Коррекционный час с детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Уточнить знания детей о мебели. Знать названия мебели, уметь различать кухонную, гостиную (столовую) мебель, мебель для спальни, детскую мебель.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать существительные родительского падежа, уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительных, прилагательные с существительными).
  • Развивать связную речь детей. (составлять предложение с предлогами)
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать внимание, память.

Оборудование.

  • Демонстрационный материал-картинки с изображением мебели; мяч, макет квартиры; предметы мебели из бумаги, конструированные детьми.

Предварительная работа.

  • Чтение С.Я.Маршака "Откуда стол пришел".
  • Разучивание пальчиковой игры про мебель.
  • Конструирование предметов мебели с детьми на занятии и в свободное время.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На доске вывешены картинки с разными предметами.

Воспитатель сообщает детям.

- Сядет тот, кто назовет лишний предмет:

Слива - груша - шкаф;

Воробей - ворона - стол;

Свитер - пальто - кровать;

Трамвай - автобус - тумбочка;

Тополь - береза - стул;

Тарелка - половник - диван.

Игра "Третий лишний".

- Как можно назвать эти предметы одним словом?

- Мебель.

2. Беседа о мебели.

Воспитатель предлагает детям назвать предметы мебели, которые относятся к слову мой (мой шкаф, мой стол, мой стул), моя (моя полка, моя кровать, моя тумбочка), мое (мое кресло, мое трюмо).

Дидактическое упражнение "Скажи по-другому".

- Дети, если мебель сделана из дерева, значит какая она? (деревянная).

  • Стол из стекла? Какой стол?
  • Стул из пластмассы? Какой стул?
  • Кресло из кожи? Какое кресло?
  • Диван из велюра? Какой диван?
  • Мебель для кукол? Какая мебель?
  • Мебель для кухни? Какая Мебель?
  • Мебель для гостиной? Какая мебель?

3. Дидактические игры на внимание.

"Чего не стало?" "Что изменилось?" "Запомни и назови"

На доске картинки: шкаф, стол, кровать, стул, кресло, полка, диван. Предлагает внимательно рассмотреть их и закрыть глаза. Воспитатель переставляет или убирает 1 предмет мебели. Дети должны определить, что изменилось, или чего не стало.

Например: "Нет стола, нет стула", "Полка находится между креслом и диваном" и т.д.

Повторить 2-3 раза.

4. Пальчиковая гимнастика. [ 1 ]

Мебель я начну считать: кресло, стол, диван, кровать, полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет. (Пальцы обоих рук поочередно зажимают в кулак). Много мебели назвал - 10 пальчиков зажал (Поднимают зажатые кулачки вверх).

5. Физкультминутка с мячом.

Дидактические игры:

"Скажи ласково",

"Один-много",

- шкаф-шкафчик,

стол-стульчик,

полка-полочка,

он (стол)-они (столы),

он (диван)-они (диваны),

оно (кресло)-они(кресла).

6. А сейчас мы будем отвечать на вопросы по картинкам (3-4) - (показывает картинки)

Где висит картинка? - картина висит над кроватью.

Откуда выкатился мячик? - мячик выкатился из-под кровати.

Где стоит кресло? - кресло стоит у стены.

А ваза? - ваза стоит около торшера.

Где спит кошка? - кошка спит в кресле.

Где стоит стол? - стол стоит посередине комнаты.

Что стоит на столе? - на столе стоит блюдо с фруктами.

7. Динамическая пауза. [ 2 ]

На березу галка села, (присесть, руки к коленям)

С дерева потом слетела. (встать, помахать руками)

На кровати спит Федот (присесть, руки под щеку)

И с кровати не встает. (встать, развести руки в сторону)

8. Дети, представьте, что мы с вами получили новую квартиру. (выносит макет квартиры) - это называется макет квартиры.

Давайте посчитаем, сколько комнат в нашей квартире. (I, II. III. IV).

Какая эта квартира? Четырехкомнатная.

- А если в квартире одна комната? Как такая квартира называется? - "Однокомнатная"; А если 2,3 комнаты. - Ответы детей.

- А что есть в каждой квартире? "Кухня". - В какой комнате мы ее расположим? (распределение комнат: кухня, гостиная, детская-спальня, кабинет).

- Чего не хватает в квартире? (мебели).

- На прошлом занятии мы делали мебель, нам нужно ее приобрести и обставить нашу квартиру.

Будем работать бригадами. Сейчас мы поделимся на 4 бригады.

  • I бригада выбирает мебель для кухни.
  • II бригада выбирает мебель для гостиной (столовой).
  • III бригада выбирает мебель для детской.
  • IV бригада выбирает мебель для кабинета.

Какая мебель должна быть для кухни? - Дети выбирают кухонную мебель и расставляют ее на макете.

- Подумайте, как красиво можно ее расставить.

- Что вы сделали?

- Где стоит стол?

- Куда поставить буфет?

- Где стоят табуретки? и т.д.

Ответы детей на вопросы.

II бригада выбирает мебель для детской (спальни). Дети выбирают и расставляют мебель.

Что ты взяла Ира:.?

Куда ты поставила платяной шкаф?

А что в нем можно хранить? и т.д.

- Дети, что вы сделали? - Мы расставляли мебель в детской комнате.

- Выходите III бригада?

- Какое у Вас было задание?

- Что в гостиной комнате делают? (Принимают гостей).

- Подумайте, куда, что нужно поставить. (Дети расставляют мебель и рассказывают, куда что поставили).

"Большой круглый стол стоит посередине комнаты".

"Я поставила стулья вокруг круглого стола".

"Сервант для посуды я поставила в угол комнаты" и т.д.

- А IV бригада расставляет мебель для кабинета (последняя комната).

- В кабинете обязательно стоит книжный шкаф, письменный стол, банкетка.

- Куда поставили письменный стол? (около окна).

- А где стоит банкетка? (под картиной)

- Где стоит книжный шкаф? (около письменного стола).

Ответы детей на вопросы.

- Что вы сейчас делали? (мы расставляли мебель в квартире). Посмотрите, какая получилась красивая квартира. Давайте повторим предметы мебели. Дети называют предметы мебели для кухни, гостиной ,детской, кабинета. Воспитатель хвалит детей.

Итог занятий: - Что мы с вами сегодня делали на занятии: говорили о мебели, отвечали на вопросы по картинкам, играли в игры, делали зарядку для пальчиков. Мы расставляли мебель. "Молод-цы!"

Похлопаем в ладоши.

Занятие закончено.

Литература.

  1. "Развитие речи, движения и мелкой моторики". Е.А.Лифиц ООО Издательство "Айрис - пресс", 2010.
  2. "Практическая логопедия" Е.Н.Краузе. Москва "Бинам - пресс", 2006.