Программное содержание.
- Формировать представления о людях разных национальностей.
- Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми.
- Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности.
Предварительная работа.
Индивидуальная работа с детьми и родителями в подборе и разучивании стихотворений, песен, танцев. Чтение книги “Мальчики и девочки мира” Нуриа Рока (серия “Для малышей и взрослых”). Беседа “Жизнь людей на нашей планете”. Рассматривание иллюстраций “Кухня народов мира”, “Народы России и ближнего зарубежья”, “Народы мира”.
Материал и оборудование.
Мультимедийная установка, картинки, плакаты на тему “Толерантность”, аудиозаписи песен “Здравствуй, Родина моя!” музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибреева, мелодии: “Итальянская полька”, музыка С. Рахманинова; “Норвежский танец” автор Э. Грич; “Немецкий танец” музыка
Л. Бетховена; “Старинная французская песенка” П. Чайковский; “Русская народная плясовая”.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение “Это наша Родина” (Л.Некрасова).
Встанем утром рано,
Выглянем в окно
Смотрит с неба солнце,
Светит нам оно.
Все, что ясным утром
Видно из окна
Это наша Родина,
Родная сторона.
(1 картинка – Глобус)
Воспитатель.
Сегодня мы с вами поговорим о дружбе и взаимопонимании людей разных национальностей. Земля – это общий дом для всех народов. На Земле очень много различных стран. А вы, ребята, какие страны знаете?
Дети: Россия, Болгария, Германия, Америка…….
Воспитатель.
Давайте поиграем в игру “Кто где живёт”. Я называю страну, а вы называете народ который там живёт.
Игра “Кто, где живёт?”
Америка – американцы
Россия – россияне
Англия – англичане
Франция – французы
Китай – китайцы.
(2 картинка – Лица людей разных национальностей)
Воспитатель.
Вместе с нами на земном шаре живут люди различных национальностей. Они различаются по цвету кожи, волос, разрезу глаз.
(3 картинка – Костюмы народов мира)
Воспитатель.
Каждый народ имеет свои национальные костюмы, имеет свой родной язык. Россияне говорят на русском языке. Помогайте мне.
Дети:
Французы на французском
Китайцы на китайском
Англичане на английском
Немцы на немецком
Болгары на болгарском.
(4 картинка – Блюда)
Воспитатель.
Любимые праздники и кушанье каждого народа по-своему интересные и очень многообразные.
Мы пьём чай, который вырастили в Индии.
Воспитатель.
Где придумали Кока – Колу и Сэндвич?
Дети.
В Америке.
Воспитатель.
Родина риса?
Дети.
Китай
Воспитатель.
Какие блюда русской национальной кухни вы знаете?
Дети.
Пироги, блины, щи, мясо с грибами, каши, икра, мёд, кисель, студень.
Воспитатель. У каждого народа свои песни и танцы. Многие мелодии мира вам знакомы и очень нравятся. Давайте послушаем и вы их сразу узнаете.
(Звучат отрывки из мелодий: “Итальянская полька”, музыка С. Рахманинова; “Норвежский танец” автор Э. Грич; “Немецкий танец” музыкаЛ. Бетховена; “Старинная французская песенка” П. Чайковский; “Русская народная плясовая”.
Физминутка
Воспитатель.
А сейчас я вас всех приглашаю станцевать под русскую народную плясовую.
Дети танцуют.
(5 картинка – Сказки)
Воспитатель.
Ребята назовите мне пожалуйста зарубежные сказки, то есть сказки других народов.
Дети:
“Приключение Вини – Пуха и его друзей”, “Красная Шапочка”, “Кот в сапогах”, “Маугли”.
“Буратино”.
Воспитатель.
Молодцы! А теперь назовите русские народные сказки.
Дети: “Колобок”, “Царевна – лягушка”, “Маша и медведь”, “Иван-царевич и Серый волк” и т.д.
Воспитатель.
Молодцы, всё правильно. А у меня к вам следующий вопрос.
(6 картинка – “Дети разных народов” играют, идут в школу, занимаются спортом, гуляют, танцуют, поют).
Воспитатель.
Какие общие интересы у детей разных стран?
Дети.
Смотрят мультфильмы, ходят в школу, детский сад, занимаются спортом, играют.
Воспитатель.
Чего общего у всех этих детей?
Дети.
Смеются, плачут, веселятся.
Воспитатель.
Давайте и мы с вами поиграем в игру.
Русская народная игра “Золотые ворота”.
(7 картинка – Мамы и дети)
Воспитатель.
У всех детей есть мама, которая их родила, которая их любит и оберегает от всех бед. Каждому ребёнку больно, когда ему причиняют боль, обидно, когда над ним смеются. Каждый ребёнок желает, чтобы его любили и уважали независимо от того, где и в какой стране он родился и живёт.
(8 картинка – Народи ближнего зарубежья)
Воспитатель.
В России живут не только русские люди, но и люди других национальностей…. помогайте мне.
Дети: украинцы, белорусы, грузины, узбеки, татары, башкиры, чеченцы, мордва, чуваши.
Воспитатель.
Взрослые работают, дети ходят в школу и в детские сады. Все люди стараются жить в мире друг с другом, и это прекрасно. Среди нас тоже есть дети других национальностей и они приготовили для нас свои национальные номера.
Ребенок. Украинская песенка “Лейся, лейся дождик” Обработка Г. Литвака.
Лейся, лейся дождик.
Сварю тебе борщичек.
Квасу полный ковшичек!
Лейся, лейся, дождичек,
Ключом, ручьём, водицею
Над нашею пшеницею!
Ребёнок читает стихотворение “Молдавская колыбельная” Пересказ И. Токмаковой.
Баю, баю, надо спать,
Все придут сынка качать.
Приди, конь,
Успокой.
Приди, щука,
Убаюкай.
Дай нам сом
Сладкий сон.
Ребенок
Исполняется народный узбекский танец “Ручеёк”.
Воспитатель.
Мы знаем, что люди бывают плохими и хорошими. Важно понимать, что человеческие качества никак не связаны с цветом кожи или разрезом глаз. Относиться плохо нужно к человеку злому, жадному, лживому, а к людям добрым и честным испытывать симпатию, независимо от национальности.
Я знаю, что вы всегда будете добры и внимательны, заботливы ко всем людям и к большим и маленьким, чёрненьким и рыженьким.
И в конце нашего занятия давайте возьмёмся крепко и дружно за руки и споём песню.
Исполняется песня “Дружат дети всей Земли”.