Ребус – это загадка, которая зашифрована в виде рисунков с цифрами, буквами и различными знаками и символами. Знакомство с ребусами – довольно длительный и сложный процесс. Ведь существует огромное множество различных типов ребусов: картинки с буквами, цифры с буквами, различные знаки с буквами и т.д. Именно с них я и начинаю знакомство с ребусами на моих занятиях, составленных по технологии системно-деятельностного подхода для детей дошкольного возраста.
Воспитывающая цель: формирование навыка работы как самостоятельно, так и в парах, умение слушать и слышать собеседника.
Развивающая цель: формирование умения разгадывать ребусы разного типа.
Обучающая цель: познакомить с понятием “ребус” и его типами.
Оборудование:
- Экран и мультимедиа;
- Алфавит;
- Задания для пробного действия;
- Магниты;
- Сигналы для рефлексии.
Ход занятия
Введение в игровую ситуацию (1-2 мин)Бабушка Путаница навела в нашем городе АБВГДейка беспорядок: перемешала буквы, числа, картинки, знаки. Да ещё хочет, чтобы мы словечки в этом беспорядке нашли! (слайд 2) Вы видите здесь слова? (нет) Хотите научиться их находить, чтобы навести порядок? (да) Тогда пожелайте друг другу удачи! |
|
Актуализация и затруднение в игровой ситуации (2-3 мин)Из чего составляются слова? (из букв) Давайте вспомним наши буквы, споём “Алфавитную песенку”. А теперь я предлагаю найти спрятанное словечко: 7 я (слайд 3) У каждого из вас есть такое задание на столах. (слайд 4) В пустые клеточки вам нужно напечатать буквы зашифрованного слова. (пробное действие) Принесите свои работы на доску. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как вы думаете, почему результаты получились разные? (мы не умеем расшифровывать слова) Что вы заметили в этих заданиях, кроме букв? (цифры, картинки, знаки) Как вы думаете, они могут нам помочь составить слово? Значит, что мы с вами сегодня будем учиться делать? (будем учиться составлять слова, используя картинки, числа, знаки) |
|
“Открытие” детьми нового способа действий (10-11 мин)Такие зашифрованные слова, которые состоят из букв, картинок, различных знаков (слайд 5), называются РЕБУСЫ. Значит тема нашего занятия – Ребусы. Давайте рассмотрим эти ребусы ещё раз и зафиксируем (слайд 6): Из чего состоит 1-ый ребус? (число и буква) 2-ой ребус? (картинка и буква) 3-ий ребус? (стрелочка и буква) Какое число указано в 1-ом ребусе? (40) Превратим это число в слово “сорок” (слайд 7) Что ещё есть в нашем ребусе? (буква А) Добавим букву “А”. Запишем. Прочитаем новое слово: СОРОКА. Используя наш план, разгадаем 2-ой (слайд 8), затем 3-ий ребусы (слайд 9) (с хоровым проговариванием). Что мы делаем вначале? (рассматриваем ребус) Далее? (превращаем) Затем? (записываем) В-четвертых? (читаем полученное слово) Давайте разгадаем ребус 100л (слайд 10) вместе по плану (хоровое проговаривание). 2-ой ребус (слайд 11) разгадайте сами, проговаривая друг другу. 3-ий ребус (слайд 12) разгадайте сами, проговаривая друг другу. |
|
Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение (5-6 мин)Попробуйте самостоятельно разгадать 2 ребуса (слайд 13) Сравните свои ответы с ответами на доске (слайд 14) Если правильно выполнили 1-ый ребус, поставьте “+”, если нет, то “?” Если правильно выполнили 2-ой ребус, поставьте “+”, если нет, то “?” (слайд 15) Что нужно сделать, чтобы прочитать эти предложения? (разгадать ребусы) Прочитайте. |
|
Итог занятия (3 мин)С каким новым понятием вы сегодня познакомились? (ребус) Что такое ребус? (зашифрованное слово) Что нужно сделать, чтобы разгадать ребус? (повторение алгоритма) Вы самостоятельно разгадывали 2 ребуса. Кто разгадал все 2? (прикрепите свой магнит на зеленую искорку) Кто допустил ошибку? (прикрепите свой магнит на красную искорку) Как вы считаете, вы научились разгадывать ребусы? (да) Тогда разгадайте все вместе следующий ребус (предлагается ребус неизученного типа) (слайд 16) Хотите разгадать этот ребус? Этим мы займёмся на следующем занятии. Спасибо, занятие окончено. |