Цели:
- Формирование графических навыков. Закрепление умения работать на компьютере с панелью инструментов.
- Развитие алгоритмического мышления, внимания, мелкой моторики, воображения.
- Воспитывать умение работать самостоятельно, аккуратно, организованно в процессе работы, бережного отношения к технике.
Тип урока: комбинированный, проблемный.
Метод обучения: частично-поисковый.
Объект труда: снеговик, выполненный в технике объёмной обрывной аппликации.
Оборудование:
- Для учителя: компьютер, дискета, лист цв. картона, бумага для принтера, образцы аппликации, ножницы, клей, цв. фломастеры.
- Для ученика: компьютер, лист цв. картона, лист белой бумаги для компьютера, цв. фломастеры, ножницы, клей.
Ход урока
I. Организационный момент. Вход в класс под музыку.
Правила труда:
- Начинай работу с разрешения учителя.
- Содержи рабочее место в порядке и чистоте.
- Будь внимателен, не разговаривай, не отвлекайся.
- Инструмент клади на место.
- Работай аккуратно.
- Если нужно – помоги товарищу.
– Дома вы должны были подготовить пословицы о труде, прочитайте их.
На доске: Каков мастер, такова и работа.
– Мы сегодня узнаем какие вы мастера.
II. Актуализация знаний.
Учитель показывает игрушку – снеговика.
– Знаете ли вы, что это за игрушка?
– Зачем нужна эта игрушка? Почему её так назвали?
– Трудно ли её создать?
– Игрушки бывают разные: объёмные и плоские. (Аппликация – образец).
– Что такое аппликация? (От лат. – накладывать)
III. Постановка целей и задач урока.
– Сегодня на уроке ваша задача – выполнить объёмную аппликацию из геометрических фигур – снеговика.
– Какие геометрические фигуры вы должны использовать? (Круги, овалы, четырёхугольник.)
– Сколько кругов нам надо? (3)
– Все ли они равны между собой? (Нет, самый большой круг – это ноги, поменьше – туловище, маленькая – голова.)
– Сколько овалов нам надо? (2) (Руки)
– Что у него на голове? (Ведро)
– Как из квадрата получить четырёхугольник, похожий на ведро? (Срезать с противоположных сторон квадрата 2 треугольника.)
– Какими чертёжными инструментами мы воспользуемся? (Линейкой.)
– Один треугольник не выбрасывайте, он нам пригодится. А зачем? (Нос – морковка.)
– Заготовки кругов и овалов вы получите, работая на компьютере.
Правила работы на компьютере:
– При работе в Paint с панелью инструментов какие нам понадобятся кнопки? (эллипс)
– Работая на клавиатуре, какую кнопку надо отпустить раньше Shift или левую кнопку мыши? (Shift)
Правила работы с ножницами:
Резать кончиком нельзя, серединкой можно,
Если нужно этот инструмент передать другому,
То колечки от себя ты спокойно поверни,
И за кончики держась, ножницы ему верни.
Когда выполнишь работу, тут же ножницы закрой,
Чтобы острых краешков не коснулся кто другой!
IV. Практическая работа.
– Работать будем по группам. Одна группа будет выполнять заготовки для снеговика на компьютере, а другая группа вместе со мной будет выполнять заготовку головного убора снеговика – ведро.
Половина класса садится за компьютеры, и рисуют 3 круга и 2 овала – заготовки для снеговика.
Выполняют распечатку.
Другая половина выполняет заготовку головного убора снеговика – ведро.
– А сейчас квадрат мы превратим в ведро, для этого мы отрежем 2 треугольника с противоположных сторон квадрата.
Затем дети меняются местами.
Все сели за парты.
– А сейчас предстоит самая ответственная часть нашей работы и нам надо отдохнуть.
V. Физ. минутка. Игра в «снежки» под музыку.
VI. Выполнение аппликации.
– Какой техникой мы будем пользоваться, чтобы получить эффект снежного комочка? (Обрывания)
– Перед вами круги разной величины. Вам необходимо аккуратно оборвать по окружности эти детали.
– Как придать объём нашим деталям? (Смять)
– Давайте попробуйте составить алгоритм выполнения аппликации.
Алгоритм выполнения аппликации (слайд 2-6):
- Наложим детали на цветной картон.
- Наклеим голову, туловище, ноги и руки.
- Наклеим ведро и нос.
- Нарисуем лицо снеговику.
– Выполняем задание под спокойную музыку.
VII. Подведение итогов урока.
Организуется выставка готовых изделий. Оценка поделок.
– У вас на парте лежат магниты красного и зелёного цвета. Возьмите свой рисунок и прикрепите его к доске магнитом: красным, если вы испытывали трудность; зелёным, если было легко.
– Какую оценку вы себе поставите?
– Понравился вам урок?
– Что больше всего вам запомнилось и понравилось?
– Кто получил удовольствие от своего труда?
VIII. Кроссворд.
(слайд 7)
– Снеговичок доволен вашей работой. Он приготовил для вас слово и предлагает его угадать. Для этого надо разгадать кроссворд.
-
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. -
Зимой и летом
Одним цветом. -
Мы зимой его слепили
Да метлу ему вручили.
Что за снежный человек
Проживает зимний век? -
Всю дорогу заметёт
И завоет, и споёт
Песню колыбельную
Зимнюю, душевную. -
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? -
В новой стене,
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено? -
Белая морковка
Зимой растёт.