Урок по физике в 7-м классе "Масса тела"

Разделы: Математика


Знаю я с седьмого класса:
Главное для тела – масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?

Цели урока:

  • Ввести понятие массы тела как физической величины, единицы измерения массы в системе СИ.
  • Развивать умение находить законы физики в окружающем мире, объяснять явления и процессы из повседневной жизни с точки зрения физики. Развивать внимание, логику.
  • Воспитывать аккуратность в записях, точность в изложении физического материала, в формулировках терминов.

ХОД УРОКА

I. Повторение темы «Инерция. Взаимодействие» (10 мин.)

Выполнение теста:

  • Что является причиной изменения скорости.
  • Как называется действие одного тела на другое?
  • С точки зрения физики действие нельзя отличить от противодействия. Объясните почему.
  • Шар падает на землю. Что происходит: действие или взаимодействие?

Вывод: В природе не бывает одностороннего действия. Если одно тело действует на другое, то и второе действует на первое. Так что получается не действие, а взаимодействие.

II. Новая тема

На прошлом уроке мы говорили с вами о взаимодействии тел, и убедились на опытах, что каждое из взаимодействующих тел одновременно действует и испытывает действие. Сегодня мы постараемся выяснить, от чего зависит изменение скорости тел при их взаимодействии?

Вернемся уже поставленному эксперименту.

Опыт 1: С двумя одинаковыми тележками. Как вы думаете, изменятся ли скорости тележек, если одну тележку нагрузить? Как изменятся скорости? Давайте проверим нашу гипотезу на опыте.

Рис. 1

Результат: скорости тележек изменились на одну и ту же величину, так как они разъехались на одинаковое расстояние.

Рис. 2

Во втором случае изменение скоростей разное, как и пройденное тележками расстояние.

Опыт 2: Взаимодействие на горизонтальной поверхности одинаковых шариков, разных шариков.

Анимация с движущимися шарами.

Результат: Если на поверхность положить один из шариков и толкнуть таким же движущимся шариком, то первый придет в движение, а второй остановиться. В этом опыте наглядно видно, что оба шарика подействовали друг на друга и скорости обоих шариков изменились. Опыт с разными шарами также показывает, что в результате взаимодействия скорость одного уменьшается, а другого увеличивается.
Учитель: Только что на опытах вы видели, что скорости взаимодействующих тел не всегда изменялись одинаково. В чем же кроется причина такой разницы в скоростях? А причина в том, что оказывается, любое тело само препятствует изменению скорости. Это свойство тел называют инертностью.
Тележки инертны по-разному. Левая тележка приобрела при взаимодействии меньшую скорость, чем правая. Поэтому говорят, что она более инертна.

Учитель: Сейчас мы посмотрим видеофрагмент «Инертность тел».

Вывод: Различные тела инертны неодинаково.

Для характеристики инертности вводится физическая величина – масса.

Определение: Масса – это физическая величина, которая является мерой инертности тела. Чем больше масса тела, тем оно более инертно.

Каждое тело имеет массу – капля воды, человек, Солнце, пылинка и т. д.
Масса величина скалярная.
Обозначение массы – m.
Единицы измерения массы в системе СИ: m = 1 кг.
Другие единицы измерения массы: 1 т = 1000 кг; 1 г = 0, 001 кг; 1 мг = 0,000001 кг (см. форзац учебника).

Учитель: Я хотела бы вам рассказать об аддитивности массы.

Аддитивность массы (от латинского слова additivus – прибавляемый) – это свойство состоящее в том, что, масса тела, состоящего из различных частей, равна сумме масс этих частей. Например, масса горки песка равна сумме масс отдельных песчинок.
Эталон массы изготовлен из платиново-иридиевого сплава, имеет форму цилиндра высотой примерно 39 мм, и хранится в городе Севре во Франции. С эталона изготовлены копии: в России хранится копия №12, в США – № 20. Эталон массы, хранящийся в Международном бюро мер и весов в Севре, недалеко от Парижа, внезапно потерял в весе около 50 микрограмм. Ученые не могут объяснить этот эффект. Образец, хранящийся в Севре, является международным эталоном (материальным прототипом), с помощью которого изготавливают копии для метрологических центров разных стран. Цилиндр из сплава платины и иридия хранится в Севре с 1889 года. Эталон килограмма хранится в закрытом помещении, без солнечного света, его достают лишь в очень редких случаях для изготовления копий и сравнения с национальными эталонами, которые были изготовлены в десятках экземпляров. Поэтому эталон берегут тщательнее, чем зеницу ока – в буквальном смысле не дают пылинке на него сесть, ведь пылинка – это уже несколько делений на чувствительных весах. Международный прототип эталона достают из хранилища не чаще одного раза в пятнадцать лет, российский – раз в пять лет. Все работы ведутся со вторичными эталонами (только их допускается сравнивать с основным), от вторичного эталона значение массы передается рабочим эталонам, от них – к образцовым наборам гирь.
Одно из предложений, которые предстоит рассмотреть ученым – переход на новый эталон, который, в отличие от нынешнего, будет иметь форму шара и состоять будет только из атомов одного типа – изотопа кремния-28.

III. Закрепление

Определите по скорости взаимодействующих тел их сравнительную массу.

Опыт 1: На две тележки, скрепленные между собой с помощью пружины, помещены грузы неизвестной массы. После разрезания нити тележки разъезжаются в разные стороны с разными скоростями.

Рис. 3

Опыт 2: Артист ударом одного шара приводит в движение второй шар, находящийся в состоянии покоя, причем направление движения шаров совпадают. В каком случае первый шар: А) Останавливается; Б) Продолжает двигаться вперед; С) Движется назад?
Знаете ли Вы, что: Крокодилы проглатывают камни, общая масса которых составляет 0,01 массы животного. Камни служат балластом, позволяющим крокодилам ходить по дну реки и быстро увлекать свою жертву под воду.

Загадка

У планет она большая,
Минимальна у частиц.
ЕЁ на глаз не измеряют,
Ведь у неё не мало лиц. (Масса)

Способы определения массы тела:

  • Сравнивая скорости, приобретенные телами при взаимодействии, определяют, во сколько раз масса одного тела больше ( или меньше) массы другого. Пользоваться удобно, если известна масса одного из взаимодействующих тел.

Загадка. Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. (Весы)

Второй способ определения массы:

  • Взвешивание. Этот способ более удобный для нас и более привычный.
  • Вычисление по законам физики, используя формулы (такой способ применяют при вычислении масс планет, звезд и т.д.). Этот способ будем изучать в старших классах.

Типы весов: учебные, медицинские, аналитические, аптекарские, электронные и др.
Главная часть учебных весов коромысло, к середине коромысла прикреплена стрелка – указатель, которая движется вправо или влево. К концам коромысла подвешены чашки. Взвешиваемое тело кладут на левую чашу весов, а гири на правую чашу весов.
Некоторые думают, что массу тела можно оценить по его размерам. Иногда это возможно. У человека большого объема и масса больше, чем у человека меньшего объема. Если же тела не одинаковы по материалу, структуре, то тело меньшего размера может иметь большую массу. А на глазок можно ошибиться.

1) Минуй вас случай столкнуться с песчинкой, сделанной из вещества нейтронной звезды. Один наперсток этого вещества имеет массу, большую, чем нагруженный товарный поезд.

Рис. 4

2) Один из героев мультфильма пинал все подряд. Его решили проучить. Однажды на дороге он увидел несколько картонных коробок (подбросили) и … Нарисуйте, что же получилось на самом дел.

Рис. 5

Решение задач.

1. Устно: А) Космонавт взял с собой на орбитальную станцию задачник по физике. Одинакова ли масса задачника до старта и на орбитальной станции? Б) Из овечьей шерсти скатали валенки. Сравните массы шерсти и валенок, если отходов не было. Что изменилось?
2. Часто задают вопрос: Что тяжелее, килограмм пуха или килограмм железа?
3. Порожняя тележка массой 2 кг, двигаясь со скоростью 2 м/с, столкнулась с груженой тележкой, вследствие столкновения порожняя тележка остановилась, а груженая начала двигаться со скоростью 0,4 м/с. Какова масса груженой тележки? (Ответ: 10 кг).

IV. Итоги урока

– Что характеризует масса тела?
– Как можно определить сравнительную массу тела?

V. Домашнее задание:§19 ,20 (учебник А.В. Пёрышкин) Подготовиться к лабораторной работе.