Программное содержание:
- Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания детей о том, что хлеб ценный пищевой продукт, без которого не могут обходиться люди.
- Ввести в словарь и активизировать в речи слова: хлебороб, комбайн, сеялка, пекарня, мельница, элеватор, яровые.
- Воспитывать у детей уважение к хлебу, к труду людей его выращивающих.
Предварительная работа: Чтение с последующим обсуждением: М.Пришвин "Лисичкин хлеб", В. Пальчинскайте "Хлеб", Ю.Ванаг "Хлеб, заработанный своими руками", В. Крупин "Отцовское поле". Заучивание пословиц и поговорок о хлебе, труде.
Оборудование: каравай хлеба, вышитый рушник, колоски пшеницы, ржи, ячменя, "чудесный мешочек", серия картинок "Как хлеб на стол пришёл".
Ход занятия
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Дети: Хлеб.
Воспитатель: Сегодня на занятии вы узнаете, откуда берётся хлеб, который мы каждый день покупаем в магазине, познакомитесь с трудом людей, которые его выращивают.
У меня есть "Чудесный мешочек", что находится в нём, вы узнаете, отгадав загадку:
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Дети: Колосок.
Воспитатель достаёт из "Чудесного мешочка" колоски пшеницы, ячменя, ржи.
- Ребята вы правильно отгадали загадку. Это колоски различных зерновых культур (рассматривают колоски, учатся отличать их между собой).
Воспитатель: Ребята скажите, как называется
- колос пшеницы - ::.
- как называется колос ржи - ::.
- как называется колос ячменя - ::.
(дети отвечают: пшеничный колос, ржаной колос, ячменный колос).
Воспитатель:
- А теперь посмотрите на эти колоски и скажите, что у них общее, из чего они состоят? (ответы детей)
- Что означает пословица "Зёрнышко к зёрнышку - будет мешок".
(ответы детей).
Воспитатель: Растения, дающие зерно называются зерновыми растениями, из них приготавливают главный продукт питания людей - хлеб.
- Посмотрите на эти картинки, они помогут нам познакомиться с тяжелым трудом хлеборобов. Так называют людей, которые выращивают зерновые культуры.
Рассматривание серии сюжетных картин с последующим обсуждением.
- Какое время года изображено на первой картинке? (На картинке изображена весна).
- Где работает трактор? ( Трактор работает в поле).
- Как называется профессия человека, который работает на тракторе? (Профессия человека, который работает на тракторе, называется тракторист).
- Какую работу выполняет трактор? (Трактор пашет землю).
- Какую ещё работу может выполнять трактор? (Ещё трактор рыхлит землю).
- Зачем нужно рыхлить землю? (Землю необходимо рыхлить, чтобы она стала мягкой, и зерна засевались лучше).
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? (Это сеялка).
- Какую работу выполняет сеялка? (Рассеивает зерно по полю).
- Посевы зерновых культур, сделанные весной называются - яровые.
Когда яровые посевы прорастают, на помощь хлеборобам приходит самолёт.
- Какую работу выполняет самолёт? (Удобряет землю, опыляет поле от вредителей).
- Зачем нужно удобрять поле? (Поле необходимо удобрять для того, чтобы урожай был больше).
- Когда яровая созревает пшеница? (Яровая пшеница созревает летом, в августе).
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? (Урожай собирают с помощью комбайна).
- Как называется профессия человека, который работает на комбайне? (Профессия человека который работает на комбайне называется - комбайнер).
- Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор - это зернохранилище для очистки и сушки зерна.
- После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу. Мельница
- Для этого зерно везут на мельницу. Мельница - это здание со специальными приспособлениями для размола зерна.
- Для чего нужно зерно перемалывать? (Для того чтобы получилась мука зерно нужно смолоть).
- Где пекут булки, батоны? (Булки, батоны пекут в пекарне).
- Кто их печет? (Пекари).
- Куда затем везут хлеб? (Из пекарни хлеб везут в магазин).
Видите, какой долгий путь проделывает хлеб, прежде чем попадает нам с вами на стол. Как много людей разных профессий вкладывают в него свой труд. Поэтому необходимо бережно относиться к хлебу.
Вспомните пословицы о труде: (дети называют пословицы)
- "Труд человека кормит, а лень портит",
- "Знай секундам цену, минутам счет",
- "Сделал дело-гуляй смело",
- "Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела".
Воспитатель читает стихотворение.
"Хлеб" Я.Аким
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят
С детства знай, как хлеб растят.Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Физкультминутка
(выполнение движений по тексту стихотворения)
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода - (идут друг за другом)
Побежит за трактористом
К синей речке борозда. (бегут друг за другом)
Выйдут сеялки потом. (идут друг за другом)
Засевать поля зерном. (сеют)
Игра с мячом "Откуда хлеб пришел?"
(Воспитатель бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу)
- Откуда хлеб пришел? (из магазина);
- А в магазин как попал? (из пекарни);
- Что делают в пекарне? (пекут хлеб);
- Хлеб пекут из чего? ( из муки);
- Из чего получают муку? (из зерна);
- Откуда зерно? (из колоса пшеницы);
- Откуда пшеница? (выросла в поле);
- Кто её посеял? (хлеборобы);
- Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);
- Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор).
- Как называется круглый хлеб? (каравай)
Воспитатель вносит на рушнике каравай хлеба и читает стихотворение С.Дрожжиной "Каравай"
Вот лежит каравай у меня на руках
Черный хлеб на руке - нет милей на земле.
Будет плакать мой хлеб,
Каравай мой румяный,
Если я разленюсь, если лодырем стану.
Вот увидишь, тебе горевать не придется,
Пусть не плачет мой хлеб,
Пусть он только смеётся.
Воспитатель: Хлеб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как тяжело его вырастить, берегите хлеб.
Предлагает детям съесть по кусочку каравая.
Итог занятия
Анализ занятия