Где растет черемуха весной,
Встал над Томью наш горняцкий город.
Навсегда любимый и родной,
Он всегда красив и молод.
Прохожу я между гор,
Между гор и между речек.
Почему ты Междуреченск?
Почему не Междугорск?..
А. Саулова "Наш город"
Народная пословица гласит: "Дерево без корней не растет". Знание о своих корнях, о своей малой Родине мы, воспитатели ДОУ, должны передавать своим воспитанникам, формировать у детей знания о родном городе, его самобытной природе, о богатствах родного края, о людях, добывающих эти богатства и строящих свой город.
Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.
Вопросами патриотического воспитания, краеведения в должном понимании этих слов в семье практически не занимаются. Эти задачи решаются в школе, детский сад должен заложить основу для воспитания патриотических чувств у воспитанников, сформировать чувство гордости за свою малую Родину. Анализ анкетирования родителей моей группы подтвердил потребность родителей воспитывать детей гражданами своего города, понимающими и любящими свой родной край.
Тип проекта:
По доминирующей деятельности:
- информационный
- исследовательский
- творческий
По времени проведения:
- долгосрочный (в течение учебного ежемесячная работа)
По характеру контактирования:
- МДОУ № 6 "Ромашка" - семьи воспитанников
Участники:
дети старшей группы, педагоги, родители
Актуальность:
- повышение качества духовно-нравственного воспитания; воспитание гражданских чувств;
- систематизация педагогического опыта по патриотическому воспитанию, социализация дошкольников накопленного педагогами ДОУ;
- недостаточная информированность семьи о работе ДОУ по данной теме;
- формирование единого образовательного пространства, включающего семью и ДОУ;
- реализация творческих способностей коллектива ДОУ и семей воспитанников.
Цели:
- развитие ребенка посредством знакомства с родным городом, воспитание гражданина своего города,
- воспитание чувства гордости за свою малую Родину,
- создать условия для усвоения общественной жизни,
- разработать цели занятий, направленных на формирование знаний о родном городе (история возникновения города Междуреченска, о природе и полезных ископаемых, о коренных жителях, о достопримечательностях, о людях города и т.д.).
Задачи:
- Формировать представлении о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является.
- Воспитывать чувство уважения к своему родному городу.
- Расширять краеведческий кругозор на основе доступного материала.
- Развивать речь, мышление, воображение, умение анализировать и сравнивать.
- Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
Формы реализации проекта:
- познавательно-игровые занятия, занятия-экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, продуктивная деятельность.
Специфика проведения занятий заключается в том, что оно проводится не только в ДОУ, но и в сквере, в городском музее, на выставке, в библиотеке, в ближайшей школе № 26 и т.д.
Для выяснения отношения детей к определенному событию и проверки знаний используется изобразительная деятельность детей, выставки детских работ.
Роль педагогов заключается в организации и проведении воспитательно-образовательной работы по реализации проекта, организации совместной работы по данному направлению. Проводят анализ исполнения проекта.
Работа с детьми заключается в следующем:
- Выявить знания о родном городе.
- Организовать посещение достопримечательностей города Междуреченска (городской музей, картинную галерею, обелиск шахтерам Междуреченска, детский городок в городском парке и т.д.
- Просмотр фильмов о городе Междуреченске, о природе, окружающей город.
- Создать с детьми мини-музей "Мой любимый Междуреченск", постоянно пополнять экспонаты музея.
- Создать символу своей группы.
- Организовать изобразительную деятельность, проводить выставки в ДОУ.
Родители оказывают помощь:
- Знакомят детей с улицей, на которой проживает семья, объектами культуры и быта, расположенными рядом с домом.
- Участвуют в мероприятиях МДОУ № 6: экскурсиях с детьми, праздниках , выставках, создании мини-музея группы, фотоальбомов, групповой газеты.
- Участвуют в образовательном процессе по ознакомлению с городом, проводят цикл бесед с детьми "Встречи с интересными людьми".
Перспективный план проекта
Сентябрь
- Рассказ воспитателя о возникновении города Междуреченска. Знакомство с историей возникновения города. Чтение воспитателем стихотворения А. Саулова "Наш город".
- Целевая прогулка по улице. Знакомство ус улицей Пушкина, на которой расположен детский сад.
- Составление рассказа на тему "Дом, в котором я живу".
- Рисование на тему "Наш детский сад".
Октябрь
- Рассказ воспитателя о коренных жителях нашего края (шорцах), альбом об истории Междуреченска, иллюстрации, фотографии, аудиокассета с записью шорских песен.
- Чтение шорских народных сказок.
- Посещение городского музея.
- Рисование на тему "Что я видел в музее".
Ноябрь
- Беседа на тему "Природа Междуреченска". Знакомство с растительным и животным миром родного края.
- Рассказ о реках Томь и Уса, о значении этих рек в жизни города.
- Просмотр видеофильма о природе Кузнецкого Алатау.
- Рисование на тему "На реке".
Декабрь
- Беседа "Уголь - богатство земли Кузнецкой".
- Рассказ воспитателя о шахтах и разрезах города Междуреченска. Беседа с детьми о шахтерских профессиях.
- Встреча с отцами, работающими на угольных предприятиях города, их рассказы о своих профессиях.
- Рисование на тему "Портрет шахтера".
Январь
- Экскурсия на площадь в снежный городок, к городской елке, рассмотреть украшения к празднику и снежные постройки.
- Коллективная работа - лепка из соленого теста "На городской елке".
- Рисование "В снежном городке".
- Строительство снежного городка на участке ДОУ совместно с родителями воспитанников.
Февраль
- Рассказ воспитателя о междуреченцах - участниках Великой Отечественной войны (Юдин, Куюков и др.).
- Занятие на тему "День защитника Отечества": пригласить отцов, служивших в армии, предложить рассказать, где они служили.
- Экскурсия в детскую библиотеку на выставку "Междуреченцы - защитники Отечества".
- Рисование на тему "Наши защитники".
Март
- Просмотр видеофильма "Междуреченск - спортивный город".
- Встреча с интересным человеком - спортсменом-горнолыжником. Знакомство с зимними видами спорта, получившими развитие в Междуреченске (слалом, прыжки с трамплина, фигурное катание, хоккей и др.)
- Физкультурный праздник "Веселые старты в Междуреченске".
- Конкурс рисунков "Я спортсмен".
Апрель
- Рассказ воспитателя о заповеднике "Кузнецкий Алатау". Знакомство с растениями и животными родного края.
- Совместно с родителями и детьми сделать альбом "Животные нашей тайги".
- Целевая прогулка к реке Уса. Наблюдение за ледоходом.
- Лепка из пластилина "Кто живет у нас в тайге?".
- Праздник День Земли (22 апреля).
Май
- Экскурсия на аллею Ветеранов. Наблюдение за трудом взрослых по уборке и озеленению города.
- Встреча с интересным человеком - ветераном Великой Отечественной войны.
- Конкурс чтецов "Этот день победы".
- Высаживание рассады цветов на участке ДОУ.
- Составление альбома "Я и город".
- Подготовка к празднику "День города".
Результат проектной деятельности
- Расширяет представления ребенка о городе, в котором он живет.
- Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за свой город, уважение к его истории и людям, которые в нем живут.
- Развивает инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой, эстетический вкус.
- Заинтересованность родителей к проекту, истории области, города.
- Повышение профессионального мастерства педагогов.
- Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.