Издание информационного журнала "Растем вместе" для родителей воспитанников логопедической группы

Разделы: Работа с родителями


Дошкольный возраст - этап активного речевого развития. В последнее время увеличивается количество детей с недостатками в развитии речи.

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку нарушения речи связаны с целым рядом причин как биологического, психологического так и социального характера. Каждый ребёнок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребёнку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы "догнать" в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии.

Полная реализация целей коррекции речи достигается лишь через изменение жизненных отношений ребёнка, что требует от взрослых целенаправленных и осознанных усилий. На практике доказано, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий логопеда в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребёнка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребёнку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребёнку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации и доступными способами коррекции.

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития - является необходимым условием. Необходимо убедить родителей в том, что эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений возможна только в результате активной, скоординированной деятельности логопеда, воспитателей и родителей ребёнка, что их роль в этом очень велика.

Очень важно, чтобы родители имели специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребёнка, и практические умения по оказанию ребёнку действенной помощи в коррекции его речевого развития.

Для эффективности коррекционно-логопедической работы педагогический коллектив логопедической группы нашего ДОУ использует различные формы взаимодействия с семьёй. Для этого нами составлен перспективный план работы, с родителями включающий в себя: родительские собрания, консультации, беседы, тренинги, оформление информационных стендов и пр.

Предшествующий опыт показывает, что педагоги сталкиваются с объективными трудностями. К большому сожалению, современные мамы и папы - в большинстве своём, чрезвычайно занятые люди, которые не всегда могут позволить себе уделить время на участие в круглых столах, тренингах и других видах специально организованной работы в ДОУ. Зачастую они считают наиболее приемлемой для себя формой взаимодействия короткие беседы с педагогами во время утреннего приёма и вечером, забирая малыша из детского сада. Опыт показывает, что этого категорически недостаточно.

Привлекая семью к совместной работе, мы учитываем это и постоянно совершенствуем формы сотрудничества, способствующие наиболее продуктивному взаимодействию.

Творческая группа педагогов коррекционной группы изучила и проанализировала опыт коллег, и пришла к выводу, что одной из современных форм взаимодействия c семьёй - является издание информационного издания для родителей ДОУ в виде журнала.

Информационный журнал - это внешне пассивная форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на развитие активной позиции родителей, как участников коррекционного процесса речи. Данный вид работы направлен на информирование достаточно большой аудитории. Далеко не всегда родители могут посещать родительские собрания, либо присутствовать на каких-либо других мероприятиях, журнал в этом случае идеальный выход из положения.

На заседании творческой группы нами были поставлены цель, задачи, обсуждено название журнала, его внешний вид, периодичность издания, количество экземпляров. Редактором журнала был выбран учитель-логопед, в редакционную коллегию вошли все педагоги, работающие с детьми коррекционной логопедической группы (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

Цель издания журнала - формирование педагогической грамотности родителей.

Задачи издания журнала:

  • максимальное обеспечение своевременной информацией об особенностях работы коррекционной группы, о событиях, происходящих в детском саду;
  • оказание квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам коррекционного обучения, воспитания и оздоровления детей;
  • стимулировать у родителей интерес к работе ДОУ;

Мы решили назвать журнал "Растём вместе", так как считаем, что и педагоги и родители должны расти и учиться вместе с детьми, вместе с ними совершенствоваться. Ведь жить не рядом с ребёнком, а вместе с ним - самый значимый, самый ценный результат.

Принципы издания журнала

  • гуманизация - главный принцип "Не навреди!";
  • преемственность - обмен удачным опытом образования и воспитания дошкольников;
  • дифференциация - учет интересов, социального статуса, уровня образования родителей;
  • единство методов воздействия, целей и задач коррекционного воздействия, обучения и воспитания в работе ДОУ и семьи.

Сам журнал представляет собой сшитые между собой листы формата А4. Количество страниц составляет 15-20 штук. Периодичность издания 1 экземпляр в 3 месяца. Журнал получает каждая семья ребёнка коррекционной логопедической группы.

Содержание журнала разбито на рубрики

  • "Колонка редактора" (вступительное слово редактора, обращение к родителям);
  • "Обучение и воспитание" (статьи, посвященные актуальным вопросам обучения и воспитания) Приложение 1, Приложение 2;
  • "Здоровый ребёнок" (материалы, освещающие физкультурно-оздоровительную работу, пропаганду здорового образа жизни) Приложение 3;

  • "Копилка советов" (тесты, советы, рекомендации для родителей);
  • "Новости детского сада" (информация о планах, событиях, жизни детского сада, группы) Приложение 4;

  • "Лукошко сказок и загадок" (стихи, сказки, пословицы, поговорки, рассказы).

Темы статей журнала обусловлены социальным заказом педагогов и родителей, с целью передачи родителям знаний по закреплению навыков коррекции речевого развития, обучения и воспитания детей дошкольников.

Автором может стать любой участник педагогического процесса - администрация, педагоги, родители и даже воспитанники.

 Плюсы такой формы взаимодействия с родителями заключаются в следующем:

  • мы не ограничиваем родителей во времени. Они могут взять издание домой и изучить его в удобное время;
  • информация, представленная в журнале, напрямую или косвенно касается детей, посещающих логопедическую группу;
  • мы не навязываем своё мнение. Специалисты предоставляют родителям объективную информацию, и они решают, что с ней делать;
  • родители всегда в курсе событий, происходящих в логопедической группе, которую ребёнок посещает;
  • мы предоставляем родителям возможность реализовать их право на участие в жизни группы.

Работа по изданию журнала "Растем вместе" осуществляется нами на протяжении 2 лет, за этот период времени нами отмечено, что родители стали чаще обращаться за помощью к логопеду, воспитателям, другим специалистам ДОУ. Использование печатного издания оказывает благотворное влияние на формирование достаточного уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей и в целом на эффективность всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. Мы видим, что такая форма работы, безусловно, способствует налаживанию тесной взаимосвязи между семьями воспитанников и педагогическим коллективом детского сада.

Ещё один существенный плюс такой работы - возможность повышения психолого-педагогической компетентности педагогов, участвующих в издательской деятельности, использование издательской деятельности как формы обобщения и распространения передового педагогического опыта педагогов ДОУ.