Интеллектуальная игра "Поход за грибами"

Разделы: Внеклассная работа


Цели внеклассного мероприятия:

  • Обобщить пройденный материал по теме «Грибы»
    • Оценить знания основных понятий и терминов по теме
    • Оценить умения определять съедобные и ядовитые грибы
    • Создать средствами предмета условия для того, чтобы школьник умел вести себя в природной среде.
  • Продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельного приобретения новых знаний.
  • Продолжить воспитание взаимопонимания друг с другом, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Задачи внеклассного мероприятия:

  • Сформировать познавательный интерес к биологии;
  • Связать школьную биологию с жизнью;
  • Углубить и расширить содержание изучаемого предмета;
  • Развить способности учащихся;
  • Совершенствовать умения пользоваться источниками информации.

Оборудование:

  • Вариант №1: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация «Поход за грибами» [Приложение 1], игральный кубик, игровое поле для команд (два листа), две корзинки, грибы – жетоны, два эстафетных гриба [Приложение 2], лист Microsoft Excel [Приложение 3], две грамоты для награждения команд [Приложение 4].
  • Вариант №2: игральный кубик, игровое поле для команд (два листа), путеводные листы для команд (два листа), карточки с ребусами, путеводный лист для жюри, две корзинки, грибы – жетоны, два эстафетных гриба [Приложение 2], две грамоты для награждения команд [Приложение 4].

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

Класс разбивается на две команды, выбираются капитаны и помощники (жюри).

Подготовка приветствия:

  • придумать название команды (связанное с темой «Грибы»);
  • придумать и выполнить эмблемы для членов команды;
  • придумать девиз (в любой форме);
  • выполнить рисунки грибов;
  • подготовить загадки, ребусы, пословицы, поговорки, приметы о грибах;

Подготовка кабинета:

  • рисунки грибов;
  • расстановка парт для команд;

II. Проведение игры

Команды занимают места, рассаживаются по группам.

Вступительное слово учителя. На уроках биологии мы изучили тему «Грибы», узнали много нового и интересного о грибах и сегодня поиграем в игру «Поход за грибами», используя полученные знания.

Приветствие команд.

Разминка.

Учитель. Мы отправляемся в поход за грибами. Что же нам понадобится для похода?

Отгадайте загадку:

Когда за грибами
Ты в рощу идешь
Ее непременно
С собою берешь. (корзина). [1.1.]

Какие правила надо соблюдать в лесу? (назовите пословицы)

Грибы ищут - по лесу рыщут

В лесу шуметь - только грибы распугивать

Не выдирай руками грибочки, носи нож на цепочке

Не ходи за грибами с ведром, не губи лесное добро – клади их в лукошко, пускай дышат немножко. [2.1.]

Учитель объясняет условия игры.

Правила игры: Грибы располагаются на игровом поле в количестве: один гриб (одна клеточка поля). Грибы располагаются на игровом поле по прямой горизонтально либо вертикально, образуя «полянку» (всего 13 грибов). Капитан команды озвучивает выбранную командой координату выстрела (букву и цифру). Отвечают ученики по очереди, (если не справился один член команды, то другие участники команды могут помочь, но количество очков уменьшается в 2 раза) передавая следующему отвечающему «эстафетный гриб». Выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.

Начало игры: Каждой команде выдают игровое поле (если не используется презентация, то выдают путеводные листы и карточки с ребусами), корзинку, эстафетный гриб. Жюри выдают путеводный лист.

Методом жеребьевки определяется команда, начинающая игру. Капитан озвучивает выбранную командой координату выстрела. В случае попадания в гриб команда противника задаёт теоретический вопрос (при правильном ответе команда получает 2 балла и право хода; при отказе от ответа право хода переходит соперникам и возможность ответить на вопрос, заработав 1 балл). При этом в ячейке ставится крестик. В случае промаха (попали в ячейку с буквой «Р» (ребус), «З» (загадка), «Пс» (пословица), «Пг» (поговорка), «Пр» (примета)) ход переходит к команде противника, которая предлагает решить ребус, отгадать загадку, продекламировать пословицу, поговорку или примету (в случае правильного ответа команда получает 1 балл; в случае затруднений команда соперников может дать правильный ответ, получив 0,5 балла). При этом в ячейке ставится точка.

На завершающем этапе игры командам предлагается разгадать квадрослов. За каждое слово команда получает 0,5 балла.

Помощники фиксируют результаты команд в путеводном листе для жюри или в ноутбуке, раздают грибы – жетоны (за 2 балла – съедобный гриб, за 1 – 0,5 балла – ядовитый гриб), следят за ходом игры.

III. Подведение итогов игры

После решения квадрослова жюри подсчитывает очки, выбирается команда-победительница. Проводится награждение команд (командам вручаются грамоты), лучшим участникам выставляются оценки.

Источники информации

Литература учебная

1. Пасечник В. В. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. М.: Дрофа, 2002.

Интернет-ресурсы

1. Загадки

1.1. http://www.lavrentevalud.21310s13.edusite.ru/p5aa1.html

1.2. http://vneklassa.narod.ru/pages/pages_03_1/page_03_1_d.htm

1.3. http://gm-romanova.narod.ru

2. Пословицы, поговорки, приметы о грибах

2.1 http://mycoweb.narod.ru/fungi/Stories/Poslovicy_o_gribah.html

3. Картинки в презентации

Слайд № 3 http://static.diary.ru/userdir/5/5/8/7/558761/60763581.jpg

Слайд № 5 http://ib1.keep4u.ru/s/080817/59/590a3d753c04e4647e.jpg

Слайд № 15 http://www.croxteth.co.uk/Images/Fly_Agaric_800_tcm80-72323.JPG

Слайд № 17 http://img-fotki.yandex.ru/get/5508/ukrsad-org.29/0_547e6_4721eba2_XL

Слайд № 21 http://korkis.net/Image/Griby/amanita%20citrina.jpg

Слайд № 27 http://img-fotki.yandex.ru/get/32/lena230878.16/0_120f1_12ddcc97_XL

Слайд № 33 http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/26/62/26062754_84.jpg

Слайд № 35 http://indasad.ru/images/stories/ogorod/griby/belii_grib.jpg

Слайд № 39 http://img-fotki.yandex.ru/get/3/partperm.0/0_2a07_afec73bc_XL

Слайд № 51 http://mycoweb.narod.ru/fungi/News/News_2004-07-15/Suillus_grevillei_1_20040715.jpg

Слайд № 55 http://www.khutulka.com/pictures/f065868f197470bc194bffe17c24381e-20111009.jpg

Слайд № 59 http://vertun.35photo.ru/photos/20080718/49346.jpg

Слайд № 71 http://www.bochkavpechatleniy.com/data/photo/74171/caf3d1a1ac1904315b47a607c6c5a210_original.jpg

Слайд № 75 http://megalife.com.ua/uploads/posts/2008-02/1203972111_239371_335_341_artfile_ru.jpg

Слайд № 77 http://gribochki.com.ua/wp-content/uploads/2010/10/openok-osenniy2.jpg

Слайд № 89 http://i013.radikal.ru/0710/3e/ba3b222a009b.jpg

Слайд № 89 https://bio.1sept.ru/2004/09/17.gif

Слайд № 91 http://kosmais.narod.ru/images/ustilago.jpg

Слайд № 95 http://img-2005-08.photosight.ru/08/978982.jpg

Слайд № 96 http://www.prirodasibiri.ru/images/pages/2pg5_69_69.jpg

Слайд № 97 http://ribalych.ru/wp-content/uploads/2011/10/1_00510.jpg

Слайд № 98 http://club.itdrom.com/files/gallery/gal_photo/live_world/10452.jpg

Слайд № 99 http://samsebelekar.ru/Img/borovik.jpg

Слайд № 100 http://mycoweb.narod.ru/fungi/Boletales/Suillus_grevillei_20030807c.jpg

Слайд № 101http://www.baltic-fishing.ru/images/stories/griby/Spravochnik_gribov/Podosinovik_krasnyj/Podosinovik_krasnyj2.jpg

Слайд № 102 http://akotlyar.com/uploads/posts/2009-03/1237562859_grib11001.jpg

Слайд № 103 http://turizm.lib.ru/img/n/nowak_anatolij_wladimirowich/tyla/009-bolxshieopjata.jpg

Слайд № 104 http://macroid.ru/_data/medium/11/DSC_4237_1.jpg