"Конкурс грамотеев". Итоговое занятие по дополнительной образовательной программе "Секреты родного слова"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: раскрывать богатство и красочность русского языка, прививать любовь к родному слову через яркость, образность, эмоциональность, развивающий характер содержания образовательного материала, разнообразие видов и форм работы с русским словом.

Оборудование: веревочка с узелками, карточки с отгадками, музыка, 12 шифровок, слова на доске, фишки за правильные ответы.

Ход занятия

ВЕДУЩИЙ: Мы сегодня проведем очередное занятие нашего объединения “Грамотей”. Чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься, вам надо отгадать загадки, в столбик выделяя первую букву отгадки красным цветом. Готовы? Начали!

Загадки

1 столбик:

1. Закутан ребенок в сто пеленок

Капуста

2. По горам по долам
Ходит шуба, да кафтан

Овца

3. На пяти проводах
Отдыхает стая птах

Ноты

4. Ох, не трогайте меня
Обожгу и без огня

Крапива

5. Две антенны на макушке
А сама сидит в избушке

Улитка

6. Под водой живет народ
Ходит задом наперед

Раки

7. На сучках висят шары
Посинели от жары

Сливы

2 столбик:

8. Ящик на коленях скачет –
То поёт, то громко плачет

Гармонь

9. Зубов много, а ничего не ест

Расчёска

10. Внутри алый, сахарный
Кафтан зеленый бархатный

Арбуз

11. Рогатый, а не бодается

Месяц

12. Без крыльев летят,
Без ног бегут
Без паруса плывут

Облака

13. Живет в нём вся вселенная,
А вещь обыкновенная

Телевизор

14. Зимой и летом одним цветом

Ель

15. Папа ёж, а мама …?

Ежиха

16. Кто зимой холодной бродит злой, голодный?

Волк

Ребята отгадывают загадки, записывая только первую букву отгадки в столбик.

ВЕДУЩИЙ: Кто догадался, что нас ждёт? (Читают первые буквы отгадок). Правильно, нас ждёт конкурс грамотеев.

ВЕДУЩИЙ: Вам было задано посмотреть в календаре, чем интересен день 14 декабря. Кто узнал, что это за день?

Ответы детей.

ВЕДУЩИЙ: 14 декабря – день Наума Грамотника, который был покровителем ребят-учеников: “Батюшка Наум, наведи на ум”. Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики.

Обучение на Руси начиналось осенью – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты, чаще всего дьячка) в свой дом. Он приносил с собой букварь и плетку. Сначала ученик получал три символических удара плеткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обряду это был горшок, усыпанный монетами.

А вот как учили буквы раньше на Руси.
Аз, буки – бери указку в руки.
Аз, буки, верендеи – мухи в квас залетели.
Ер, еры – упал дедушка с горы.
Аз, буки – вот и все науки.

Вот так целый год учили крестьянские дети буквы. Второй год складывали и запоминали слоги: буки, аз – ба. И лишь не третий год учебы начинали читать.

ВЕДУЩИЙ: А сегодня вы, ребята, покажете свои умения и успехи. В каждом конкурсе я буду раздавать фишки за правильные ответы. А тот, у кого фишек окажется больше, получит звание “Наума Грамотника”.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, сейчас нас ждет задание-игра: “Все слова на букву Я”

Задание выполняется на карточках.

Игра “Все слова на букву Я”

ВЕДУЩИЙ: Молодцы! Задание выполнено.

Русский язык отличается от всех других языков своим величием, красотой, напевностью. Да, нет нигде в мире, такого языка, как русский! Русский язык может заставить человека печалиться, и даже заплакать и конечно рассмеяться. В русском языке очень много похожих слов, как две капли воды, только произносятся по-разному. Закончите стихотворения, и вы сразу поймете, о чем я говорю.

На доске выписаны пары слов: замок – замок, гвоздики – гвоздики.

В дом войти никто не мог –
На двери висел замок.
Я песок руками рою
Королевский замок строю.

На стенке гвоздики торчат
Повешу – ка на них плакат

А на день рожденья Вике
В подарок я несу гвоздики.

ВЕДУЩИЙ: Такое необычное явление есть только в русском языке, и его с удовольствием используют каламбуристы – любители пошутить, покаламбурить. Хотите услышать каламбуристов? Приглашаем! Между прочим, вы их хорошо знаете.

Мальчик и девочка разыгрывают сценку.

Сценка

“Несу разные вещи”

Она. Здравствуй!

Он. Привет!

Она. Чего это ты несешь?

Он. Несу разные вещи.

Она. Несуразные? Почему они несуразные – то?

Он. Сама ты несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Поняла? Вот, несу мел.

Она. Что не сумел?

Он. Отстань.

Она. Да ведь ты говоришь: “Не сумел”. А что не сумел – то?

Он. Мел несу!!! (Показывает мел). Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

Она. А если ему жена добудет, зачем ты несешь?

Он. Жена? Какая жена? Это у Мишки – то жена? Ах ты, шутница! Я сказал: “Ему же надо будет”. Понадобиться, значит.

Она. Вот оно что!

Он. А еще у меня новость для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он так давно искал.

Она. Тамарка?

Он. Ага!

Она. Симпатичная?

Он. Красивая. Зеленая такая.

Она. Постой – постой. Это что, у нее волосы зеленые, что ли?

Он. У кого волосы?

Она. У Тамарки!

Он. У какой Тамарки?

Она. Ну, ты сам сказал: “Нашлась Тамарка…”

Он. Та! Марка! Марка, понимаешь, которую Мишка давно ищет. Там арка нарисована!

Она. Ага! Значит, все-таки нарисована Тамарка! Нарисована, да? Так бы и говорил!

Он. Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая ты голова! Арка там нарисована! Арка! Неужели ты даже этого понять не можешь? Стою, тебе целый час объясняю, только время теряю. Некогда мне! Идти пора.

Она. Ну, ладно, пока! Смотри – не растеряй свои несуразные вещи.

Он. Да ну тебя! (Уходит).

Она. Да! Стой! Стой!

Он. Ну, что еще?

Она. Привет передавай.

Он. Кому?

Она. Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

ВЕДУЩИЙ: Это сценка – яркий пример каламбура. Отдохнули? Можно и дальше двигаться. У вас в гостях “Окружающий мир”. Он принес нам свои загадки о растениях.

Лекарственные растения

1. И в лесу, и в квасу,
И в конфетке, и в таблетке. (Мята)

2. Микробов он сбивает с ног,
Ну, а зовут его … (Чеснок)

3. Для лекарства – лекарю,
А для сдобы – пекарю. (Горчица)

4. “Кошачья травка” – больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (Валерьянка)

5. Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей:
А сушеная в запас
От простуды лечит нас. (Малина)

ВЕДУЩИЙ: С загадками вы справились.

Раньше, чтобы не забыть что-то сделать, завязывали узелки на память. (Показать веревочку с узелками и раздать детям веревочки). Давайте завяжем на веревочках узелки.

Первый узелок гласит: “Во время ученья нельзя есть, а то заешь, то, что заучил”. (Дети завязывают узелок). Второй узелок гласит: “Если учишь по книге, то, окончив, должен закрыть, в противном случае все позабудешь”. (Завязывают второй узелок). Помните об этом, когда грамоте обучаетесь! Примите узелки на память.

Скажите, а русский язык и математика зависят друг от друга или нет? Почему? Вас ждут хитрые задачи.

Хитрые задачи

  1. В погребе 5 мышей грызли корку сыра. Они были так увлечены этим, что не заметили подкравшегося кота. Кот бросился на мышей и одну из них схватил. Сколько мышей осталось доедать сыр? (Ни одной)
  2. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку? (12 глаз)
  3. Шли три поросенка. Один впереди двух, один между двумя, один позади двух. Как шли поросята? (Друг за другом)
  4. По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул осталось в море? (Все остались)

ВЕДУЩИЙ: Люди, чтобы понимать друг друга в речи, что используют? (Слова) А, животные? (Звуки) Молодцы! Но иногда можно услышать, как ученик превращается в своего меньшего брата, и что из этого получается, вы сейчас узнаете.

Мальчик и девочка разыгрывают сценку.

Сценка “Как Кирилл заговорил”

Ученик Петров Кирилл
Всех сегодня уморил:
Стал животным подражать –
Кукарекать и визжать.
– Кто к доске пойдет сейчас?
А Кирилл Петров:
– Ку-ку! Гав-гав-гав! Ку-ка-ре-ку!
– Кто кричит там, не пойму?
А Кирилл на это:
– Му-у!
– Это ты, Кирилл петров?
Ты сегодня нездоров?
Может, нужен врач тебе?
А Кирилл на это:
– Бе-е!
– Подавай-ка свой дневник!
А Кирилл:
– Чирик-чирик!
Мяу-мяу! Ква-ква-ква!
– Все! – сказал учитель. – Два!
– Ой! За что? – вскричал Кирилл.
Снова он заговорил.

ВЕДУЩИЙ: Следующее задание “Шифровка”.

“Шифровка”

Ответив на вопросы “да” или “нет”, выбери букву и составь высказывание, которое зашифровано.

Вопросы:

  1. Окоп – это вырытая яма? (Да)
  2. Компас – это прибор для измерения времени? (Нет)
  3. Гимнастерка – это рубашка для занятий гимнастикой? (Да)
  4. Танки могут плавать? (Да)
  5. Бескозырка – это головной убор без козырька? (Да)
  6. У звезды 5 лучей? (Да)
  7. Солдат служит 10 месяцев? (Нет)
  8. Боевые гранаты растут на дереве? (Нет)
  9. Два сапога – пара? (Да)
  10. Танк меньше пушки? (Нет)
  11. Парашют сделан из бумаги? (Нет)
  12. Якорь – это лишний груз, который всегда выбрасывают? (Нет)
  13. Бинокль – это предмет, который помогает разглядеть врага? (Да)
  14. Моряк – это то же самое, что и матрос? (Да)
  15. Лейтенант старше генерала по званию? (Да)
  16. “Катюша” – это личный автомобиль девушки Кати? (Нет)
  17. Отделение – это 7 человек? (Нет)
  18. На погонах у моряков изображены самолеты? (Нет)
  19. Компас показывает направление? (Да)
  20. Магазин – это место для патронов? (Нет)
  21. Кок – это повар на корабле? (Да)
  22. В слове “казарма” три буквы а? (Да)

Ключ к шифровке:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

ДА

Т

О

Ш

Е

Л

О

Ф

Ю

Ч

А

Л

Ъ

Е

Л

Й

Л

К

А

В

Б

О

Ю

НЕТ

М

Я

Ж

О

М

Е

В

У

Ь

Е

Н

Ь

Ы

Э

Е

Г

К

О

Д

П

Ш

У

Зашифрованная фраза: “Тяжело в ученье, легко в бою”.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, вас ждут новые задания, которые называются задания “Малышам”.

Задания “Малышам”

  1. Какая буква подбоченясь стоит? (Ф)
  2. Какая буква в огороде пугалом торчит? (Т)
  3. Какая буква подъемным краном работает? (Г)
  4. У какой буквы глаза имеются? (Ё)
  5. Какая буква волком воет? (У)

ВЕДУЩИЙ: Молодцы! Сколько букв в русском алфавите? Сейчас мы проведем конкурс “Верно или неверно”. Ребята на ответ “верно” вы поднимайте синюю карточку, на ответ “неверно” – красную.

Конкурс “Верно или неверно”

  1. Слова состоят из звуков? (верно)
  2. Звуки мы можем увидеть? (неверно)
  3. Звуки мы слышим и произносим? (верно)

ВЕДУЩИЙ:

Царь, на нос нацепив очки,
Играл с царицею в стручки.
Ты знаешь, как они играли?
Я сообщаю все детали…

III + I = I; I = II = III

Надо переложить только один стручок, чтобы равенство было верным.

III – I = II; I + II = III

ВЕДУЩИЙ: Помните: приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, разнообразна, а каждое слово употреблено правильно, к месту и вовремя.

Подведение итогов. Награждение победителей.