2-й класс
Тема: Слово. Предложение.
Цель: познакомить учащихся с ролью предложения и слова в процессе общения людей.
Задачи урока:
- Формировать представление о слове, как единице речи, которая является названием чего-либо; уточнить представление о своеобразии предложения и слова по их роли в процессе общения людей.
- Развивать речь, орф.зоркость, память, наблюдательность, внимание.
- Воспитывать здорового человека.
Оборудование к уроку: учебник “Русский язык 2 кл”, компьютер, мультимедиа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
II. Актуализация опорных знаний:
1.Зарядка для пальцев рук.
2.Минутка чистописания: (слайд1,2)
– Рассмотрите буквы л, а, с, о, в – на какие три группы можно разделить эти буквы?
(гласные, согласные парные, согласные непарные – слайд 2)
– Составьте и запишите различные цепочки из данных букв.
(Обратить внимание на посадку детей и на положение тетради.)
III. Постановка проблемы:
– Какое слово можно собрать из данных букв? (слайд 3)
(слова)
IV. Работа над новым:
Знакомство с темой урока (слайд 4).
1. (Слайд 5) – Рассмотрите предметы. Назовите их.
Что вы использовали, чтобы назвать эти предметы?
(слова)
В каких предметах спрятались данные слоги?
Запишите эти слова.
Подчеркните тот слог, в слове, который не
является ударным.
Как называется гласная в безударном слоге?
(безударная гласная).
Подчеркните безударные гласные в других словах.
Во всех ли словах можно проверить написание
безударной гласной?
В каких словах не нужно проверять правильность
написания безударной гласной? (груша)
Почему? (безударная гласная произносится чётко).
Проверьте написания данных слов по образцу.
(Слайд 6).
Что обозначают эти слова? (предмет)
2. Каждый предмет имеет свои признаки. Назовите
признаки данного предмета. (Слайд 7).
– Что вы использовали, чтобы назвать признаки
предмета? (слова).
– Предметы могут совершать какие-то действия
(слайд 8).
Что этот предмет может делать?
Что вы использовали, называя действия предмета?
(слова)
Люди внимательно наблюдают за всем, что есть
вокруг них: за предметами, их признаками,
действиями, и дают им названия.
Если предмет не имеет своего названия, то людям
тяжело понять, о чём идёт речь, нужно каждый раз
показывать друг другу этот предмет.
Что такое слово? Для чего нужны слова?
Знакомство с правилом. (Слайд 9)
Физминутка (для глаз, для туловища.) слайд 10
Прочтите (слайд 11) сравните слова и предложения.
Чем отличаются слово от предложения?
Спишите предложения. Подчеркните слова,
обозначающие предмет одной чертой.
V. Первичное закрепление:
Самостоятельная работа (слайд 12) составьте из данных слов предложения и запишите, вставляя пропущенные буквы.
В.р.бьи, кр.ях, з.муют, в, р.дных.
Гр.чи, на, улетают, зиму, в, м.ста, тёплые.
Объясните написания пропущенных букв.
Проверьте по образцу (слайд 13)
Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Чем является подлежащее в предложении, чем является сказуемое в предложении?
Давайте сделаем вывод, что такое предложение?
(слайд 14)
Работа с правилом учебника с.4
VI. Итог. (Слайд 15) что узнали на уроке?
Что могут обозначать слова?
Что такое предложение?
(Слайд 16).
VII. Д/з выучить правило на с.4.
3-й класс
Тема: Упражнение в проверке безударных гласных в корне
Цели урока:
- Отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне, правильно подбирать проверочные слова для проверки слов с проверяемой безударной гласной в корне.
- Развивать орфографическую зоркость, умение правильно находить проверочные слова, использовать элементы исследования.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ход урока
I. Организационный момент. (Фрагмент песни “Чему учат в школе”)
II. Актуализация опорных знаний:
- Проверка домашнего задания комментированным чтением.
- Зарядка для пальцев рук.
- Сообщение темы и цели урока. (Слайд 1)
- Оформление записи в тетрадях.
- Дидактическая игра “Самый внимательный”
(Слайд 2)
Что общего в данных словах: коньки, пальто, декабрь?
Найдите букву, которая есть в каждом слове. Что вы можете сказать об этой букве?
Давайте пропишем эту букву. Из каких элементов состоит Ь? Обратите внимание на правильное написание буквы. - Минутка чистописания. Ь.
- Орфографическая работа: С каким из данных слов
мы встречаемся сейчас ежедневно? (декабрь)
Рассмотрите картинку с изображением (Слайд 3) обратите внимание на написание слова декабрь. Какие орфограммы выделены в этом слове?
Прочтите с этим словом пословицу: Д.кабрь – з.ме начало, году к.нец.
Можно ли проверить написание выделенных безударных гласных? Обоснуйте свой ответ.
Как называются эти орфограммы? (безударные гласные).
Сегодня мы продолжаем работать над безударными гласными и учиться находить проверочные слова к безударным гласным в корне. И определять можно ли подобрать проверочное слово для безударной гласной или написание этого слова нужно запомнить, так как нельзя проверить написание данной безударной гласной. - Физминутка. (Слайд 4).
III. Упражнение в проверке безударных гласных в корне:
1. Выбери задания (Слайд 5) на слайде вы видите 2
варианта заданий.
Первый вариант: Вставить пропущенные буквы и
устно подобрать к ним проверочные слова,
выделить корень.
1) Алый свет зари ск.льзит по веткам и ств.лам
д.ревьев.
Второй вариант. Найти допущенные в тексте ошибки.
Записать текст, исправляя данные ошибки. Устно
объяснить написание исправленных слов.
2) Солнце село, но в лису ещё свитло. Птицы весило
щибечут.
Выполнить нужно только один вариант по выбору.
(взаимопроверка)
Проверка комментированным чтением.
Итоговая проверка по образцу. (Слайд 6).
2. Прочтите загадку (Слайд 7)
В два р.да д.ма ст.ят–
Десять, двадцать, сто подряд.
Друг на друга гл.дят.
Опираясь на картинку отгадайте загадку. Напишите отгадку. Найдите это слова в орфографическом словаре, проверьте написание этого слова. Определите СУО данного слова . (слог, ударение, орфограмма). Укажите количество букв и звуков в этом слове.
Можно ли проверить написание безударной гласной И? Почему?
Запомните написание данного слова.
Составьте с этим словом предложение. (устно) Запишите, понравившееся предложение.
Подчеркните в данном предложении безударные гласные. Объясните их написания.
Подчеркните в этом предложении главные члены предложения. Проверьте в парах.
IV. Д/З.
C.109, упр.253 рассмотрите данное упражнение. Что нужно сделать?
Подберите проверочные слова, для того чтобы написать правильно безударную гласную в корне.
V. Итог.
О чем говорили на уроке?
Закончите моё предложение.
Чтобы проверить безударную гласную в корне
нужно…
Что было сложным на уроке?
Что хотелось бы пожелать себе?
Литература
- Т.Г.Рамзаева. Русский язык. 3 кл. 1часть – М.: Дрофа, 2008 г.
- Т.Г.Рамзаева. Уроки русского языка в 3 классе. М.Просвещение.
- Русская живопись. – Н.Н.Дубовский “Морозное утро”.