Урок по теме "Наречие". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Знакомство учащихся с наречием, как частью речи.

Задачи:

  • Дать понятие, что такое наречие и его особенности.
  • Развивать логическое мышление, речь, умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитывать самостоятельность, ответственность.

Организационный момент

Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз - вперёд смотри - это три,
Руки в сторону пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть

Сообщение темы урока.

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Лариса Викторовна. Я сегодня у вас проведу урок русского языка, на котором я вас познакомлю с новой частью речи. Мы будем работать в тетрадях. Для этого нужно записать число, классная работа.

- К вам на урок я приехала не с пустыми руками. Мои ученики, тоже, как и вы учатся в четвертом классе, отправляя меня сюда, напутствуя, написали вам письмо. Прочитайте, что они написали.

- Кто прочитал, поднимите глазки. Кто желает прочитать вслух?

Дорогие друзья!

Пишут вам ученики 4 класса Тюлькинской школы.

Наша школа расположена в центре посёлка. Её видно издалека. Мы каждое утро весело, вприпрыжку бежим на уроки. Мы живём дружно, ответственно относимся к урокам, активно участвуем в школьных мероприятиях. Сегодня наш учитель у вас проводит урок. Мы желаем Вам внимательно слушать объяснения, правильно отвечать на вопросы. Стараться выполнять задания правильно.

- В конце урока вы должны будете написать письмо-ответ учащимся 4 класса Тюлькинской школы, используя изученную сегодня часть речи. Поэтому слушайте внимательно, чтобы усвоить данную тему.

Объяснение нового материала.

- В этом тексте встречается много слов на то правило, над которым будем работать в течение урока.

- Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Но прежде чем мы узнаем, что это за часть речи, давайте вспомним, какие части речи вы уже знаете.

(Дать определение. Что это такое?)

- Повторили, что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол, но это не все части речи, которые вы изучили.

- Чтобы узнать с какой частью речи познакомимся, посмотрите на текст, найдите подчеркнутое предложение. Разберите его по членам предложения самостоятельно.

- Кто желает вслух проговорить члены предложения?

- Какое незнакомое слово как часть речи встретилось в тексте?

- На какой вопрос оно отвечает? КОГДА?

- В тексте найдите слова, отвечающие на вопросы: КАК? ОТКУДА?

- Проверим.

- Слова, отвечающие на вопросы: Когда? Как? Откуда? - называются НАРЕЧИЕ

НАРЕЧИЕ - это старое слово. Оно к нам пришло из древнерусского языка. И обозначало язык, слово, вопрос, вещи.

- В русском языке есть наречия, которые отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? КУДА? ГДЕ? ЗАЧЕМ?

- Наречие что это такое? ЧАСТЬ РЕЧИ

- С какой частью речи связаны по смыслу наречия? Какие слова они поясняют? (глаголы)

- Мы разбирали предложение по членам. Каким членом предложения является наречие? ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

- Поработаем подробно со словом СЕГОДНЯ
- Попробуем его просклонять НЕ СКЛОНЯЕТСЯ
- Проспрягать НЕ СПРЯГАЕТСЯ

- Какой вывод мы может сделать - НАРЕЧИЕ не спрягается и не склоняется.

- Посмотрите внимательно на опорную схему, которая на доске, сформулируйте правило, что такое наречие.

- Запишите в тетрадь эту схему.

Физминутка.

По смыслу наречие связано с глаголом. Отдохнем немного, проведем игру на внимание, которая называется "Глагол - наречие"

Я называю слова, если это глагол - вы выполняете прыжок, если слово - наречие - выполняете приседание.

Учится, думает, красиво, близко, готовит, смело, летали, пригласила, ровно, неожиданно, направо, присесть, издалека лежит, взмахнула.

Работа по учебнику.

- А теперь поработаем по учебнику, проверим, как вы усвоили новую часть речи - наречие.

- Откройте учебники на стр. 36 упражнение №1

- Прочитайте задание.

- Взаимопроверка. Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки, одну ошибку, :.

Закрепление.

- Сейчас я вам хочу дать упражнение на смекалку. Проверим, как вы усвоили тему наречие, и как быстро сможете сообразить.

- Я читаю фразеологические сочетания, а вы будете записывать самостоятельно через запятую одним словом - наречием.

Идти черепашьим шагом - (как?) медленно

(как пишется это слово?)

Всё идёт как по маслу - (как?) хорошо

Встать чуть свет (маме надо) рано

Рукой подать (до магазина) близко

Яблоку негде упасть (сегодня в классе) тесно

- Проверим.

Итог урока.

- Давайте поиграем в игру, которая называется "Я начну, а ты продолжи".

НАРЕЧИЕ - это :

Отвечает - :

В предложении НАРЕЧИЕ является :.

Изменяется или нет::

- Мои ученики, когда передавали вам письмо, попросили привезти ответ.

- Используя опорные слова, напишите письмо Тюлькинским ребятам, о том понравилось ли вам на уроке или нет, интересно, внимательно, хорошо ли работали, поняли или нет новую часть речи.

Письмо ученикам 4 класса Тюлькинской школы.

Интересно, неинтересно, понравилось, активны, внимательно, всё поняли, с удовольствием занимались.

- Закончим наш урок стихами.

Стихи.

Существительное - школа
Просыпается - глагол
С прилагательным - весёлый,
Новый школьный день пришёл!

Мы наречием отлично
На уроках дорожим
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

После школы, как известно,
Вы катаетесь в санях.
А потом, прошу вас, дети.
Повторяйте части речи.