На уроке литературного чтения по программе Л.В.Занкова изучается русская народная сказка «Снегурочка». Детям было дано задание: прочитать и принести книгу со сказкой «Снегурочка». Читая и разбирая данную сказку, ребята пришли к выводу, что вариантов изложения этой сказки несколько, так как сказка относится к устному народному творчеству. Решили составить текст сказки сами, используя материал прочитанных книг. Позднее решили поставить спектакль по собственному сценарию.
Ребята готовили сами декорации, рисовали, учили песни и стихи, вырезали снежинки, читали все сказки о Снегурочках (авторские и народные), смотрели видеосказки, подбирали реквизит, репетировали.
Цель данной коллективной творческой деятельности:
- знакомство с литературными жанрами (сказкой народной, авторской);
- сплочение детского коллектива;
- развитие эстетического вкуса, артистических способностей;
- раскрытие творческого потенциала у учащихся начальной школы;
- развитие речи, памяти у детей;
- умение держаться на сцене перед зрителями, умение перевоплощаться.
Ход мероприятия
(Звучит музыка, мелодия плавная, напевная, спокойная.)
Автор:
Всякое дело в мире творится,
Про всякое в сказке говорится.
Жили-были дед да баба. Всего у них вдоволь – и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей у них не было. Всё они бывало кручинились, не о том, что уже ветра студеные, а о том, что нет у них детушек.
(3 девочки качают кукол и поют колыбельную, а старики смотрят на них)
2 автор: Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса. Ребятишки на улицу высыпали - на санях кататься, снежками бросаться, да и снежную бабу лепить.
(Дети играют в снежки, читают стихи и выполняют движения).
1-й ученик.
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам.
Песни севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит.
Наша юная кровь
На морозе горит.
2-й ученик.
Пришла зима пушистая
Вся улица в снегу.
Все с лыжами и санками
На улицу бегут.
3-й ученик.
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
4-й ученик.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами,
Среди полей, вокруг холмов.
5-й ученик.
Поет зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
6-й ученик.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
7-й ученик.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна…
8-й ученик.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
Искрится, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
(Дети изображают ходьбу на лыжах, катание на коньках, игру в снежки.)
Дед:
Что, жена, призадумавшись сидишь,
На чужих ребят глядишь.
Пойдем-ка и мы разгуляемся,
Слепим снежную бабу.
Баба:
А что пойдем, дед, на улицу.
Только на что нам бабу лепить?
Давай-ка слепим дочку Снегурочку.
1 автор: Сказано сделано. Пошли старики в огород и давай дочку лепить. Вылепили дочку, вместо глаз 2 голубеньких бусинки, на щеках 2 ямочки. Куда как хороша снежная дочка –Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой не насмотрятся, любуются – не налюбуются.
2 автор: А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается. Шевельнула Снегурочка ножками, ручками, с места сдвинулась да и пошла.
Снегурочка:
Я - девочка Снегурочка!
Из вешнего снега скатана.
Здравствуй, дед! Здравствуй, баба!
Я для вас теперь отрада.
(Дед и баба удивляются.)
Баба: Дед! Да это у нас доченька – живая Снегурочка – дорогая!
Дед:
Ай да Снегурочка!
Сдобная коурочка.
Из вешнего снега скатана,
Вешним солнышком нагретая!
Баба:
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветное платье рядить,
Уму разуму учить!
1 автор: Растет Снегурочка не по дням, а по часам. Что ни день – Снегурочка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не налюбуются.
(Снегурочка тарелки вытирает, пол пометает.)
2 автор: Всё шло хорошо у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили во двор.
Тут и случилась беда. Пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать тоненьким голоском.
Лиса: Жученька! Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик! Пусти в хлевушек погреться!
Жучка: Ах, Лиса – краса! Ну зайди погрейся!
1 автор: А лиса – злодейка двух кур задушила да в лес утащила. Как узнал про это старик, так и выгнал Жучку.
Дед: Иди – куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься.
(Звучит печальная музыка.)
2 автор: Вот и пришла весна – красна, набухли почки, полетели пчелы в поле, запел жаворонок. Все рады – радешеньки, девушки песни поют.
(Девочки водят хоровод и весеннюю песню поют.)
1 автор: Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях. А Снегурочка от солнца прячется, всё бы в тень, да в холодок.
Дед: Уж здорова ли ты, доченька?
Баба: Не болит ли чего Голубушка?
Снегурочка: Здорова я батюшка! Здорова я матушка!
1 автор: Вот собрались девушки в лес по ягоды – по малинку, чернику, алу земляничку.
Стали и Снегурочку с собой звать.
1 подружка: Пойдем с нами, Снегурочка!
2 подружка: Пойдем с нами, подруженька!
Дед и Баба: Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.
(Музыка. Танец «А мы в поле сеяли…» танцуют мальчики и девочки.)
2 автор: Деревцо за деревцо, кустик за кустик, и отстала она от подружек. Они звали, её аукали, но Снегурочка не слышала. Ушли подружки, а Снегурочка заплакала.
Снегурочка:
Ау, Ау!!! Снегурушка,
Ау, Ау!!! Голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурочка
Её подружки в лес заманили,
Заманивши – покинули.
(Идет медведь.)
Медведь:
О чем девица плачешь?
О чем красная рыдаешь?
Снегурочка:
Я - девочка Снегурочка,
Из вешнего снега скатана,
Вешним солнышком подрумянена.
Выпросили меня подружки
У дедушки, у бабушки,
В лес завели и покинули.
Медведь: Слезай, я тебя домой отведу.
Снегурочка: Нет, медведь, я не пойду с тобой, я боюсь тебя, ты съешь меня.
(Медведь уходит. Бежит волк.)
Волк:
Что девица плачешь?
О чем, пригожая, слезы льешь?
Снегурочка:
Я - девочка Снегурочка,
Из вешнего снега скатана,
Вешним солнышком подрумянена.
Выпросили меня подружки
У дедушки, у бабушки,
В лес завели и покинули.
Волк: Слезай, я доведу тебя до дому.
Снегурочка: Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя, ты съешь меня.
(Волк ушел. Снегурочка плачет. Лиса крадется.)
Лиса: Что девица - красавица слезы льешь? Чего печалишься?
Снегурочка:
Я - девочка Снегурочка!
Из вешнего снега скатана,
Вешним солнышком подрумянена.
Выпросили меня подружки
У дедушки, у бабушки,
В лес завели и покинули.
Лиса: Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорёхонько, я тебя до дома доведу.
Снегурочка: Нет лиса, льстивы твои слова. Я боюсь тебя – ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь. Не пойду я с тобой.
(Лиса ходит вокруг.)
Собака: Гав! Гав! Гав!
Снегурочка:
Ау! Ау! Жученька!
Ау, Ау! Милая!
Я здесь - девочка Снегурочка,
Из вешнего снега скатана,
Вешним солнышком подрумянена.
Выпросили меня подружки
У дедушки, у бабушки,
В лес по ягодки, в лес завели и покинули.
Хотел меня медведь увести, я отказала ему;
Хотел меня волк обмануть, я не поверила ему;
Хотела лиса сманить, я в обман не далась.
А с тобой, Жучка, пойду!
2 автор: Стоит медведь за пнем, волк на проталине, лиса за кустом, а все Жучку боятся, никто не подступает.
(Снегурочка с Жучкой уходят.)
Дед:
Здравствуй, Снегурочка!
Сдобная коурочка!
Из вешнего снега скатана,
Вешним солнышком пригретая.
Баба:
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветное платье рядить,
Уму разуму учить!
2 автор:
Жучку простили,
Молоком напоили,
Приняли в милость,
На старое место приставили,
Стеречь двор заставили.
(Дети выходят все и поют заключительную песню.)
- Кто тебе, Снегурочка,
Белый сшил наряд?- Сшил мне платье белое
Зимний снегопад!-Кто тебе, Снегурочка,
Песни пел зимой?- Пел мне песни ласково
Ветерок лесной.- Кто тебе, Снегурочка,
Бусы да из звезд?- Дал мне бусы яркие
Дедушка Мороз!- Ты скажи, Снегурочка,
Что желаешь нам?- Я желаю радости,
Всем своим друзьям!
Счастья, дружбы я желаю вам!
Спектакль «Снегурочка» лучше приурочить к новогоднему празднику. Дети участвуют с удовольствием в постановке спектакля.