Логоритмическое занятие в 3-м классе школы VII вида по теме "Моя родина – Богородский край"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: обогащение словарного запаса школьников.

Задачи:

  • развитие фонематического восприятия на основе дифференциации речевых и неречевых звучаний;
  • развитие ориентировки в пространстве и времени;
  • развитие ритмичной и выразительной речи;
  • развитие чувства патриотизма.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 – Ребята, что такое Родина?
– Это наша страна – Россия.
– Это наш город – Ногинск.
– Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному городу. Согласны? Но сначала мы расскажем стихотворение о нашем городе и будем сопровождать его движениями в такт.

Стихотворение с ходьбой и хлопками в такт

Вдаль уходят поезда.
Впереди нас ждёт Москва
Москва – наша столица,
А мы живём в Ногинске,
Ногинск – наш город дорогой,
Самый лучший и родной.

– Ребята, а на чём бы вы хотели поехать на экскурсию?
– На трамвае.

Подскоки под весёлую музыку

– Первая остановка – площадь победы. Что главного есть на этой площади?
– Вечный огонь.
– В честь кого его зажгли?
– В честь воинов, которые защищали нашу Родину во время Великой Отечественной Войны.
– Давайте отдадим дань погибшим воинам. Низкий им поклон.

Поклон

– Ребята, теперь сядем все на коврик и представим себе огонь. Закройте глаза.

Под музыку дети представляют огонь, закрыв глаза.

– Расскажите о ваших представлениях. (Дети рассказывают)
– Очень красивый у вас получился огонь. Разноцветный, как радуга. А сейчас попробуем изобразить, как огонь поднимается к небу.

Изображение огня с помощью рук

– Ребята, а что ещё есть на площади Победы?
– Фонтаны.
– Правильно. Давайте мы с вами представим, что мы подошли к одному из них и опустили руки в воду. Какая приятная водичка! Давайте будем, будто переливать её из одной руки в другую. А теперь “побрызгаемся”, и поиграем с водичкой.

(Дети имитируют движения с водой по инструкции логопеда.)

– А теперь встанем, где кому хочется, но так чтобы меня было видно.

(Дети встают врассыпную по залу)

– Ребята, а какие гласные звуки вы слышите в сове “фонтан” [фантан]
– Гласный звук [a]
Правильно. А сейчас мы будем произносить гласные, сопровождая движениями. (Речедвигательная гимнастика Мухиной А.Я.) [a], [o], [y], [и], [ы], [э]. [аоуиыэ]
– Молодцы. А теперь скажите мне, какой звук речи вам напоминает шум фонтана?
– Звук [ш].
– Этот звук гласный или согласный? Звонкий ил глухой? Твёрдый или мягкий? (Дети отвечают)
– А теперь произнесём этот звук, сопровождая движениями [ш]
А сейчас соединим его с гласными звуками, сопровождая  движениями. [ша], [шо], [шу], [шы], [шэ]
– Молодцы. А теперь придумайте слова со звуком [ш] Произнесём их с движениями. (Дети придумывают и произносят)
Хорошо. А сейчас скажите, что выпускают в небо днём на Площади Победы во время праздников?
– Воздушные шары.
– Правильно. Расскажите стихотворение о них, выделяя движениями позицию звука [ш] в словах.

Стихотворение “Выпускаем цветные шары ”

– А сейчас мы снова на нашем трамвайчике. Отправимся дальше.

Подскоки под весёлую музыку

– Следующая остановка – “Парк культуры и отдыха”. Чем занимаются в этом парке? (Дети отвечают)
– Мы с вами тоже поиграем. Садитесь на коврик. Послушайте, я буду хлопать в ладоши, а тот, кого я назову должен повторить.

Дети повторяют ритмический рисунок.

– А сейчас мы подойдём к музыкальному руководителю.

Музыкальный руководитель проводит распевку, а потом дети под руководством логопеда поют песню “Солнечный круг”, имитируя слова песни.
– Ребята, теперь мы на нашем трамвайчике поедем  дальше.

Подскоки под весёлую музыку

– Следующая остановка – “Драматический театр”.

Беседа с детьми о театре

– Ребята, давайте поиграем. Вы будете сказочными героями, которые попали на бал. Пока музыка звучит, вы танцуете, а когда музыка стихает, вы замираете в образе сказочного героя. Игра начинается.

Под плавную музыку дети танцуют. Играем 2 раза.

– Ребята, сейчас вы ляжете на коврик и будете отдыхать.

Релаксация (аутотренинг) “Путешествие на облаке”

Музыкальный руководитель исполняет музыкальное произведение, во время которого логопед произносит текст.

Аутотренинг лёжа на спине “Путешествие на облаке”

– Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Представьте, что вы прыгнули на белое пушистое облако, похожее на гору пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спинка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Вам мягко и приятно. Теперь начинается путешествие, ваши облака медленно поднимаются в синее небо. Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Представьте, что ваше облако несёт вас над родным городом, туда, где вам хорошо и радостно. Постарайтесь мысленно “увидеть” это место как можно более точно. Здесь вы чувствуйте себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь волшебное…давайте погуляем там…(пауза). Но вот поду свежий ветер. В воздухе запахло грозой. По телу пробежали “мурашки”. Дыхание стало глубже, чаще. Теперь вы снова на своих облаках и они везут вас в родную школу. На счёт 3 вы откроете глаза.

  • Спуститесь с облака и понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе…
  • Потянитесь, выпрямитесь…
  •  Откройте глаза. И вы снова бодры, свежи и внимательны. Встать.

Итог занятия

  • Где мы сегодня побывали?
  • С какими звуками работали?
  • Чему было посвящено наше занятие?

Рефлексия

  • Вам понравилось занятие?
  • Какое у вас настроение?
  • Как вы считаете, как вы работали?
  • Хотели бы вы ещё поучаствовать в таких занятиях?

– Вы молодцы, скоро мы с вами обязательно отправимся в новое путешествие.