Социально-педагогический проект как форма взаимодействия педагогов НОО по достижению социальной компетентности обучающихся в условиях детского дома-школы

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Мы переживаем период переоценки ценностей. «Напряженные социальные отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку при понижении уровня общей культуры в обществе» - все это ставит ребенка в тяжелое положение.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества.

Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.

Основой организации воспитательной работы в условиях детского дома актуальными являются:

  • понятие о «социализации», как процессе вхождения ребенка в социальную среду;
  • усвоения им социального опыта;
  • освоение и приобретение системы социальных связей.

Однако наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации:

  • в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением,
  • в условиях «социального сиротства»,
  • в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности,
  • в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.

Все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.

Кроме названных, имеется и ряд других факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоение детьми социального опыта.

  • У большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии.
  • Бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину.
  • Поверхность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться, эмоциональная нестабильность, искаженная потребность в любви.
  • Неразвитость механизмов управления своим поведением.
  • Иждивенческая позиция, отсутствие бережливости и ответственности.
  • Инфантилизм, замедленное самоопределение.
  • «Перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

Чем в большей мере выражены признаки неблагополучия у ребенка, тем в большей мере он нуждается в активной дифференцированной помощи.

Младший школьный возраст характеризуется социальной ситуацией развития, вводящей ребенка в строго нормированный мир отношений (мир взрослого).

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

В начале зарождения фестивального движения школьный тур интеллектуального марафона был представлен набором мероприятий: конкурсы, викторины, творческие предметные недели, олимпиады.

В связи с введением государственного образовательного стандарта (национально-регионального компонента) видение проблемы стало иным. Интеллектуальные игры приобрели надпредметную направленность. В своей практике мы стали использовать сюжетно-ролевые игры.

Но анализ областных контрольных работ показывал, что учащиеся начальной школы имеют:

  • невысокий уровень владения культурой работы с информацией;
  • низкий уровень социализации;
  • в виду недостаточных практических умений затрудняются применять знания к реальной жизненной ситуации.

Поэтому стали искать новые формы и методы работы.

В 2004-2005 учебном году коллектив учителей начальных классов вышли на метод проектов. Считаем, что одной из форм совместной деятельности и социального взаимодействия является социально-педагогический проект. Проектная деятельность оказывает наибольшее влияние на формирование таких умений:

  • выбирать лучшее решение,
  • сотрудничать, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы,
  • оценивать результат своей деятельности и деятельности других,
  • самостоятельно или с помощью взрослого осуществлять поиск нужной информации,
  • выступать перед аудиторией, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности,
  • отвечать на вопросы «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»,
  • планировать деятельность-время, ресурсы; принимать решение.

 Эти умения необходимо формировать в этом возрасте, так как в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Коллектив учителей начальных классов ГКОУ СО «Серовского детского дома-школы» вот уже несколько лет, как реализует социально-педагогические проекты во внеурочной деятельности. Нами созданы следующие проекты:

  • 2004-2005 уч.г. – «Здоровому всё здорово»
  • 2005-2006 уч.г. – «Без ученья – нет уменья»
  • 2006-2007 уч.г. – «Душа – мой внутренний мир»
  • 2007-2008 уч. г. – «Здесь наша пристань. Здесь наш общий дом».
  • 2008-2009 уч.г. – «Мой Серов, мой любимый город».
  • 2009-2010 уч.г. – «Этих дней не смолкнет слова».
  • 2010-2011 уч.г. – «Дорога в космос».

Данные проекты имеют долговременный характер и реализовывались в течение одного учебного года.

Участниками проектов являются обучающиеся, воспитанники, учителя начальных классов, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог. Тему проектов выбираем совместно с детьми путем анкетирования, исходя из проблем обучающихся, воспитанников. И начали мы с проблемы физического здоровья детей, целью которого стало расширение представлений обучающихся, воспитанников о социальном значении своего здоровья, здорового образа жизни. Результатом явилось написание журнала «Здоровому всё здорово». (Приложение 1)

Целью проекта «Без ученья – нет уменья» являлось расширение представлений обучающихся, воспитанников о роли знаний в жизни человека. Результатом этого проекта стало создание сборника «Учить-учиться», куда вошли пословицы, поговорки, развивающие игры, подборка литературных произведений, раскрывающие роль знаний. (Приложение 2, Приложение 3)

Реализация проекта «Душа – мой внутренний мир» осуществлялась по 4 направлениям:

  • Умей делать добрые дела;
  • Чем сердиться – лучше помириться;
  • О привычках полезных и вредных;
  • Твои достижения – твой жизненный успех.

Целью данного проекта стало воспитание у обучающихся, воспитанников нравственных качеств личности.

В каждом классе, группе была создана копилка добрых дел, ребята заводили трудовые книжки, где записывали «добрые» дела, поступки. Ежемесячно подводились итоги.

Итогом работы над I этапом работы был проведен театрализованный праздник «Будем делать хорошо, а не будем плохо».

В рамках реализации проекта на II его этапе были проведены занятия по этикету, организована выставка книг по теме, проведены игры-драматизации, открытая педагогическая форма «Передай добро по кругу», конкурс чтецов.

На III этапе проекта был проведен конкурс рисунков «Я представляю вам себя», беседы «О привычках полезных и вредных», рыцарский турнир «Вперед, мальчишки!». Этап закончился праздником «Наши достижения».

IV этап работы включал:

- Марш-бросок «Земля – наш дом родной», где ребята нарисовали плакаты на экологическую тему, придумали лозунги, листовки расклеивали по улицам, прилегающим к школе, а затем приняли участие в экологическом субботнике; круговая беседа-представление «Я и мои таланты».

Заключительным мероприятием и итогом работы за год стала «Ярмарка талантов», где каждый класс представил творческий отчет о работе в своем коллективе.

Тема следующего проекта была определена знаменательной датой в истории детского дома-школы – 80-летие со дня его основания, целью которого было воспитание нравственной компетентности личности обучающихся, воспитанников, чувство патриотизма, гражданственности к родной школе, педагогам, сотрудникам детского дома-школы.

Ребята с большим желанием приняли участие в акции «80-летию детского дома-школы – 80 добрых дел».

Реализация проекта осуществлялась по 4 направлениям:

  • Из истории школы;
  • Ими гордиться школа;
  • Юбилей опять в наш дом пришел;
  • Пусть о школе каждый год

Слава добрая растет.

Ребята познакомились с историей детского дома через мультимедийные проекты «Наша школа», «Наша школа вчера и сегодня», встречи с ветеранами педагогического труда, выпускниками детского дома-школы.

II этап работы над проектом включал школьный тур интеллектуального марафона «Навстречу юбилею», который проходил в два этапа:

I этап – предметные олимпиады в 1-4 классах, содержание заданий состояло из материалов о детском доме.

II этап – «Это наша с тобой биография».

В рамках интеллектуального марафона прошел конкурс чтецов «Малой родине посвящается…».

Учащимися была представлена портретная галерея-вернисаж «Мой любимый педагог».

В рамках проекта прошло блиц-интервью у работников детского дома-школы «Ваше мнение», учащиеся писали сочинения «Моя школа», проходил конкурс «Приглашение на вечер старых друзей», была организована выставка «Наши достижения».

Учащиеся начальной школы были активными участниками торжеств, посвященных 80-летию детского дома-школы. Они читали стихи, танцевали на главной сцене города.

Заключительным мероприятием работы над проектом стал праздник «Прощание с начальной школой» - церемония вручения премии «Звездный час», на котором были представлены учащиеся 4 класса в разных номинациях, а представляли их ребята всех классов.

Проект «Мой Серов, мой любимый город» был посвящен 115-летию со дня рождения города Серова. (Приложение 4)

Этапы работы.

  1. Подготовительный: (сентябрь)
    а) постановка проблемы;
    б) составление маршрутной карты реализации проекта.
  2. Основной:
  • История города (октябрь)
  • Серов – город металлургов! (ноябрь-декабрь)
  • Серов – это нация! (январь-февраль)
  • Серов – культурный центр (март-апрель)
  1. Аналитический:(май)

Защита проекта в форме мультимедиа – шоу.

В рамках проекта прошел конкурс рисунков «Мой Серов», проводили исследовательскую деятельность по изучению истории улиц города, прилегающих к детскому дому. Данная работа позволила расширить знания об источниках информации – мы побывали в городском архиве (Приложение 5).

Также в рамках проекта проходило познание ребенком самого себя, своих близких и родных, живущих в городе Серове. Полученная информация была оформлена в виде стенгазеты “Все мы родом из Серова”.

Еще одним видом работы стала поисковая деятельность по теме “Серовцы – герои Великой Отечественной войны”. За информацией мы обращались в городской военкомат, совет ветеранов, Центр детского творчества. По результатам работы была оформлена стенгазета.

Результатом стало создание мультимедийного фильма о городе Серове.

Тема следующего проекта была определена знаменательной датой нашей страны - 65-летие со дня Победы над фашизмом.

Большую исследовательскую работу провели мы с ребятами на одном из этапов проекта «Серов в годы войны» (Презентация 1): познакомились с мемориалами, которые есть в городе, узнали, где располагались госпиталя, какой вклад внесли предприятия города в борьбе с фашизмом; организовывали встречи с ветеранами войны, ветеранами труда, с теми, кто во время войны был ребенком. Результатом работы над данным проектом стало участие в областной эрудит-игре «Интеллектуальная радуга» среди воспитанников учреждений государственного воспитания, где ребята заняли одно из призовых мест.

В прошлом учебном году мы реализовывали проект «Дорога в космос», посвященный 50-летию со дня первого полета человека в космос.

Данный проект стартовал 15 ноября 2010 года. I этап проекта – «Первооткрыватели космоса», в ходе которого ребята расширили знания по астрономии, узнали о достижениях в области космонавтики, о жизни первого космонавта Ю. А. Гагарина.

В связи с этим каждый класс стал экипажем Центра подготовки и испытания юных космонавтов, ребята придумали название, девиз. Было организовано соревнование между членами экипажа.

В нашем Центре подготовки были приняты космические правила, велся бортовой журнал, где описывалась вся проделанная работа ребятами, их достижения (Приложение 6).

Считаем, что повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения и воспитания возможно с помощью проектной деятельности обучающихся, воспитанников.

 Результатом работы над проектами стало участие учащихся I ступени:

  • в городском туре фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» (за последние 5 лет практически занимаем призовые места);
  • в областном образовательном проекте «ОКР» учащихся 4 класса, которые подготовили экскурсию по любимым местам города Серова;
  • в региональной игре среди воспитанников учреждений государственного воспитания;
  • достаточный уровень подготовленности учащихся коррекционно-развивающего обучения к переходу на П ступень.

В результате совместной деятельности детей и взрослых рождается новое для ребёнка, выделенное и построенное им самим. Метод проектов – среда, в которой даже «неудачники» находят силу и уверенность.