Занятие по ручному труду в старшей группе компенсирующей направленности

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

- Продолжать знакомить детей с тестом как с материалом и учить детей лепить из соленого теста "печенье".

- Расширять кругозор, обогащать словарный запас, развивать связную речь.

- Развивать мелкую моторику рук, интерес к ручному труду.

- Воспитывать бережное отношение к хлебобулочным изделиям.

Предварительная работа.

- Беседа о хлебобулочных изделиях, о процессе замешивания теста.

- Чтение пословиц и поговорок о хлебе.

- Дидактическая игра "Что сначала, что потом".

- Чтение художественной литературы сказка "Колосок", рассказ "Булочка".

Оборудования и материалы.

  • Соленое тесто, формочки, скалки, продукты, хлебобулочные изделия, салфетки.
  • Словарь.
  • Тесто, раскатать, замешивать, вырезать, противень, выпекать, хрустящее, ароматное.

Ход занятия

Воспитатель. Приглашает детей пройти к столу с хлебобулочными изделиями. Посмотрите ребята, что я вам принесла сегодня - это хлебобулочные изделия - хлеб черный и белый, батон, сушки, печенье. Из чего все это испекли?

Дети. Из теста.

Воспитатель. (снимает салфетку и предлагает потрогать, погладить тесто, отщипнуть кусочек). Какое оно?

Дети. Мягкое, пышное, легкое.

Воспитатель. Из каких продуктов замешивают тесто?

Дети. Из муки.

Воспитатель. Правильно. Но чтобы приготовить хлеб, нужна не только мука, но и другие продукты. А какие продукты вы знаете? Дети. Мука, яйцо, масло, молоко, соль, сахар Воспитатель. Что можно делать из теста?

Дети. Хлеб, булочки, блины, пироги, печенье, торт.

Воспитатель. Отгадайте загадку:

Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый.
А бывает подгорелый (хлеб).

Воспитатель. Хлебные изделия не только вкусны и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, так как он содержит питательные вещества и витамины , полезные для нашего организма. А какие вы знаете пословицы о хлебе?

Дети.

  • "Хлеб - всему голова"
  • "Хлеб - наше богатство"
  • "Хочешь есть калачи - не сиди на печи"
  • "Много снега - много хлеба"
  • "Хлеб - всему голова"

Воспитатель. Кто расскажет стихи о хлебе?

1 ребенок. Вот лежит каравай у меня на столе. Черный хлеб на столе - нет вкусней на земле.

2 ребенок. Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

3 ребенок. Каждому знакомы мудрые слова: Хлеб - хозяин дома, всему он голова.

Воспитатель. Но даже если хлеб можно купить в магазине, его все равно надо беречь. Многие люди трудятся днем и ночью, чтобы мы ели свежий, душистый хлеб. Хлеборобы пашут землю, сеят зерно, выращивают его. Комбайнеры собирают зерно, затем отвозят на мельницу, где из него делают муку. А муку отвозят в пекарню. И за дело принимается пекарь. Из пекарни хлеб везут в магазин. Хлеб - драгоценность, его береги. В меру к обеду бери.

Воспитатель. Вот мы с вами поговорили о хлебе, из чего он готовится, о его пользе.

А теперь, ребята, отгадайте загадки:

Он бывает с толокном, с рисом, мясом и пшеном.
С вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят по кусочку все съедят (пирог).

Черная гора, всем мила (хлеб).

Маленькое, сдобное колечко съедобное,
Я одна тебя не съем, по кусочку хватит всем (бублик).

Варит, жарит и печет и за это ей почет (плита, печь).

Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня - посадите в печь меня (тесто).

Воспитатель. Молодцы ребята, отгадали все загадки. А сейчас мы с вами поиграем

Тара - тара - тара - ра
Из колхозного двора
Выезжают трактора
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
Будем рожь молотить,
Малых детушек кормить.

Стучится почтальон и приносит письмо от Малыша: "Дорогие ребята! У моего друга Карлсона скоро день рождения. Он любит много сладостей - варенье, конфеты, пирожки, булочки. Я один не справлюсь и прошу вас помочь сделать сладкое угощение для моего друга".

Воспитатель. Ребята поможем Малышу?

Дети. Да!

Воспитатель. Мы с вами сегодня будем лепить печенье для Карлсона. Но будем лепить из соленого теста. Соленое тесто предназначено для игры. Соленое тесто делают из муки, воды и соли. Это тесто похоже на пластилин - твердое, упругое, не так сильно тянется, рвется. В это тесто добавляют специальные пищевые красители. Поэтому наше тесто стало цветным. Сначала берем кусочек теста, раскатываем его в разных направлениях скалкой. Прижимаем сильно, чтобы получился равномерный слой и разными формочками будем вырезать печенье. А чтобы оно было праздничным, мы его украсим.

Воспитатель показывает детям возможные формы для вырезания печения (например, в виде уточки, буквы, цветка).

Перед работой проводится пальчиковая игра "Наши пальчики".

Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять -
В домик спрятались опять.

Дети начинают изготавливать из теста печенье, затем украшают его.

Воспитатель. Вы изготовили вкусное, праздничное печенье. А теперь что с ним надо сделать, чтобы оно было готово?

Дети. Испечь.

Воспитатель читает стихотворение "Пирог":

Мы спросили нашу печь:
- Что сегодня нам испечь? -
Печку мы спросили,
Тесто замесили.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали -
Не устали.
Начинили творогом
И назвали пирогом!
Ну-ка, печка.
Дай творожнику местечко!

Воспитатель. Молодцы, ребята! У вас получилось вкусное, праздничное печенье. Ребята, а в детском саду пирожки и булочки нам пекут повара. Сейчас мы отдадим противень с печеньем нашему повару, чтобы оно испеклось. А затем отправим Карлсону, он очень обрадуется нашему подарку. И Малыш будет доволен, что мы ему помогли.

В группу входит повар и дети отдают свое печенье испечь.

Итог занятия.

  • О чем мы сегодня говорили на занятии?
  • Какие продукты нужны для теста, чтобы испечь хлебобулочные изделия?
  • Что можно делать из теста?
  • Какие продукты нужны, чтобы сделать соленое тесто?
  • Что мы с вами делали из соленого теста?
  • Для кого делали?