ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс “История хореографического искусства” рассматривает формирование, преемственность и закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии; творческую деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков; произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.
Данная авторская программа предназначена для хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств. Программа рассчитана на 3 года обучения (3-5 классы).Возраст учащихся 9-14 лет. Форма занятий групповая, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность урока 45 минут. Объем всего курса составляет 102 часа, количество учебных недель – 34.
Варианты программы могут быть использованы не только на ступени дополнительного образования, но и в средних специальных учебных заведениях.
Цель курса:
- сформировать у учащихся целостное представление об исторических особенностях развития зарубежной и отечественной хореографии.
Задачи курса:
- дать знания по предмету;
- погрузить учащихся в атмосферу изучаемой эпохи, ознакомив с художественными стилями, хореографией, музыкой, костюмом, архитектурой;
- провести параллель между изучаемым теоретическим материалом и практическим на уроках по классическому, народно-сценическому, историко-бытовому и современному танцам;
- развить активное самостоятельное мышление учащихся;
- активизировать познавательный интерес учащихся к искусству в целом;
- воспитать художественный вкус на примере выдающихся произведений хореографии, музыки и других видов искусств.
Материал выстроен в хронологическом порядке: от древности по XX век включительно. Темы сгруппированы в разделы. Весь учебный материал систематизирован по определенным принципам:
- опора на исторические факты (каждую изучаемую эпоху следует связывать с общей характеристикой исторического периода);
– тематика прослеживается от западного искусства к отечественному (наряду со специфическими особенностями отмечается общность культур, их взаимовлияние);
- три последних десятилетия XX– начало XXI веков предлагается изучать в форме бесед с элементами дискуссии;
– особенностью программы является принцип разносторонних межпредметных связей, т.е. опора на историю, литературу, мировую художественную культуру, историю искусств, музыкальную литературу, хореографические дисциплины.
Программа состоит из двух частей и включает девять разделов.
Первый год обучения – I часть – История зарубежной хореографии
Раздел 1. Танцевальное искусство от древности до XIX века – открывается вводным уроком “Хореография как вид искусства”. Он знакомит учащихся с предметом и основными понятиями курса: хореография, танец, балет, балетмейстер, балетный спектакль и т.д.
Раздел охватывает длительный по времени период, включающий первобытные пляски, зарождение традиций бальной хореографии, возникновение ранних форм профессионального танца и определение балетного искусства как самостоятельного вида театральных представлений.
Раздел 2. Танцевальное искусство XIX века – посвящен изучению одного столетия, ставшего этапным между рождением балета и его кризисом. Предлагается взглянуть с разных ракурсов на сложную и противоречивую эпоху: возникновение коренных изменений в бальной хореографии и музыке, расцвет романтического балета и появление развлекательных спектаклей.
Тема “Танцевальное искусство глазами художников” подчеркивает необычное взаимодействие хореографии и живописи, влияние танца на восприятие, вдохновение, виденье художников разных направлений рубежа XIX-XX веков.
Раздел 3. Танцевальное искусство XX века – отражает перемены, произошедшие в хореографии многих стран; рассказывает о нововведениях, повлиявших на эстетику танцевального искусства.
Центральное место занимает материал о творчестве Айседоры Дункан и развитии танца модерн.
Раздел завершается изучением музыкальной и танцевальной культуры середины и второй половины XX века.
Второй год обучения – II часть – История отечественной хореографии.
Раздел 4. Танцевальное искусство от истоков до XIX века – формирует у учащихся представление о самобытности национальных традиций танца. Отмечает главные составляющие развития русской профессиональной хореографии – влияние западноевропейского балетного искусства и народной танцевальной культуры. Рассматривает влияние крепостного балета на формирование театральных представлений. В разделе также отмечается создание балетных школ Москвы и Петербурга.
Заключительная тема характеризует все преобразования в области хореографии на рубеже XVIII-XIX веков. Данная тема помогает обобщить и проанализировать изученный материал, а также является вводной для программы следующего раздела.
Раздел 5. Русский балетный театр первой половины XIX века – посвящен изучению прогрессивных явлений начала XIX века, связанных с самоопределением балетного искусства России.
В содержании отражена творческая судьба первых балетмейстеров, стоявших у колыбели русского балета. В раздел включены биографические уроки, связанные с жизнью и творчеством И.Вальберха и Ш.Дидло.
Тема “Пушкинский бал” продолжает изучение бальной хореографии. Особое внимание уделяется влиянию музыки и хореографии Западной Европы на салонную культуру России.
Учащиеся знакомятся не только с танцевальным искусством, но и с богатым музыкальным наследием (П.Чайковский, М.Глинка, А.Алябьев, А.Грибоедов, Б.Сметана).
Раздел 6. Балетный театр второй половины XIX века – возникновение симфонического балета.
Раздел охватывает период расцвета отечественной хореографии, включая сотрудничество хореографов с композиторами-симфонистами. Серии уроков посвящены произведениям М.Глинки и П.Чайковского.
Последняя тема года рассматривает творчество балетмейстера Мариуса Петипа, который ознаменовал своей деятельностью целую эпоху в развитии русского хореографического искусства и повлиял на развитие европейской хореографии.
Уделяется внимание творческому сотрудничеству М.Петипа с композиторами А.Глазуновым, ставшим непосредственным продолжателем традиций балетной музыки П.Чайковского.
Третий год обучения
Раздел 7. Реформаторы балетной сцены XХ века – освещает положение балета, выявляют творческие противоречия, возникшие внутри балетного театра. Характеризует работу балетмейстеров-новаторов А.Горского, М.Фокина, В.Нижинского, К.Голейзовского, Р.Захарова, стремящихся к воплощению на балетной сцене эстетических принципов нового столетия (объединения классического и пластического танца, жанровое многообразие, обращение к произведениям литературы, “драмбалет”).
Подробно рассматривается уникальное явление отечественной культуры “Русские сезоны” С.Дягилева, благодаря которым произошел новый расцвет русского балета и его победное шествие по всему миру.
Раздел 8. Исполнительское мастерство – своеобразная история русского балета XX века в лицах. В разделе описывается жизнь и творчество блистательных балерин и танцовщиков. Выбор был остановлен на тех, кто внес наиболее значительный вклад в развитие хореографического искусства России XX века. Программой предусмотрено знакомство с творчеством композиторов С.Прокофьева, А.Хачатуряна, Р.Щедрина и подробное рассмотрение балетов “Ромео и Джульетта”, “Золушка”, “Спартак”, “Кармен-сюита”.
При изучении тем раздела рекомендуется:
- данные музыкальные произведения рассмотреть во взаимосвязи с темами, посвященными исполнительскому мастерству;
- на примере перечисленных спектаклей показать контрастность тем, сюжетов и образов, а также подходы к их решению;
- отметить характерные особенности музыкальной культуры XX века.
Раздел 9. Многообразие танцевальных форм – является заключительным и обобщающим.
Темы раздела перекликаются с вводным уроком курса “Хореография как вид искусства”. В соответствии с ним в разделе, помимо классического танца, представлены народно-сценический и современный бальный танцы.
Беседу о хореографическом искусстве второй половины XX – начале XXIв.в. рекомендуется строить с опорой на журнальные и газетные публикации (“Балет”, “Музыкальная жизнь”, “Культура” и др. издания). В материал третьего года обучения включено большое количество музыкальных примеров, что позволит учащимся познакомиться с произведениями многих известных композиторов: А.Бородина, К.Вебера, К.Дебюсси, И.Стравинского, Р.Шумана, С.Василенко, Н.Римского-Корсакова, К.Сен-Санса, Б.Асафьева, А.Глазунова, А.Аренского, Ф.Шопена и др.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории хореографического искусства учащиеся должны
Знать и понимать:
- теорию и историю хореографии;
- периодизацию зарубежного и отечественного хореографического искусства;
- основные стили и направления в искусстве;
- роль хореографии в жизни людей и в своей собственной жизни;
- виды хореографии и её выразительные средства;
- имена и основные произведения выдающихся русских и зарубежных балетмейстеров, танцовщиков, композиторов.
Уметь:
- различать характерные черты различных музыкальных произведений (современная или старинная, народная или композиторская музыка);
- сравнивать наиболее яркие художественные стили;
- владеть понятийным аппаратом курса;
- приводить примеры общезначимых культурных ценностей от древнейших времён до наших дней;
- соотносить конкретный пример хореографического искусства с определённой эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
- владеть навыками поиска информации в области хореографического искусства из различных источников (словари, энциклопедии, книги по искусству, сеть Интернет и др.);
- описывать и анализировать знакомые произведения искусства и выражать своё отношение к ним (устно и письменно).
Формы контроля успеваемости и подведения итогов
Помимо часов, отведенных на изучение тем раздела в каждой четверти, предусмотрены часы для осуществления промежуточного и итогового контроля.
Разновидностями промежуточного контроля является поурочный контроль, а также тематический контроль, охватывающий содержание ряда уроков.
По окончании четверти проводится контрольный урок с использованием разнообразных форм и методов проверки знаний материала четверти. Экзаменов по данному предмету нет.
Основными формами контроля являются:
- тесты;
- музыкальные викторины;
- устные опросы;
- тематические кроссворды (возможно, составленные учащимися);
- угадайки с использованием иллюстраций;
- рефераты.
Виды тестов:
а) выбрать правильный вариант ответа из нескольких предложенных;
б) дать письменное пояснение к термину или понятию. Возможны игры-тесты: по переводу определить термин или наоборот, дать точный перевод термина (материал из словаря).
Музыкальные викторины тоже могут быть с различными заданиями:
а) назвать конкретное произведение;
б) определить стилевое направление;
в) назвать автора.
Создание презентаций и защита проектов(для старших учащихся).
Для проекта, используемого как итоговое занятие, могут быть предложены темы, завершающие изучение определённого раздела программы и представленные как итог работы по разделу или же по всему курсу.
Варианты устного контроля:
а) индивидуальные и фронтальные опросы;
б) ответы на вопросы с последующей письменной работой, когда ключевые формулировки и термины заносятся в словарь.
Для проверки прочности знаний учащихся, их умения ориентироваться в полученной информации, рекомендуется использовать письменные работы с различными заданиями, построенными на материале словаря.
Например, выбрать из словаря названия стилей искусства и расположить их в хронологическом порядке, выбрать названия музыкальных инструментов, имена русских композиторов XX века и т.п.
Реферат:
наиболее сложная форма письменной работы, сочетающая в себе план и конспект. Выбор такой формы свидетельствует о знании литературы по конкретной теме, о собственном мнении ученика, о навыках анализа и обобщения изученного материала, умении правильно оформить работу. Реферат может быть посвящен узкой теме или оформляться как зачетная работа по всему курсу истории хореографического искусства – на усмотрение преподавателя.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В программе представлено максимальное количество материала, который может быть качественно усвоен за данный период обучении.
Содержание включает примеры понятий, иллюстраций, музыкальных и литературных произведений. Преподаватель по своему усмотрению может внести некоторые изменения. Например, привлечь другие имена в раздел “Исполнительское мастерство” или использовать музыкальные примеры и наглядный материал в соответствии со своими творческими наклонностями и вкусами. Главным требованием является художественная ценность представленных произведений.
Программа предполагает использование разнообразных форм работы: рассказ и беседа с привлечением иллюстративно-наглядного материала (рисунки, репродукции, фотографии), просмотр видеокассет и DVD, слушание аудиозаписей, дискуссия. Дополнительной формой работы является посещение балетных спектаклей, танцевальных фестивалей, конкурсов, различных выставок и т.д. с последующим анализом в форме беседы или творческой письменной работы (творческого сочинения).
При рассмотрении тем, посвященных танцевальному искусству разных эпох, рекомендуется использовать репродукции подлинных произведений искусства изучаемого периода (особенно при знакомстве с костюмом).
Характеристика музыкальных произведений (балетов) должна обязательно включать сведения о композиторе, истории создания, знакомство с содержанием, разбор музыкальной и хореографической структуры произведения в тесном единстве.
При изучении каждого пласта культуры следует знакомить учащихся с исторической обстановкой. Возможно проведение интегрированных уроков с привлечением материала, изучаемого на хореографических дисциплинах. Например: урок по истории хореографического искусства и историко-бытовому танцу на тему “Пушкинский бал” и т.п.
Большую роль в запоминании полученных знаний играет составление учащимися словаря и заполнение составленных преподавателем синхронистических таблиц. Словарь ведется со второго урока и в него заносятся новые термины, понятия курса, имена выдающихся представителей эпохи: балетмейстеров, танцовщиков, композиторов. С этой же целью следует привлекать учащихся к другим видам творческой деятельности. Это может быть рисование на тему “История костюма”, рисование под впечатлением от изученного материала или на тему “Ваше представление о …” (готической архитектуре, танце Индии, танцах эпохи средневековья, романтическом балете и пр.). Основной вид домашних заданий по истории хореографического искусства – работа со словарем и записями в тетрадях. Исходя из этого, преподавателю следует давать под запись достаточное количество материала, чтобы сформировать у учащихся целостное представление об изучаемой теме. При этом необходимо рационально распределять на занятии письменную работу, рассказ, беседу и другие виды деятельности.
В 5 классе дополнительной формой обучения является домашняя учебная работа, направленная на формирование умений самостоятельного выполнения задания, развитие самостоятельного мышления.
Например: подготовить сообщение или написать реферат о жизни и творчестве балетмейстеров или танцовщиков, не вошедших в тематический план, но сделавших свой вклад в развитие хореографического искусства (Н.Бессмертнова, Ю.Дудинская, Л.Лавровский, М.Семёнова и др.).