Задачи:
- Уточнить знания детей о мебели. Знать названия мебели, уметь различать кухонную, гостиную (столовую) мебель, мебель для спальни, детскую мебель.
- Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать существительные родительского падежа, уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительных, прилагательные с существительными).
- Развивать связную речь детей. (составлять предложение с предлогами)
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, память.
Оборудование.
- Демонстрационный материал-картинки с изображением мебели; мяч, макет квартиры; предметы мебели из бумаги, конструированные детьми.
Предварительная работа.
- Чтение С.Я.Маршака "Откуда стол пришел".
- Разучивание пальчиковой игры про мебель.
- Конструирование предметов мебели с детьми на занятии и в свободное время.
Ход занятия
1. Организационный момент.
На доске вывешены картинки с разными предметами.
Воспитатель сообщает детям.
- Сядет тот, кто назовет лишний предмет:
Слива - груша - шкаф;
Воробей - ворона - стол;
Свитер - пальто - кровать;
Трамвай - автобус - тумбочка;
Тополь - береза - стул;
Тарелка - половник - диван.
Игра "Третий лишний".
- Как можно назвать эти предметы одним словом?
- Мебель.
2. Беседа о мебели.
Воспитатель предлагает детям назвать предметы мебели, которые относятся к слову мой (мой шкаф, мой стол, мой стул), моя (моя полка, моя кровать, моя тумбочка), мое (мое кресло, мое трюмо).
Дидактическое упражнение "Скажи по-другому".
- Дети, если мебель сделана из дерева, значит какая она? (деревянная).
- Стол из стекла? Какой стол?
- Стул из пластмассы? Какой стул?
- Кресло из кожи? Какое кресло?
- Диван из велюра? Какой диван?
- Мебель для кукол? Какая мебель?
- Мебель для кухни? Какая Мебель?
- Мебель для гостиной? Какая мебель?
3. Дидактические игры на внимание.
"Чего не стало?" "Что изменилось?" "Запомни и назови"
На доске картинки: шкаф, стол, кровать, стул, кресло, полка, диван. Предлагает внимательно рассмотреть их и закрыть глаза. Воспитатель переставляет или убирает 1 предмет мебели. Дети должны определить, что изменилось, или чего не стало.
Например: "Нет стола, нет стула", "Полка находится между креслом и диваном" и т.д.
Повторить 2-3 раза.
4. Пальчиковая гимнастика. [ 1 ]
Мебель я начну считать: кресло, стол, диван, кровать, полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет. (Пальцы обоих рук поочередно зажимают в кулак). Много мебели назвал - 10 пальчиков зажал (Поднимают зажатые кулачки вверх).
5. Физкультминутка с мячом.
Дидактические игры:
"Скажи ласково",
"Один-много",
- шкаф-шкафчик,
стол-стульчик,
полка-полочка,
он (стол)-они (столы),
он (диван)-они (диваны),
оно (кресло)-они(кресла).
6. А сейчас мы будем отвечать на вопросы по картинкам (3-4) - (показывает картинки)
Где висит картинка? - картина висит над кроватью.
Откуда выкатился мячик? - мячик выкатился из-под кровати.
Где стоит кресло? - кресло стоит у стены.
А ваза? - ваза стоит около торшера.
Где спит кошка? - кошка спит в кресле.
Где стоит стол? - стол стоит посередине комнаты.
Что стоит на столе? - на столе стоит блюдо с фруктами.
7. Динамическая пауза. [ 2 ]
На березу галка села, (присесть, руки к коленям)
С дерева потом слетела. (встать, помахать руками)
На кровати спит Федот (присесть, руки под щеку)
И с кровати не встает. (встать, развести руки в сторону)
8. Дети, представьте, что мы с вами получили новую квартиру. (выносит макет квартиры) - это называется макет квартиры.
Давайте посчитаем, сколько комнат в нашей квартире. (I, II. III. IV).
Какая эта квартира? Четырехкомнатная.
- А если в квартире одна комната? Как такая квартира называется? - "Однокомнатная"; А если 2,3 комнаты. - Ответы детей.
- А что есть в каждой квартире? "Кухня". - В какой комнате мы ее расположим? (распределение комнат: кухня, гостиная, детская-спальня, кабинет).
- Чего не хватает в квартире? (мебели).
- На прошлом занятии мы делали мебель, нам нужно ее приобрести и обставить нашу квартиру.
Будем работать бригадами. Сейчас мы поделимся на 4 бригады.
- I бригада выбирает мебель для кухни.
- II бригада выбирает мебель для гостиной (столовой).
- III бригада выбирает мебель для детской.
- IV бригада выбирает мебель для кабинета.
Какая мебель должна быть для кухни? - Дети выбирают кухонную мебель и расставляют ее на макете.
- Подумайте, как красиво можно ее расставить.
- Что вы сделали?
- Где стоит стол?
- Куда поставить буфет?
- Где стоят табуретки? и т.д.
Ответы детей на вопросы.
II бригада выбирает мебель для детской (спальни). Дети выбирают и расставляют мебель.
Что ты взяла Ира:.?
Куда ты поставила платяной шкаф?
А что в нем можно хранить? и т.д.
- Дети, что вы сделали? - Мы расставляли мебель в детской комнате.
- Выходите III бригада?
- Какое у Вас было задание?
- Что в гостиной комнате делают? (Принимают гостей).
- Подумайте, куда, что нужно поставить. (Дети расставляют мебель и рассказывают, куда что поставили).
"Большой круглый стол стоит посередине комнаты".
"Я поставила стулья вокруг круглого стола".
"Сервант для посуды я поставила в угол комнаты" и т.д.
- А IV бригада расставляет мебель для кабинета (последняя комната).
- В кабинете обязательно стоит книжный шкаф, письменный стол, банкетка.
- Куда поставили письменный стол? (около окна).
- А где стоит банкетка? (под картиной)
- Где стоит книжный шкаф? (около письменного стола).
Ответы детей на вопросы.
- Что вы сейчас делали? (мы расставляли мебель в квартире). Посмотрите, какая получилась красивая квартира. Давайте повторим предметы мебели. Дети называют предметы мебели для кухни, гостиной ,детской, кабинета. Воспитатель хвалит детей.
Итог занятий: - Что мы с вами сегодня делали на занятии: говорили о мебели, отвечали на вопросы по картинкам, играли в игры, делали зарядку для пальчиков. Мы расставляли мебель. "Молод-цы!"
Похлопаем в ладоши.
Занятие закончено.
Литература.
- "Развитие речи, движения и мелкой моторики". Е.А.Лифиц ООО Издательство "Айрис - пресс", 2010.
- "Практическая логопедия" Е.Н.Краузе. Москва "Бинам - пресс", 2006.