Педагогический проект "Междуреченск – моя родина" (для детей старшей группы)

Разделы: Работа с дошкольниками


Где растет черемуха весной,
Встал над Томью наш горняцкий город.
Навсегда любимый и родной,
Он всегда красив и молод.
Прохожу я между гор,
Между гор и между речек.
Почему ты Междуреченск?
Почему не Междугорск?..
А. Саулова "Наш город"

Народная пословица гласит: "Дерево без корней не растет". Знание о своих корнях, о своей малой Родине мы, воспитатели ДОУ, должны передавать своим воспитанникам, формировать у детей знания о родном городе, его самобытной природе, о богатствах родного края, о людях, добывающих эти богатства и строящих свой город.

Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.

Вопросами патриотического воспитания, краеведения в должном понимании этих слов в семье практически не занимаются. Эти задачи решаются в школе, детский сад должен заложить основу для воспитания патриотических чувств у воспитанников, сформировать чувство гордости за свою малую Родину. Анализ анкетирования родителей моей группы подтвердил потребность родителей воспитывать детей гражданами своего города, понимающими и любящими свой родной край.

Тип проекта:

По доминирующей деятельности:

  • информационный
  • исследовательский
  • творческий

По времени проведения:

  • долгосрочный (в течение учебного ежемесячная работа)

По характеру контактирования:

  • МДОУ № 6 "Ромашка" - семьи воспитанников

Участники:

дети старшей группы, педагоги, родители

Актуальность:

  • повышение качества духовно-нравственного воспитания; воспитание гражданских чувств;
  • систематизация педагогического опыта по патриотическому воспитанию, социализация дошкольников накопленного педагогами ДОУ;
  • недостаточная информированность семьи о работе ДОУ по данной теме;
  • формирование единого образовательного пространства, включающего семью и ДОУ;
  • реализация творческих способностей коллектива ДОУ и семей воспитанников.

Цели:

  • развитие ребенка посредством знакомства с родным городом, воспитание гражданина своего города,
  • воспитание чувства гордости за свою малую Родину,
  • создать условия для усвоения общественной жизни,
  • разработать цели занятий, направленных на формирование знаний о родном городе (история возникновения города Междуреченска, о природе и полезных ископаемых, о коренных жителях, о достопримечательностях, о людях города и т.д.).

Задачи:

  • Формировать представлении о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является.
  • Воспитывать чувство уважения к своему родному городу.
  • Расширять краеведческий кругозор на основе доступного материала.
  • Развивать речь, мышление, воображение, умение анализировать и сравнивать.
  • Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.

Формы реализации проекта:

  • познавательно-игровые занятия, занятия-экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, продуктивная деятельность.

Специфика проведения занятий заключается в том, что оно проводится не только в ДОУ, но и в сквере, в городском музее, на выставке, в библиотеке, в ближайшей школе № 26 и т.д.

Для выяснения отношения детей к определенному событию и проверки знаний используется изобразительная деятельность детей, выставки детских работ.

Роль педагогов заключается в организации и проведении воспитательно-образовательной работы по реализации проекта, организации совместной работы по данному направлению. Проводят анализ исполнения проекта.

Работа с детьми заключается в следующем:

  1. Выявить знания о родном городе.
  2. Организовать посещение достопримечательностей города Междуреченска (городской музей, картинную галерею, обелиск шахтерам Междуреченска, детский городок в городском парке и т.д.
  3. Просмотр фильмов о городе Междуреченске, о природе, окружающей город.
  4. Создать с детьми мини-музей "Мой любимый Междуреченск", постоянно пополнять экспонаты музея.
  5. Создать символу своей группы.
  6. Организовать изобразительную деятельность, проводить выставки в ДОУ.

Родители оказывают помощь:

  1. Знакомят детей с улицей, на которой проживает семья, объектами культуры и быта, расположенными рядом с домом.
  2. Участвуют в мероприятиях МДОУ № 6: экскурсиях с детьми, праздниках , выставках, создании мини-музея группы, фотоальбомов, групповой газеты.
  3. Участвуют в образовательном процессе по ознакомлению с городом, проводят цикл бесед с детьми "Встречи с интересными людьми".

Перспективный план проекта

Сентябрь

  1. Рассказ воспитателя о возникновении города Междуреченска. Знакомство с историей возникновения города. Чтение воспитателем стихотворения А. Саулова "Наш город".
  2. Целевая прогулка по улице. Знакомство ус улицей Пушкина, на которой расположен детский сад.
  3. Составление рассказа на тему "Дом, в котором я живу".
  4. Рисование на тему "Наш детский сад".

Октябрь

  1. Рассказ воспитателя о коренных жителях нашего края (шорцах), альбом об истории Междуреченска, иллюстрации, фотографии, аудиокассета с записью шорских песен.
  2. Чтение шорских народных сказок.
  3. Посещение городского музея.
  4. Рисование на тему "Что я видел в музее".

Ноябрь

  1. Беседа на тему "Природа Междуреченска". Знакомство с растительным и животным миром родного края.
  2. Рассказ о реках Томь и Уса, о значении этих рек в жизни города.
  3. Просмотр видеофильма о природе Кузнецкого Алатау.
  4. Рисование на тему "На реке".

Декабрь

  1. Беседа "Уголь - богатство земли Кузнецкой".
  2. Рассказ воспитателя о шахтах и разрезах города Междуреченска. Беседа с детьми о шахтерских профессиях.
  3. Встреча с отцами, работающими на угольных предприятиях города, их рассказы о своих профессиях.
  4. Рисование на тему "Портрет шахтера".

Январь

  1. Экскурсия на площадь в снежный городок, к городской елке, рассмотреть украшения к празднику и снежные постройки.
  2. Коллективная работа - лепка из соленого теста "На городской елке".
  3. Рисование "В снежном городке".
  4. Строительство снежного городка на участке ДОУ совместно с родителями воспитанников.

Февраль

  1. Рассказ воспитателя о междуреченцах - участниках Великой Отечественной войны (Юдин, Куюков и др.).
  2. Занятие на тему "День защитника Отечества": пригласить отцов, служивших в армии, предложить рассказать, где они служили.
  3. Экскурсия в детскую библиотеку на выставку "Междуреченцы - защитники Отечества".
  4. Рисование на тему "Наши защитники".

Март

  1. Просмотр видеофильма "Междуреченск - спортивный город".
  2. Встреча с интересным человеком - спортсменом-горнолыжником. Знакомство с зимними видами спорта, получившими развитие в Междуреченске (слалом, прыжки с трамплина, фигурное катание, хоккей и др.)
  3. Физкультурный праздник "Веселые старты в Междуреченске".
  4. Конкурс рисунков "Я спортсмен".

Апрель

  1. Рассказ воспитателя о заповеднике "Кузнецкий Алатау". Знакомство с растениями и животными родного края.
  2. Совместно с родителями и детьми сделать альбом "Животные нашей тайги".
  3. Целевая прогулка к реке Уса. Наблюдение за ледоходом.
  4. Лепка из пластилина "Кто живет у нас в тайге?".
  5. Праздник День Земли (22 апреля).

Май

  1. Экскурсия на аллею Ветеранов. Наблюдение за трудом взрослых по уборке и озеленению города.
  2. Встреча с интересным человеком - ветераном Великой Отечественной войны.
  3. Конкурс чтецов "Этот день победы".
  4. Высаживание рассады цветов на участке ДОУ.
  5. Составление альбома "Я и город".
  6. Подготовка к празднику "День города".

Результат проектной деятельности

  1. Расширяет представления ребенка о городе, в котором он живет.
  2. Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за свой город, уважение к его истории и людям, которые в нем живут.
  3. Развивает инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой, эстетический вкус.
  4. Заинтересованность родителей к проекту, истории области, города.
  5. Повышение профессионального мастерства педагогов.
  6. Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.