Цель: Знакомство учащихся с наречием, как частью речи.
Задачи:
- Дать понятие, что такое наречие и его особенности.
- Развивать логическое мышление, речь, умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитывать самостоятельность, ответственность.
Организационный момент
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз - вперёд смотри - это три,
Руки в сторону пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть
Сообщение темы урока.
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Лариса Викторовна. Я сегодня у вас проведу урок русского языка, на котором я вас познакомлю с новой частью речи. Мы будем работать в тетрадях. Для этого нужно записать число, классная работа.
- К вам на урок я приехала не с пустыми руками. Мои ученики, тоже, как и вы учатся в четвертом классе, отправляя меня сюда, напутствуя, написали вам письмо. Прочитайте, что они написали.
- Кто прочитал, поднимите глазки. Кто желает прочитать вслух?
Дорогие друзья!
Пишут вам ученики 4 класса Тюлькинской школы.
Наша школа расположена в центре посёлка. Её видно издалека. Мы каждое утро весело, вприпрыжку бежим на уроки. Мы живём дружно, ответственно относимся к урокам, активно участвуем в школьных мероприятиях. Сегодня наш учитель у вас проводит урок. Мы желаем Вам внимательно слушать объяснения, правильно отвечать на вопросы. Стараться выполнять задания правильно.
- В конце урока вы должны будете написать письмо-ответ учащимся 4 класса Тюлькинской школы, используя изученную сегодня часть речи. Поэтому слушайте внимательно, чтобы усвоить данную тему.
Объяснение нового материала.
- В этом тексте встречается много слов на то правило, над которым будем работать в течение урока.
- Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Но прежде чем мы узнаем, что это за часть речи, давайте вспомним, какие части речи вы уже знаете.
(Дать определение. Что это такое?)
- Повторили, что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол, но это не все части речи, которые вы изучили.
- Чтобы узнать с какой частью речи познакомимся, посмотрите на текст, найдите подчеркнутое предложение. Разберите его по членам предложения самостоятельно.
- Кто желает вслух проговорить члены предложения?
- Какое незнакомое слово как часть речи встретилось в тексте?
- На какой вопрос оно отвечает? КОГДА?
- В тексте найдите слова, отвечающие на вопросы: КАК? ОТКУДА?
- Проверим.
- Слова, отвечающие на вопросы: Когда? Как? Откуда? - называются НАРЕЧИЕ
НАРЕЧИЕ - это старое слово. Оно к нам пришло из древнерусского языка. И обозначало язык, слово, вопрос, вещи.
- В русском языке есть наречия, которые отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? КУДА? ГДЕ? ЗАЧЕМ?
- Наречие что это такое? ЧАСТЬ РЕЧИ
- С какой частью речи связаны по смыслу наречия? Какие слова они поясняют? (глаголы)
- Мы разбирали предложение по членам. Каким членом предложения является наречие? ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
- Поработаем подробно со словом | СЕГОДНЯ |
- Попробуем его просклонять | НЕ СКЛОНЯЕТСЯ |
- Проспрягать | НЕ СПРЯГАЕТСЯ |
- Какой вывод мы может сделать - НАРЕЧИЕ не спрягается и не склоняется.
- Посмотрите внимательно на опорную схему, которая на доске, сформулируйте правило, что такое наречие.
- Запишите в тетрадь эту схему.
Физминутка.
По смыслу наречие связано с глаголом. Отдохнем немного, проведем игру на внимание, которая называется "Глагол - наречие"
Я называю слова, если это глагол - вы выполняете прыжок, если слово - наречие - выполняете приседание.
Учится, думает, красиво, близко, готовит, смело, летали, пригласила, ровно, неожиданно, направо, присесть, издалека лежит, взмахнула.
Работа по учебнику.
- А теперь поработаем по учебнику, проверим, как вы усвоили новую часть речи - наречие.
- Откройте учебники на стр. 36 упражнение №1
- Прочитайте задание.
- Взаимопроверка. Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки, одну ошибку, :.
Закрепление.
- Сейчас я вам хочу дать упражнение на смекалку. Проверим, как вы усвоили тему наречие, и как быстро сможете сообразить.
- Я читаю фразеологические сочетания, а вы будете записывать самостоятельно через запятую одним словом - наречием.
Идти черепашьим шагом - (как?) медленно
(как пишется это слово?)
Всё идёт как по маслу - (как?) хорошо
Встать чуть свет (маме надо) рано
Рукой подать (до магазина) близко
Яблоку негде упасть (сегодня в классе) тесно
- Проверим.
Итог урока.
- Давайте поиграем в игру, которая называется "Я начну, а ты продолжи".
НАРЕЧИЕ - это :
Отвечает - :
В предложении НАРЕЧИЕ является :.
Изменяется или нет::
- Мои ученики, когда передавали вам письмо, попросили привезти ответ.
- Используя опорные слова, напишите письмо Тюлькинским ребятам, о том понравилось ли вам на уроке или нет, интересно, внимательно, хорошо ли работали, поняли или нет новую часть речи.
Письмо ученикам 4 класса Тюлькинской школы.
Интересно, неинтересно, понравилось, активны, внимательно, всё поняли, с удовольствием занимались.
- Закончим наш урок стихами.
Стихи.
Существительное - школа
Просыпается - глагол
С прилагательным - весёлый,
Новый школьный день пришёл!Мы наречием отлично
На уроках дорожим
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.После школы, как известно,
Вы катаетесь в санях.
А потом, прошу вас, дети.
Повторяйте части речи.