Современная отечественная педагогика ищет новые парадигмы воспитания, поэтому ей интересны имеющиеся в мире педагогические концепции. В настоящее время научное сопоставление педагогических систем и теорий в разных странах имеет две главные функции. Первая состоит в получении эмпирических данных и теоретической информации, которая помогает международным организациям принимать решения по развитию образования в разных странах, оказывать помощь, координировать научную деятельность разных стран. Вторая задача в изучении зарубежной педагогики и школы состоит в обеспечении переноса опыта на родную почву. Ученые считают, что знание педагогической практики и науки разных стран, изучение их опыта воспитания поможет решать проблемы в собственной стране, оно стимулирует осмысление и оптимальное построение своей педагогической системы.
Но у педагогов есть сомнения в возможностях заимствования зарубежного опыта. Еще К.Д. Ушинский доказывал, что каждый народ имеет свою национальную систему воспитания, которая зависит от его культуры, образа жизни, верований, ценностей. Он называл это народностью образования и делал вывод об ограниченных возможностях заимствования опыта других стран. Он считал невозможным прямые переносы педагогической практики от одного народа к другому. Но он же писал, что наука, педагогическая теория не имеют границ, что есть педагогические законы, общие для всех. Он прав в том, что искусственные построения системы по чужому образцу невозможны. Однако современная наука считает, что имеется много оснований для взаимного обогащения педагогики разных стран, а именно: наличие глобальных мировых процессов в экономике, культуре и образовании разных стран. Ученые говорят о кризисе образования, острых проблемах социализации молодежи.
Это касается и России: глубокие социально-экономические и социокультурные изменения в стране делают нашу молодежь, учеников похожими на западных. Именно эти процессы актуализируют изучение педагогики западных стран, Америки, Японии. Недавний агрессивный, конфронтационный подход к западной педагогике и школы отделял нашу страну от мирового педагогического опыта и обеднял, затруднял развитие отечественного образования. Теперь имеются условия для объективного анализа зарубежных систем и теорий. Более того, некоторые педагоги и руководители говорят о необходимости "вестернизации" российского образования, что может обернуться другой крайностью. Очевидно, следует разумно ставить вопрос о взаимодействии в области науки и о сближении систем образования, чтобы молодежь могла учиться как в России, так и за рубежом и чтобы наша образовательная система прогрессировала, не теряя ее достоинств и своеобразия.
Современный общественный рост сопровождается усилением интеграционных тенденций в социокультурной и деятельностной сферах общественной жизни. Это требует развития у молодежи ряда важных личностных характеристик, таких, как коммуникативность и толерантность, гуманитарная грамотность и способность к поликультурному взаимодействию. Социализирующая функция образования стимулирует развитие адаптационных свойств личности в условиях динамичной трансформации социокультурной, биологической и информационной среды. В связи с этим возрастает роль иностранного языка как учебной дисциплины, характеризующейся гибкостью организационно-деятельностной и содержательной структуры, вариативностью информационных и методических компонентов.
В настоящее время развитие образовательной системы Российской Федерации связано как с переосмыслением отечественного опыта, так и с поиском актуальных педагогических концепций обучения английскому языку в современной зарубежной педагогической практике. Анализ изменений, происходящих в сфере образования за рубежом, и сопоставление их с теорией и практикой обновления отечественной школы дает возможность творчески использовать позитивный зарубежный опыт, что является предпосылкой повышения качества образования.
В данной ситуации необходимо не столько совершенствование традиционной технологии обучения студентов иностранному языку, сколько применение зарубежного опыта, на основе которого возможна разработка новых технологий, основанных на последних достижениях психолого-педагогических наук. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в настоящее время предполагает ориентацию на профессиональные нужды обучаемых при выборе учебного материала, ставит задачу научить способам проведения деловыми партнерами основной линии общения для достижения запланированного коммуникативного эффекта и профессионально-значимого результата.
В зарубежной и отечественной науке исследование методики обучения иностранным языкам осуществлялось на протяжении всего процесса становления и развития системы образования. Значительный вклад в разработку процесса обучения иностранному языку внесли психологи: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, дидакты: Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и т.д.
Немаловажная роль в подготовке к общению на иностранных языках отводится средней профессиональным учебным заведениям, перед которыми в свою очередь встает задача - повысить качество обучения студентов, способных адаптироваться к быстро меняющимся экономическим и социокультурным условиям.
Основными педагогическими концепциями, опирающимися на соответствующие философские направления, являются прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.
Прагматизм — философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. Основатели прагматической философии Ч. Пирс (1839—1914) и У.Джемс (1842—1910) претендовали на создание новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859—1952). Он привел их в систему, которую предпочитал называть инструментализмом. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение — от воспитания. Главная сущность неопрагматической концепции воспитания сводится к самоутверждению личности. Ее сторонники (А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую направленность воспитания.
Неопозитивизм — философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Зародившись в недрах классического позитивизма на этических идеях Платона, Аристотеля, Юма, Канта, новое направление постепенно окрепло и получило широкое распространение на Западе. Нынешний педагогический неопозитивизм чаще всего именуется «новым гуманизмом». Применительно к некоторым его направлениям также употребляется термин «сциенцизм» (от англ. sciense — наука). Виднейшие представители нового гуманизма и сциентизма — П. Хере, Дж. Вильсон, Р.С. Питере, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг и другие.
Главные положения педагогики неопозитивизма следующие. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии. Сторонники нового гуманизма выступают за полную гуманизацию и системы воспитания, видя в ней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми.
Экзистенциализм — влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Виднейшие представители современной экзистенциалистской педагогики Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О.Ф. Больнов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия) и многие другие центром воспитательного воздействия считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуиция человека — это главное. А сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение.
Неотомизм — религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225—1274). Развил французский философ, признанный глава неотомизма Ж. Маритен. Видные представители католической педагогики — У. Каннингам, У. Макгакен (США), М. Казотти, М. Стефанини (Италия), В. фон Ловених (ФРГ), Р. Ливигстон (Англия), Е. Жильсон (Франция). Основные положения педагогики неотомизма определяются «двойственной природой» человека. Человек — единство материи и духа, а поэтому он одновременно и индивид, и личность.
Бихевиоризм — психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S -» R. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси и др.) дополнили ее положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул — реакция — подкрепление». Таким образом, главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение — управляемый процесс.
Важнейшими научными идеями зарубежной педагогики, применимыми к изучаемой проблеме являются:
- идея реформаторской педагогики 20-30 гг. XX в. А Бине изучает физиологические и психологические закономерности учащихся, и опротестовывающим слово преподавателя как главное средство обучения. Он полагал, что учащийся, должен быть активным участником собственного процесса познания, итальянский педагог М. Монтессори считала самостоятельность - качество, присущее только тому, кто много умеет.
- идея индивидуализации обучения и самостоятельности учащихся Американский педагог и психолог, приверженец прагматизма, Дж. Дьюи утверждал, что основная цель образования - наилучшим образом приспособить личность к практической деятельности, к быстрой адаптации к жизни. Его мнение разделял немецкий педагог - реформатор А. Лай, выдвинувший идею создания школы действия, то есть школы, которая учит быстро приспосабливаться к условиям окружающей действительности. Возник ряд новых школ: вальдорфская школа (Р. Штейнера), училище П. Петерсона при Йенском университете, школа Ланга. Представители новых подходов утверждали, что основой процесса обучения должен стать интерес учащихся, а их активность и самостоятельность поощряться.
- теория педагогического общения, направленная на развитие познавательной активности учащихся, в рамках которой наметилось большое количество различных интерпретаций коммуникативности. Одной из крупнейших работ коммуникативной теории, посвященных моделированию поведения педагогов и его языковому оформлению, является работа А. Беллака. Рассматривая вербальную деятельность педагога и учащихся в качестве «языковой игры», Беллак и его соавторы попытались смоделировать их общение. Четыре основных
коммуникативных педагогических действия (организационные, действия-запросы, действия-отклики, ответные действия), выделенных авторами, были объединены в учебные циклы. Одна из наиболее значительных и влиятельных концепций в коммуникативной теории - признание решающего влияния эмоциональных аспектов общения на учебный процесс, изложенная в коллективной монографии Дж. Маккроски, С. Джеймса, В. Ричмонда и др. В работе рассматриваются негативные и позитивные факторы, влияющие на коммуникативный процесс, а также выделяются эмоциональные модели общения. Американская коммуникативная теория оказала сильное воздействие не только на развитие педагогики в других странах, как уже отмечалось выше, но и на другие области научного знания, как в США, так и за рубежом. Так, она послужила основой (подготовила базу) для разработки коммуникативного подхода к обучению английскому языку в США. Ведущим направлением в педагогической науке Англии и США в 80-е гг. стало «кооперативное» обучение учащихся в группах. Американские педагоги Д. Хазард и Р. Каган.
При всем разнообразии подходов в понимании целей, методов и способов обучения существует общее, объединяющее все эти направления:
- максимальное внедрение принципов развивающего обучения;
- разработка новых принципов обучению в процессе активной деятельности учащихся;
- подготовка учащихся к адаптации в быстро меняющихся условиях, к жизни в сложном, порой непредсказуемом мире.
Рассмотрение различных способов обучения иностранному языку за рубежом позволило проследить реализацию основных положений зарубежной педагогики в этой области науки.
К основным современным педагогическим концепциям обучения иностранному языку в зарубежной школе относятся
- грамматико-переводной метод (чтение литературы в оригинале, перевод, упор на словарный запас и грамматику (дедуктивный метод)),
- прямой метод (Г.Пальмер, нет перевода, принцип наглядности, индуктивная грамматика, выделяется говорение),
- аудио-лингвальный метод (бихевиористская теория, автоматичское, механическое использование языка, выделяется аудирование),
- метод немого обучения (Г. Армстронг, познавательный подход, Вальдорфовская школа, Дж. Галлагер, Дж.Дьюи - использование языка для самовыражения, Калеб Гаттеньо – познание, упор на структуры языка, диаграммы, молчание),
- суггестопедия (Г. Лозанов, навык внушения – учащиеся расслаблены и уверены, ролевые игры, диалоги (2 стадии), аудитория, лексический запас, мало грамматики, допустим перевод, нет к/р),
- цельно-общностный метод (Ч. Курран, коммуникативная цель, познавательная среда, учитель-терапевт, 5 стадий до независимости, атмосфера открытости, малые группы),
- метод полной физической отдачи (навык аудирования, устное опережение, Крашен и Террелл, наглядность, путь познания родного языка)
- коммуникативный подход (мотивация, коммуникативная направленность, индивидуализация, ситуативность, функциональность, индуктивность, принципы доступности, прочности, сознательности, активности, наглядности, воспитательная функция). Все кроме 1 относятся к гуманистическим методам (цельная личность).
Изучение основных направлений в зарубежной школе и развития зарубежной педагогической мысли, а также знакомство с работами зарубежных педагогов позволило сделать следующие выводы:
- были определены современные педагогические концепции в зарубежной школе;
- были определены педагогические тенденции, повлиявшие на различные подходы к обучению иностранному языку в зарубежной школе. Наиболее прогрессивной из них является американская коммуникативная теория, заложенная в основу коммуникативного подхода к обучению иностранному языку за рубежом;
- проанализированы основные методы к обучению иностранному языку, использовавшиеся и используемые в зарубежной школе, а также основные стратегии каждого из рассматриваемых методов;
- выявлены особенности педагогических идей, нашедшие свое отражение в основных направлениях в области обучения иностранному языку за рубежом.
В философской и педагогической литературе представлено довольно большое количество концепций воспитания и образования, на основе которых разрабатываются педагогические программы, системы обучения и воспитания, реализующиеся в школах.
В результате исследования психолого-педагогической и методической литературы и анализа прогрессивных концепций в области
образования за рубежом выявлены основные направления в обучении
иностранному языку, позволяющие:
- определить современные зарубежные педагогические концепции, повлиявшие на различные подходы к обучению иностранному языку в зарубежной школе;
- проанализировать основные подходы к обучению иностранному языку, использовавшиеся и используемые в зарубежной школе, а также сравнить основные стратегии каждого из рассматриваемых подходов в соответствии с современными зарубежными педагогическими концепциями обучения иностранному языку;
- выявить особенности педагогических идей, нашедшие свое отражение в современных педагогических концепциях обучения иностранному языку за рубежом.
Список литературы
- Батюкова З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство/Педагогика. - М.: Педагогика, 2006. - №3. - С.98-102
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам//Пособие для учителя. – М.: Аркти-Глосса, 2007. – 193 с.
- Гипаева Х.А. Педагогические основы адаптации зарубежного опыта преподавания английского языка как иностранного в неязыковом вузе : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2000 214 c. РГБ ОД, 61:00-13/1511-6
- Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 176 с.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка/Сост. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. - Минск: «Вышэйшая школа», 2002. - 523 с.
- Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку (на английском языке): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 2003. - 351 с.
- Хэгболдт П. Изучение иностранных языков. – М.: Учпедгиз, 2006. – 160 с.