Цель урока: формирование и закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с новой для них конструкцией сложноподчинённого предложения.
- Научить 5-классников правильной постановке запятых в сложноподчинённом предложении типа «матрёшка».
- Формировать универсальные учебные действия.
Ход урока
- Перед нами два простых предложения:
Налетает ветер. Леса шумят океанским гулом.
- Почему эти предложения являются простыми? А в отличие от простых мы используем ещё и сложные предложения. Дайте определения простого и сложного предложения.
- Можно ли из этих простых предложений составить сложное? Составим и запишем сложные предложения разных конструкций, используя известные нам схемы:
[ - = ] , [ - = ].
[- = ] , и [- = ].
[ - = ] , ( когда - = ).
( Когда - = ) , [ ].
- Прочитаем получившиеся предложения и дадим им характеристику:
Налетает ветер, леса шумят океанским гулом.
Налетает ветер, и леса шумят океанским гулом.
Леса шумят океанским гулом, когда налетает ветер. - Когда налетает ветер, леса шумят океанским гулом.
А) называем грамматические основы;
Б) определяем способ связи простых предложений (союзная или бессоюзная связь);
В) определяем вид союзных предложений (сложносочинённое или сложноподчинённое).
- А можно ли составить сложное предложение вот такой конструкции? Используем схему:
[ - , ( когда - = ) , = ].
- Запишем это предложение, сделаем его разбор и дадим характеристику.
Леса, когда налетает ветер, шумят океанским гулом.
- Чем интересно сложное предложение такой конструкции? Обращаем внимание на постановку запятых. Как не ошибиться, расставляя запятые в предложении типа «матрёшка»?
А) первая запятая ставится перед союзом;
Б) чтобы правильно поставить вторую запятую, нужно отделить простые предложения друг от друга, выстроить их цепочкой, определить их смысловые границы;
В) обращаем внимание на интонацию при чтении предложения.
Делаем выводы:
- Простые предложения в составе сложноподчинённого могут располагаться по-разному, а именно…
- Если простые предложения расположены друг за другом (цепочкой), то запятые ставятся…
- Если в сложноподчиненном предложении одно простое расположено внутри другого, то запятые ставятся…
Для закрепления полученных знаний и усвоения пунктуационного правила выполняем тренировочные задания (дидактический материал взят из книги Г.Г.Граника и С.М.Бондаренко «Секреты пунктуации», М. Просвещение, 1987)
Задание 1 – Расставь запятые правильно!
В данных сложноподчинённых предложениях типа «матрёшка» допущены пунктуационные ошибки, что привело к нарушению смысловых отношений. Исправим эти ошибки (задание выполняем устно, при чтении обращаем внимание на интонацию):
- У реки, где мы часто ловили рыбу на опушке леса, горел костёр.
- По вечерам я развлекал сестрёнку, которая болела чтением вслух.
- Сестрёнка слушала приключения Тома Сойера, которые ей понравились с большим интересом.
- За движениями рыбок, которые плавали в аквариуме жадными глазами, следила кошка.
- В доме, где я живу во вторник, состоится собрание жильцов.
- В лесу, куда мы часто ходили, за грибами растут высокие берёзы.
- По дороге, по которой только что промчался автомобиль босиком, бежал Мишка.
Задание 2 - Составь текст из «матрёшек»!
Текст, состоящий из четырёх сложноподчинённых предложений-«матрёшек», рассыпался на составные части: слева расположены главные части предложений, а справа – зависимые. Необходимо подобрать части друг к другу и расположить предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.
1. Дети …… иногда ходят в школу на х..дулях. |
1. ….где находится школа… |
|
2. Соседний остров … отд..ляется от их острова неглубоким проливом. |
2. …чтобы у них (не)проп..дали уроки.. |
|
3. Этот пролив… сильно м..леет, поэтому нельзя пользоваться лодками. |
3. …которые живут на одном из маленьких островов Японии… |
|
4. И дети….перепр..вляются через пролив на х..дулях. |
4. …когда долго (не)идут дожди… |
- Предложения составляем, записываем на доске, выполняем графический комментарий: подчёркиваем грамматические основы, обозначаем союзы, расставляем запятые, рисуем схемы. Читаем получившийся текст.
Готовый текст:
Дети, которые живут на одном из маленьких островов Японии, иногда ходят в школу на ходулях. Соседний остров, где находится школа, отделяется от их острова неглубоким проливом. Этот пролив, кода долго не идут дожди, сильно мелеет, поэтому нельзя пользоваться лодками. И дети, чтобы у них не пропадали уроки, переправляются через пролив на ходулях.
Подводим итоги урока.
- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Чему научились?
Ещё раз обращаем внимание учеников на то, что главной целью нашей работы является орфографическая и пунктуационная грамотность, а также умение выражать свои мысли не только простыми, но и сложными синтаксическим конструкциями.