Урок на тему "Пейзаж и настроение". 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: формирование у учащихся художественно-творческой активности.

Задачи:

  • обучение образному видению и отражению мира средствами искусства: перенесение эмоционального опыта на характер цвета, отражение характера в графической линии;
  • способствовать воспитанию у учащихся личностного отношения к видению природы, стремление к самостоятельному приобретению знаний, поиску и открытию;
  • развитие навыков работы красками и карандашом;
  • способствовать развитию умения общения через игровую ситуацию с использованием театральных элементов;
  • развитие эстетического восприятия природы, умения видеть и понимать прекрасное в природе.

Атмосфера урока: со-переживание, со-участие, со-действие, создание ситуации успеха, радости открытия, благоприятной психологической среды для раскрепощенного самовыражения каждого ребенка.

Тип урока: урок-восхождение

Оборудование: репродукции картин художника Ф. Васильева, И. Куинджи, детские работы или подготовленная презентация, мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, диск с записями музыки А. Вивальди «Времена года»

Материалы: бумага, краски, простой карандаш или цветные

Задание: передать настроение в пейзаже, используя основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, цвет

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Введение в тематику.
  3. Активная беседа с использованием игровой ситуации и театральных элементов.
  4. Практическая часть.
  5. Анализ работ.
  6. Подведение итогов.
  7. Рефлексия.
  8. Выставление отметок, домашнее задание.

Ход урока

Здравствуйте, дети! Сегодня нас ждет увлекательная работа. Мы окунемся в мир нашего воображения. Но сначала послушаем музыку, и вы попробуете угадать, о чем же мы будем говорить. Сядьте удобней, можно закрыть глаза. Вслушайтесь в музыку. О чем она: о людях, предметах или природе. Какие картины нарисует вам ваше воображение. И так, слушаем…

(звучит музыка А. Вивальди «Зима» – фрагмент)

О чем же эта музыка? Какие картины вам при этом виделись?

– Смотрите, композитор музыкой изобразил природу! А как называется изображение природы?

– Значит можно назвать это музыкальным пейзажем?

– Пейзаж – это первая часть темы сегодняшнего урока. (на экране появляется слово «пейзаж») (слайд 1)

– А что же хотел передать композитор своей музыкой, изображая природу? Какая она?

– А если сравнить природу с человеком, то, что передал композитор?

– Что же такое настроение? Если мы, то влюблены. То злимся, что у нас меняются?

– Конечно, настроение – это чувства.

– Настроение это вторая часть темы урока (на экране появляется слово «настроение») Давайте послушаем еще один музыкальный фрагмент, и вы мне скажите какое здесь настроение?

(звучит музыка А. Вивальди «Осень» – фрагмент)

Какое же здесь настроение?

– А как меняется музыка, когда меняется настроение?

– И так, композитор изображает природу и передает настроение с помощью музыки. А поэзия может передавать настроение? Вспомните, пожалуйста, 1-2 строчки из любого стихотворения о природе…

(заслушиваются 2-3 поэтических отрывка)

Какое настроение передал в этих строчках поэт?

– Какое же средство есть у поэта, чтобы изобразить природу и передать настроение?

– А теперь давайте посмотрим, что хотят показать, передать художники, когда изображают природу и какие у них есть средства? (слайд 2)

– Посмотрите на эти репродукции. Они похожи?

– Чем же они отличаются?

– Смотрите, у человека меняется настроение, а у природы?

– Конечно же, погода!

– С помощью чего передают художники разное настроение? Например, как вы думаете, какое настроение показано в этой репродукции «Деревья» (слайд 3)

– Почему вы так решили?

– Значит, веселому настроению соответствуют яркие цвета! Но вот другая репродукция «На острове Валааме » (слайд 4) и другое настроение. Какое?

– А какие цвета использовал художник, чтобы передать мрачное настроение?

– А чтобы показать нежность, грусть, как вы думаете, какими цветами нужно воспользоваться? (слайд 5)

– А, если я не буду изображать небо, землю, а возьму только разные цвета, как здесь, (слайд 6) можно ли так передать настроение? Какое здесь настроение?

– А какие цвета, теплые или холодные?

– Теплые цвета соответствуют какому времени года, как вы думаете?

– А холодные?.. А какому настроению?

– Смотрите, раз вы говорите, что здесь лето, осень, зима, значит не изображая землю, небо, тоже можно показать пейзаж?

-Значит, с помощью чего с нами говорит художник?

– И так цвет! Вот что помогает художнику передать настроение.

– Но вернемся к нашим репродукциям (слайд 7). Скажите, кто же здесь главные персонажи?

– Деревья помогают передать настроение?

– Докажите!

– Деревья смотрятся пятном, которое тоже говорит нам о настроении…

– Скажите, а дерево можно сравнить с человеком?

– Тогда, что будет туловищем? Ногами? Руками?

– Покажите, пожалуйста, руками как будут расти ветви у березы?..дуба?...а у ели?..

– Если дерево похоже на человека, значит у него может быть свой характер, настроение?

– Какое дерево всегда кажется нам нежным, немного грустным? А почему?

– А радостные деревья? Как у них растут ветви? Вверх!

– Давайте попробуем побывать в роли деревьев, чтобы лучше понять их настроение!

– Кто смелее, два человека, покажут нам деревья?!

– Покажите, пожалуйста, нам березку и рябину, которые радуются солнышку…

– А теперь березка влюбилась в рябину, а влюбленные тянутся друг к другу…

– А теперь кто-нибудь другие два человека выходят!

– Представьте, что вы дуб и маленькая елочка. Весна, тепло и вы рады солнышку. Елочка растет, становится взрослой…. А теперь представьте, что в дуб ударила молния и он, который раньше защищал елочку, умирает и елочке грустно…

– А сейчас встали все из-за парт. Мы попробуем изобразить целый лес, где растут разные деревья. Можно выбрать себе любого партнера. Закройте глаза и представьте себя в роли любого дерева. Светит солнышко, тишина, вы подставляете листочки солнечному теплу... греетесь... вам хорошо. Подул небольшой ветерок… Ветер усиливается, ударила молния, гремит гром, буря… Пошел дождь, ливень. Листочки трепещут под каплями… Ветер утихает,.. дождь тоже, все стихло. Появляется радуга и вы радуетесь.

– Вы почувствовали, как меняется настроение? А характер может измениться?

– И так, изображая, мы используем линии. Если я проведу ломанную, острую линию (показывает на доске) – (приложение) она какая по характеру?

– А плавная линия (показывает на доске)?

– Злым или добрым можно показать любое дерево. Даже березку, если изображать ее колючей линией (учитель делает изображение на доске)

– Сегодня вашим заданием будет: передать настроение в пейзаже (радостный пейзаж, грустный, нежный, тревожный, мрачный), используя все средства: погода, время года, но главное – цвет, линия и пятно (само дерево или несколько деревьев). Может быть вы передадите и ваше собственное настроение. Приступаем к работе…

(дети работают под тихую музыку)

В конце урока просмотр и обсуждение готовых работ. Дети выходят по группам в зависимости от настроения – радостный пейзаж, грустный, нежный, тревожный, мрачный. Дети-экскурсоводы обсуждают: удалось ли художникам использовать цвет, линии, деревья для передачи настроения в пейзаже. Выслушиваются мнения детей.

– И так, давайте еще раз вспомним: как называют изображение природы?

-Что хочет передать художник, когда изображает пейзаж?

-Скажите, что помогает художнику передать настроение в пейзаже?

– Спасибо вам за урок. Мне понравилось, как вы отвечали, как работали. И мне хочется, чтобы вы подарили мне свое настроение. Вы мне сегодня улыбались как солнышки и я беру желтую солнечную краску и оставляю на бумаге.. наберите, пожалуйста, на кисточку краску, которая соответствует вашему настроению и сделайте мне подарок.

– Всем спасибо!