Программное содержание занятия, его цель:
- Учить детей самостоятельно обследовать предметы, используя различные способы: сравнивать, группировать, классифицировать.
- Продолжать знакомить со свойствами и качеством предметов.
- Создавать условия, необходимые для того, чтобы дети пятого года жизни могли «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете».
Материал, необходимый к занятию:
- мяч,
- декоративные гвоздики,
- магниты,
- шляпы для детей,
- салфетки,
- трубочки,
- баночки,
- горох,
- бумага.
Предварительная работа перед занятием:
- беседа по технике безопасности – работа с гвоздями,
- беседа по теме: «Магнит» (для чего он предназначен, для каких целей используется).
Методические приемы на занятии: беседа, наблюдение, проведение экспериментов-опытов, развитие исследовательской деятельности (ощупывание предмета, обследование предмета).
Ход занятия
Звучит песня «Здравствуй» по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй»
– Здравствуйте, девочки!
– Здравствуйте, мальчики!
– Здравствуйте, взрослые!
– Здравствуйте, все!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю Вам отправиться в волшебную страну. В этой стране учились волшебству разные волшебники из сказок. Вспомните, каких волшебников, вы знаете?
Дети: Хотабыч, Фея, Баба-яга.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать волшебниками?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а что у меня в руках? Это цветик-семицветик. Какой он?
Дети: Красивый, большой, яркий…
Воспитатель: Этот цветок «Цветик-семицветик» и поможет нам открыть тайны волшебства. (воспитатель раскручивает цветок и отрывает лепесток)
– Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть по-моему, вели!
– Вели, чтобы все мы превратились в волшебников!
Воспитатель: Итак, ребята, первое задание. Дети, давайте оденем эти шляпы и превратимся в волшебников. (дети одевают на себя шляпу, воспитатель помогает им)
– Ребята, я тоже одену шляпу и вместе с вами стану волшебницей. Теперь все садитесь за свои места, за столы.
Воспитатель: (раскручивает цветок и отрывает лепесток.)
– Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть по-моему, вели!
– Следующее задание называется «Танец горошин». Ребята, давайте научим горох плавать и выполнять разные движения, как в цирке. Опустите горошины в баночку с водой, и трубочкой подуйте на них. Сначала слабо, а потом с большей силой. Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее?. (дети выполняют задание, после задания делают вывод)
Дети: Потому что мы сильно дуем, потому что мы большие, у нас много силы.
Вывод: Когда дуешь слабо, горошины плавают медленно, а когда дуешь сильно, они плавают быстро. Это зависит от силы нашего дыхания.
Воспитатель: (раскручивает цветок и отрывает лепесток.)
– Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть по-моему, вели!
– Итак, третье задание «Плавающая бумага». Сейчас мы проведем опыт-эксперимент с бумагой. Помнем кусочки бумаги и бросим в воду. Потом увидим, что произойдет с бумагой. (дети берут готовые куски бумаги, мнут ее и бросают в воду)
– Ребята, что произошло с бумагой?
Дети: Она не тонет, она плавает.
Воспитатель: Правильно, она плавает. А почему она плавает? Потому что она легкая.
Воспитатель: (раскручивает цветок и отрывает лепесток)
– Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть по-моему, вели!
– Ребята, четвертое задание – это физминутка.
ФИЗМИНУТКА:
Раз рука, два рука –
Лепим мы снеговика,
Три, четыре, три, четыре –
Нарисуем рот по шире,
Пять – найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз,
Шесть – наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь –
Мы сплясать его попросим,
Девять-десять – снеговик
Через голову кувырк – Ну и цирк!
(Физминутку делаем 2 раза.)
Воспитатель: (раскручивает цветок и отрывает лепесток.)
– Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть по-моему, вели!
– Сейчас мы выполним пятое задание. Называется задание: «Гвоздики и волшебные магниты.» (Здесь обязательно воспитатель дает инструкцию по работе с гвоздями – работаем очень аккуратно и осторожно.) Сначала давайте рассмотрим гвозди. (дети рассматривают их, какие они) Дети, посмотрите на этот предмет. Как он называется? (гвоздь) А какой он? (большой, острый, тяжелый).
Затем воспитатель показывает магнит. (Знакомство с магнитом)
Воспитатель: А вот этот предмет называется магнит, это камень, который притягивает железные предметы. Давайте теперь поиграем с магнитом и гвоздиком. Попробуйте приблизить гвоздик к магниту. Что получилось?
Дети: Гвоздик прилип к магниту.
Воспитатель: Правильно, магнит притягивает железный предмет – гвоздь. А теперь попробуйте опустить гвоздь в воду, вытащит ли магнит гвоздь из воды? (дети проделывают этот опыт)
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод: магнит – это чудодейственный предмет, который может притянуть к себе железные предметы.
Воспитатель: (раскручивает цветок и отрывает лепесток)
– Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть по-моему, вели!
– А теперь поиграем в игру: «Волшебный мячик» – это наше шестое задание.
(Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, задача детей встать в круг, и передавая мяч, нужно назвать друг друга ласковыми именами.)(дети играют 2 раза)
Воспитатель: (раскручивает цветок и отрывает лепесток)
– Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть по-моему, вели!
Воспитатель: Вели, чтоб, мы оказались в детском саду. (дети снимают шляпы и поют песню «Детский сад»)
(После песни воспитатель вместе с детьми делают анализ занятия, воспитатель отмечает активных волшебников и награждает их цветиком-семицветиком.)