Цель: на основе анализирующего наблюдения и воспитания волевых качеств создать условия для овладения способом различения предлога и приставки.
Учебная задача: овладеть алгоритмом различения предлога и приставки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Настрой, осанка, порядок на парте.
2. Актуализация знаний
На доске:
Поправил Саша свой пробор
И прочитал стихи про бор.Решили лисы кролика запечь,
А кролик из духовки прыг за печь.
а) Проблемная ситуация
– Что здесь не так? (Обсуждение в парах)
б) Выдвижение и проверка гипотез
Пробор – линия, образующаяся на голове
между рядами расчёсанных на две стороны волос, про
– приставка.
Бор – хвойный лес, про – предлог.
Запечь – глагол, за – приставка.
Печь – имя существительное, за –
предлог.
– Как вы рассуждали?
– Какое противоречие заметили? (Слова
слышатся одинаково, а пишутся по-разному).
– Почему необходимо различать приставки и
предлоги? (Чтобы грамотно писать).
в) Постановка учебной задачи
– Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (Различение
предлога и приставки).
– Чему мы должны сегодня научиться? (Различать
предлоги и приставки)
г) Минутка чистописания
– Мы должны уметь не только грамотно, но и красиво писать. Я предлагаю потренироваться в написании двух букв, обозначающих гласные звуки. Они часто встречаются в написании предлогов и приставок. Какие это буквы? (а,о)
д) Пальчиковая гимнастика
Хватательные движения (хватаем радость,
здоровье широко растопыренными пальчиками).
– Щедро разбрасываем эти радость и здоровье
окружающим каждым пальчиком.
– Растягиваем пальчики: к большому подводим
каждый пальчик, потом – к мизинцу.
– Поглаживаем каждый пальчик.
е) Работа в тетради
Дети пишут: аоа оао за на над по под до
– В каких предлогах приставках пишется а? В
каких о?
3. Презентация нового материала (составление алгоритма)
– Верно ли утверждение, что за, на, над, про, по,
над, до – всегда приставки? Подтвердите
примерами.
– Какие ещё приставки знаете?
– Попробуйте составить словосочетание так,
чтобы предлог и приставка были одинаковые, можно
использовать материал из чистописания:
побежал по дороге
зашёл за школу
написал на доске
– Как узнать, где предлог, где приставка? Дети
предлагают свои варианты решения этого задания.
Нужно узнать слово (услышать, увидеть);
определить, какой частью речи является;
попытаться вставить слово, если можно вставить
слово, то это предлог, нет – приставка; у глаголов
приставок не бывает
В результате обсуждения на доске появляется
запись:
1. Узнай
2. Вставь слово
3. Запиши правильно
Физпауза
а) Гимнастика для глаз.
Крепко сжимаем глаза, разжимаем и быстро-быстро
моргаем; водим глазами вверх, вниз, вправо, влево,
по кругу и восьмёрку.
б) Упражнения для верхнегрудного отдела позвоночника.
в) Растяжки.
4. Практика под руководством учителя
Работа с учебником. Упражнение 110 (1,2,3 предложения), письмо с комментарием. Дети пишут и комментируют, используя составленный алгоритм.
5. Самостоятельная практика учащихся
Кто понял, как различать предлоги и
приставки? Предлагаю 3 вида
самостоятельной работы, выбирайте. Кому нужна
помощь, поднимите руку.
1. Дописать упражнение 110 до конца, раскрывая
скобки, выделяя приставки.
2. Составить цепочки.
(По)доске, (на)огороде, (по)ход, (до)утра, (на)небе, (по)шёл, (на)шёл,(на)писал, (до)читал,(до)школы.
3. Карточки для сильных учеников
– Напишите предложения, ориентируясь на таблицу. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
1. (По)бледному небу клоч…ями (по)висли м…хнатые обл…ка. 2. В ..да (под)к…лёсами (за)пенилась и (по)бежала (через)д…рогу. 3. (Раз)в…рнулась душ…стая ч…шечка ландыша. 4. Ж…лтел и з…л…тился лист (в)л…су.
№ |
Количество предлогов |
Количество приставок |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
– |
1 |
4 |
1 |
– |
Проверка результата самостоятельной работы.
1 группа: Назовите слова с приставками.
2 группа: Проверяют по таблице с алгоритмом.
3 группа: Проверяет учитель.
6. Самоконтроль и самооценка
По таблице оценивают свою работу
- всё правильно –
- ошибся, но исправил –
- старался –
- получилось или нет –
7. Подведение итогов учителем
– Чему научились сегодня на уроке? (Научились различать предлоги и приставки, составили алгоритм различения, применили его на практике).
8. Домашнее задание
Упражнение 115(1)
– Предлагаю воспользоваться составленным алгоритмом и выполнить упр. 115(1)
9. Игра «Забей гол»
– Вы хорошо поработали, поэтому я приготовила для вас игру «Забей гол».
Класс делится на две команды: «Предлоги» и «Приставки». На доске нарисованы ворота. Команды по очереди называют слова с приставками и предлоги. В воротах ставится мяч (доска магнитная) за каждый правильный ответ. Выигрывает та команда, которая назовёт больше всего слов.