Конспект урока по математике "Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Цель: Совершенствовать умение решать задачи; развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ребята! Давайте улыбнемся друг – другу. Ведь добрая улыбка поднимает настроение и располагает к общению. Как хорошо, что мы опять вместе.

2. Постановка проблемы и темы урока.

– А начать урок я хотела бы с писем, которые пришли в наш адрес. Давайте мы их вместе прочитаем.

  • Дядя Федор вечером долго читал книгу и прочитал 14 листов. Я тоже очень люблю читать. Но вчера вечером я прочитал только 7 листов.
  • В понедельник Буратино прочитал 3 листа, во вторник – на 2 листа больше, а в среду столько, сколько в понедельник и вторник вместе. Сколько листов прочитал Буратино за 3 дня?

– Что это за письма? От кого? Что необычного вы заметили? На все ли письма мы можем дать ответ? Почему? (Мнения детей.)

– Так какова же тема нашего урока?

– Решение задач. (Приложение) (Слайд 1.)

3. Устный счет.

  • Заполнить магический квадрат (работа в парах), (Слайды 2, 3)
  • Исправить ошибки. Расставить скобки и знаки.

78 – 36:7 = 6
7*3*4 = 49
2*9 – 5 = 8
18*3 + 4*5 = 26

  • Решить уравнение (по разноуровневым карточкам).

19 + Х = 71
Х – 7*3 = 80 – 36
(14:2) + х + (18:6*4) = 5*(12:2)

– Как найти неизвестное слагаемое? Уменьшаемое?

– Молодцы, вы успешно справились с разминкой.

4. Решение задач на смекалку.

– Посмотрите, у вас на партах карточка с заданием. Прочитайте внимательно, посовещайтесь и постарайтесь дать правильный ответ. (Работа в группах. Коллективная проверка).

  • Индюк весит 12 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
  • Самолет из Москвы в Минск летит 1 час, а обратно 60 минут. Почему?
  • Сыром лакомились 5 мышек. К ним подбежали еще 4 мышки. Одну мышку схватил кот. Сколько мышек осталось?
  • Два яйца кипят 6 минут. Сколько минут кипит одно яйцо?

-Чем интересны и необычны эти задачи?

5. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на несколько единиц.

Прочитайте задачи (Слайд 4) и запишите только решение.

  • На одной клумбе распустилось 7роз, а на другой – в 2 раза больше. Сколько роз распустилось на второй клумбе?

– Замените подчеркнутые в задаче слова так, чтобы ее решение было таким: 7+2

  • Для детского сада купили 24 маленьких мяча, а больших – в 4 раза меньше. Сколько купили больших мячей?

– Измените условие задачи так, чтобы в ответе получилось 20 мячей.

6. Физкультминутка

7. Составление задач по схемам.

– Посмотрите, перед вами схемы задач (Слайды 5, 6).

– Составьте задачу. Не изменяя условия, измените вопрос задачи (устно) (Слайд 5).

– Составьте задачу (Слайд 6).

У Пети было 6 открыток. У Коли – в 3 раза больше, чем у Пети, а у Игоря столько, сколько у Коли и Пети вместе. Сколько открыток у Игоря?

Ребята самостоятельно записывают решение. Ученики, испытывающие затруднения в ходе решения задачи, обращаются за помощью к схеме – подсказке.

(Слайд 7)

– Усложните задачу. (Сколько всего открыток?)

Взаимопроверка.

8. Решение задач с величинами “цена”, “количество”, “стоимость”.

– А сейчас я предлагаю поиграть в магазин (Слайд 8).

– Кто из вас самостоятельно что – либо покупал? Вот сейчас мы посмотрим, какие вы покупатели.

– А как нужно вести себя в магазине?

Игра повторяется 2–3раза, после чего учащиеся самостоятельно составляют и решают задачу. Те ученики, которые справились быстрее, составляют и решают обратные задачи.

– Итак, как найти цену, количество, стоимость?

9. Зарядка для глаз.

10. Решение задач с лишними данными.

Прочитайте задачу (на карточках) и решите ее самостоятельно. Те, кому трудно, могут воспользоваться подсказками (Слайды 9, 10, 11).

  • В магазине продавались 250 тетрадей и 75 ручек. Пьеро купил 5 тетрадей по 9 рублей и 2 ручки по 5 рублей за каждую. Сколько рублей заплатил Пьеро за покупку?

11. Составление сложных задач из двух простых.

-Объедините задачи по две так, чтобы из них можно было составить одну задачу (Слайд 12); (работа в парах).

После коллективного обсуждения дети решают задачи по вариантам. Учитель оказывает индивидуальную помощь отдельным учащимся.

Самопроверка.

12. Устное решение геометрической задачи и задач на развитие логического мышления.

  • Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6 см. Затем проволоку разогнули и из нее согнули равносторонний треугольник. Чему равна сторона треугольника? (Дети решают устно, затем решение проверяется наглядно.)
  • (Слайд 13) По ходу выполнения работы учащиеся показывают учителю ответы к заданиям. Если ученик решает задания всех трех уровней, он становится консультантом для тех учащихся, которые испытывают затруднения.

13. Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.

– Какое задание показалось самым интересным? А самым трудным? На все ли вопросы вы нашли ответы?

– Молодцы! (Слайд 14)