В настоящее время педагоги и специалисты дошкольных учреждений очень часто сталкиваются с проблемой неумения детьми вести диалог друг с другом и с взрослыми, не богатым словарным запасом детей, монотонностью и невыразительностью детской речи. Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации своих творческих задумок, мы должны научить их этому, так как общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции "Я и общество", "Я в обществе".
В последние годы много внимания уделяется дополнительному образованию детей, и мы, изучив потребности наших воспитанников и родителей, возможности педагогов и материально-техническую базу нашего дошкольного учреждения разработали и внедряем социально-педагогический проект "Мы - творцы, исследователи, журналисты!". Название проекта не случайно, так как при работе с детьми по данному проекту мы охватываем такие области, как "Коммуникация", "Социализация". Цель данного проекта: формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность. В результате реализации проекта воспитанники должны научиться ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Мы должны поспособствовать формированию у старших дошкольников основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, исследовательских навыков, повышения уровня речевого развития, социальной уверенности. Социальная уверенность, как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребенка с другими людьми. В основе социального взаимодействия два направления: социальные способности (способность к восприятию другого человека) и социальные навыки (умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях).
Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он работает по внедрению проекта.
Основными принципами реализации проекта являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к средствам массовой информации, журналистике, взаимосвязь с деятельностью детей по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, свободной игровой деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Проект реализуется в чередовании теоретических и практических занятий. Однако журналистика первого и второго годов обучения почти не предусматривает теории в "чистом" виде. Заложенная в содержании проекта, она дается чаще всего в процессе практических занятий или в форме диалогов и развивающих бесед, которые предполагают живое, активное участие детей. Учитывая возрастные особенности воспитанников, их эмоциональную возбудимость, доверчивость, отзывчивость, проект рекомендует при ролевых играх на занятиях с самого начала выстраивать реальные соотношения между вымыслом и действительностью. Один из важнейших принципов ее реализации - постепенность, логичность и безболезненность перехода воспитанников от эмоционально-образного мышления к первоначальным абстрактным понятиям. Формы работы с детьми, которые используются для достижения поставленных задач, меняются по мере их усложнения. Вся детская деятельность проходит в специально оборудованном помещении - детском пресс-центре.
В отличие от других дошкольных образовательных учреждений, где дети изучают азы журналистики, мы начинаем знакомство со средствами массовой информации в нашем мини-музее журналистики, который создан и работает на базе нашего пресс-центра. В настоящее время накоплен уникальный материал. В нашем мини-музее имеются экспонаты, которых нет даже в городском музее: газета "Новое время", изданная в городе Санкт-Петербурге 04.02.1882 года. Газета напечатана старославянским шрифтом, который дети, умеющие читать, конечно же, не могут прочитать и сразу возникают вопросы и начинается исследовательская деятельность. Также в нашем мини-музее имеется газета "Комсомольская правда" от 13.04.1961 года, вышедшая на второй день после полета в космос Ю.А. Гагарина и полностью посвящена этому знаменательному событию и детские журналы: "Весёлые картинки", "Мурзилка", "Веселые уроки" (1970-1990-х годов издания).
Когда мы говорим о профессии фоторепортера, знакомство детей начинается со знакомства с фотоаппаратами и фотокамерами 70-80-90 годов. В нашей коллекции есть фотоаппараты: "Смена". "Зоркий", "ФЭД", "Зенит", "Полароид", и дети на практике имеют возможность посмотреть и представить работу фоторепортеров. Первый же вопрос, который у них возникает: "А где же можно фотографию сразу посмотреть, здесь же экрана нет?". Дети видят наглядно и старые фотографии (самая старая фотография в наше музее датирована 1915 годом), и фотографии, сделанные "Полароидом". Всё это повышает познавательный интерес у юных журналистов и исследовательская деятельность продолжается уже с участием родителей за стенами детского сада.
Верстать готовый номер газеты наши воспитанники могут попробовать также в мини-музее, где имеются пишущие машинки разных моделей и есть возможность сравнить с современными техническими средствами: персональными компьютерами и ноутбуками. Внедрение музейной педагогики в образовательную деятельность дает воспитанникам возможность проследить всю цепочку развития средств массовой информации: увидеть прошлое, познакомиться с настоящим и помечтать о будущем, привлечь родителей к поисковой деятельности. Также музейная педагогика помогает решить задачу развития у ребенка эмпатии - способности к сопереживанию, как глубоко нравственной черте человека, в том числе через "проживание" ребенком различных жизненных ситуаций, исполнение им социальных, профессиональных "ролей", "вживание" в образы других и выработку правильного отношения к себе, через сопоставление себя "другим", в том числе с теми, кто жил и работал до нас, через сравнение и постижение их взглядов.
После ознакомления с прошлым, мы с воспитанниками начинаем подготовку к журналистской деятельности, изучаем азы риторики, ведения диалога, знакомимся с такими понятиями, как: мелодика речи (совокупность тональных средств, характерных для данного языка, модуляция высоты тона при произнесении фразы); темп речи (скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление); ритм речи (упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием); тембр голоса (окраска, качество звука); логическое ударение (интонационное средство; выделение какого-либо слова в речи интонацией).
При ознакомлении детей с перечисленными выше понятиями используются различные приемы и методы, такие как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, описательные рассказы детей из опыта, наглядный материал, игры-упражнения. Так для привлечения внимания к мелодике используется прием образного сравнения: "голос поднимается и спускается с горки" и сопровождается плавными движениями рук. Изучение детьми логического ударения начинается с объяснения звуковых средств его выражения. Дети должны понять и использовать в дальнейшем при интервьюировании, что слова, особенно важные в предложении, произносятся громче или медленнее остальных. В связи с этим требуется большая работа по разъяснению смысла фраз, анализу текста и его оценке.
Закреплению приобретенных навыков способствует совместная деятельность педагогов, родителей и детей по разучиванию диалогов, разыгрыванию сюжетов по ролям.
Разработанные виды деятельности позволяют развивать не только диалогическую, выразительную речь, но и позволяют одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка - качества, которое необходимо юному журналисту. Для овладения такой профессией детям необходимо развивать на высоком уровне такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, поэтому мы большое внимание уделяем этому при организации деятельности с воспитанниками. Детям предлагаются различные игры: "Узнай по описанию", "Что лишнее?", "Веселый художник", "Фотокорреспондент снимает", "Звукооператор", "Журналист - профессия творческая".
Следующий этап работы над проектом - практический. Ребята посещают детскую библиотеку города, библиотеку семейного чтения, где специалисты знакомят их с современной детской периодической печатью. Дети, вместе с библиотекарем работают над определением литературного жанра. Дети знакомятся с такими понятиями, как рассказ, сказка, басня, стихотворение, потешка, играют в литературные игры. Далее работа продолжается в пресс-центре, где дети уже с моей помощью пробуют сочинять свои первые "шедевры". Кто-то напевает текст на заданную тему, кто-то просто проговаривает, а я уже стараюсь записать и обработать текст.
Работа над проектом предполагает тесное сотрудничество с социальными партнерами, работниками средств массовой информации. Наши социальные партнеры в этом направлении - редакции газет "Надым-ТВ-Информ", "Рабочий Надыма", ВКС-Экспресс" и Надымская студия телевидения. Во время экскурсий в редакции газет и на телевидение, дети знакомятся с видами и жанрами журналистики, с профессиями и особенностями их творческого труда (журналист, специальный корреспондент, фоторепортер, звукооператор, художник, дизайнер, обозреватель, комментатор, актер, диктор). Юные журналисты учатся вычленять понятия "интервью", "репортаж", "корреспонденция", "диктор", самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.
У детей закрепляется представление о том, что журналист - профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика - это целая наука!
Особенно тесно сотрудничаем с журналистами газеты "Надым-ТВ-Информ", так как в этой газете один раз в две недели выходит рубрика "Детская страничка", где публикуются работы наших воспитанников. За последний год опубликованы стихи Сергея Маевского, статья о летнем отдыхе Школьной Дианы, рисунки Маргариты Нядонги. Также собираем и записываем интересные высказывания детей дошкольного возраста, которые затем печатаются в рубрике "Говорят дети". Публикация работ литературных произведений детей в городских средствах массовой информации мотивирует родителей на тесное сотрудничество с нами, так как наш городок небольшой и каждому приятно увидеть в газете материал с фамилией сына или дочки.
Дети, работы которых не попадают на страницы городских и районных печатных изданий, могут реализовать свои возможности в детсадовской детской газете "Клякса" и в газете для родителей, педагогов - "Огонёк". "Клякса" и "Огонёк" выходят один раз в три месяца, кроме этого к праздничным датам мы выпускаем специальные поздравительные открытки, где юные журналисты рисунками и стихами поздравляют всех с праздниками.
После подробного знакомства с профессиями сотрудников средств массовой информации, каждый ребёнок для себя уже определяет, кем он будет "работать" в нашем пресс-центре. Дети, которые хорошо рисуют, конечно же - "художники", "дизайнеры"; те, кто научился умно и красиво выражать свои мысли становятся "корреспондентами", "журналистами", "комментаторами"; а кому по душе технические средства - "фото-видео-операторы".
Анализ итогов реализации данного проекта позволяет сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников. А практическим результатом работы над проектом являются печатные материалы детей в СМИ города и района, а также создание рукописной книги "Мой любимый детский сад!". Посредством данной книги, каждый ребенок, совместно с родителями, воспитателями группы может проявить себя и как журналист, и как фотокорреспондент, и как художник-оформитель для создания своей страницы и реализовать все свои фантазии.
Список литературы.
- Васильева А.Н. "Газетно-публицистический стиль речи". М., 1982.
- Гуревич С.М. "Репортаж в газете". М., 1963.
- Корконосенко С.Г. "Основы журналистики". М., 2002.
- "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"/под. ред. Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной. М., 2011.
- "Социальный проект в образовании"/под. ред. А.М. Уколовой, Л.В. Блудовой. Курган, 2007.
- Табашникова И.Н. "Газета делается по модели". М.,1980.
- Тертычный А.А. "Жанры периодической печати". М., 2000.