех углов комнаты сидит по 1-й кошке, а против каждой кошки сидит по 3 кошки?
Ответ: 4 кошки.
5. 5 стогов сена и 7 стогов сена свезли и сложили вместе. Сколько получилось стогов ?
Ответ: 1 стог.
6.Сколько яиц можно съесть натощак?
Ответ: Одно, второе уже не натощак.
7.На крыше сидят 7 воробьёв. Кошка бросается и съедает одного. Сколько воробьёв осталось на крыше?
Ответ: ни одного, остальные улетели.
8.Два отца и два сына застрелили 3 зайца, каждый по одному. Как это возможно?
Ответ: всего было 3 человека - дед, отец и сын.
9.Булочка стоит 1 рубль и ещё половину стоимости булочки. Назовите её цену.
Ответ: 2 рубля.
10.Отец втрое старше сына и во столько же лет моложе своего отца. Сколько лет сыну и деду, если отцу 24 года (27 лет)?
Ответ: 8лет и 72 года (9 лет и 81 год).
Море подсказок.
1. На березе 8 веток, на каждой ветке по 5 сучков, на каждом сучке по 2 яблока. Сколько всего яблок?
Ответ: яблоки на березе нарастут.
2.Какую змею легче всего обнаружить?
Ответ: Гремучую.
3.Что это может быть: 2 головы, 2 руки, 6 ног, а бегут только 4?
Ответ: всадник на лошади.
4.Брат старше сестры на 10 лет. На сколько лет он будет старше сестры через 4 года?
Ответ: на 10 лет.
5.Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа?
Ответ: одинаково весят.
6.Стоят 2 барана. Один смотрит на юг, другой на север. Видят ли они друг друга?
Ответ: да, если стоят лицом друг к другу.
7..Как можно одним мешком пшеницы, смолов её, наполнить 2 таких же мешка?
Ответ: надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем насыпать пшеницу.
8..Сумма трех четных чисел равна 12.назовите их, если слагаемые не равны между собой.
Ответ: 2, 4, 6.
2.Этап «Океан нерешённых задач»
Ведущий. А сейчас мы с вами попадем в Океан нерешенных задач.
Задачи у каждой команды лежат на столе.
ПУПС - Океан нерешенных задач
1.Пользуясь данным рисунком, найдите площадь заштрихованной фигуры (сторона квадрата равна 8 см и π≈3)
2.Домашнее задание. Определить площадь заштрихованной фигуры, если ґ=8 см и π≈3,14
3.Море подсказок. Найти площадь заштрихованной фигуры , если R=5 см и ґ=4 см, π≈3.
БУМ - Океан нерешенных задач
1.Пользуясь данным рисунком, найдите площадь заштрихованной фигуры R≈ 8 см и π≈3)
2.Домашнее задание. Определить площадь заштрихованной фигуры, если a=8 см, b=6 см и π≈3,14
3.Море подсказок. Найти площадь заштрихованной фигуры , если R=7 см и ґ=6 см, π≈3.
3.Этап - «Логово морского чудовища»
Ведущий. А сейчас мы с вами попадем в Логово морского чудовища. Каждая команда должна расшифровать слово.
Задачи у каждой команды лежат на столе.
ПУПС - Логово морского чудовища
Отгадайте зашифрованное слово.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Зашифровано слово: «ДРАКОН».
БУМ - Логово морского чудовища
Отгадайте зашифрованное слово.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Зашифровано слово: «УБИТЬ»
Ведущий. А теперь мы должны убить морское чудовище, чтобы продолжить путь дальше.
Из команды приглашаются три самых метких игрока. Игра Дартс, нужно попасть в центр. После поражения дракона рыцари на карте перемещаются.
4. Этап - «Магический кристалл»
Ведущий. Очень часто рыцарям помогали добрые силы. Их основными орудиями были волшебные предметы - магические кристаллы. Какой волшебник помогал королю Артуру? Правильно. Великий Мерлин. Возможно, и у него был магический кристалл…
На занятиях математического кружка мы с Вами узнали об обществе Пифагорейцев. Устройство мира они тесно связывали с геометрией.
1.Мир состоит из чего? Ответ: атомов.
2.Какую форму имеют атомы? Ответ: правильные многогранники.
3.Как переводится слово- «Эдра» ? Ответ: грань.
Давайте вспомним. Командам показываются поочередно модели правильных многогранников.
- тетраэдр («Огонь»), 4 грани;
- гексаэдр или куб («Земля»),6 граней;
- октаэдр («Воздух»), 8 граней;
- икосаэдр («Вода»), 20 граней ;
- додекаэдр («Вселенский разум»), 12 граней.
5.Этап «Берег мечты»
Ведущий. Мы высадились на Британский берег. Как известно, Англия славится своими великими поэтами: Уильям Шекспир, Роберт Бернс, Джордж Гордон Ноэль Байрон….И вам сейчас предстоит сложить четверостишие.
У каждой команды листок с рифмами. Команды сочиняют стихи
ПУПС - Берег мечты
Математика важна.
Рыцарь круглого стола.
Долг и верность навсегда.
Равенство и братство на века.
Истина - как «дважды два».
БУМ - Берег мечты
Британия - скитания.
Дама сердца - соус с перцем.
Рыцарь в доспехах - море успехов.
Замок Камелот - королевский оплот.
Не стоит бояться этого конкурса.
Я привожу результат творчества ребят.
Команда БУМ:
«В старой доблестной Британии
Начались наши скитания.
Все преграды мы пройдем,
В Камелот мы попадёмТам увидим даму сердца.
Это - просто «соус с перцем».
Все задачи разгадаем,
Все шарады мы решим.«Математика поможет!»-
Скажем дружно, как один!»
Команда ПУПС:
Пусть несутся столетий года,
Но живо старое преданье
О рыцарях круглого стола
И Ланселоте влюбленном в изгнании.Кануло в прошлое время ратных боев,
Турниров, осад и вольных стрелков.
Но правда только одна у нас есть-
Равенство, братство, верность и честь.И больше не нужны никакие слова.
Истина эта - как «дважды два»!
6.Этап - «Пустыня жажды»
Ведущий. По дороге к Камелоту мы попали в Пустыню жажды, хотя для Британии это не совсем обычно. У нас есть небольшой запас воды:2 бутылки. Задача участников: как можно быстрее выпить воду, чтобы каждому участнику достался хотя бы один глоток.
7.Этап - «Детективы»
Ведущий. Нашим командам предстоит произвести небольшое расследование как Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону.
ПУПС - Детективы
1.Что больше:15, 43 % от 5 или 5 % от 15, 43
Ответ: равны.
БУМ - Детективы
1.Что больше:15, 34 % от 4 или 4 % от 15, 34
Ответ: равны.
Ведущий. Ну вот мы достигли замка. И мы поняли, что настоящий рыцарь это?
Ребята отвечают.
Использованные интернет-источники.
1.http://www.4stupeni.ru/stady/olimp/3405-klub-vesyolyx-matematikov.html;
2.https://nsc.1sept.ru/view_article.php?ID=200901312;
3.school15001.kgorodok.edusite.ru/DswMedia/gazeta14.doc