Использование современных технологий на внеклассном занятии по литературе в 7-х классах коррекционной школы VIII вида

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Цель урока:

Адаптировать литературное произведение и выявить пути формирования коммуникативных и образовательных компетенций.

Задачи:

  1. Обобщить полученные знания и расширить представления о значимости исторического значения Бородинской битвы.
  2. Совершенствовать умения работать в группе с литературным произведением.
  3. Коррекция и развитие мыслительных способностей.
  4. Воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине на ярких примерах героизма и храбрости русских воинов.

Учащиеся 7-х классов делятся на две команды.

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по изучению произведения М.Ю. Лермонтова “Бородино”. В этом произведении автор познакомил нас с одним из знаменательных мест сражений в Отечественной войне.

М.Ю. Лермонтов родился в год окончания этой войны, в 1812 г. Он с ранних лет слышал от гостей и родственников, которые являлись сами участниками этих сражений, рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа. Будучи еще маленьким, он с восхищением слушал рассказы об этом сражение от своего дяди, который был артиллеристом и сам участвовал в сражение под Бородино.

В июне 1812 года огромная армия французского императора Наполеона, покорившая всю Европу, вторглась в Россию. Французская армия вдвое превосходила русские войска, и они вынуждены были отступать. Наполеон надеялся быстро победить Россию, но его планы рушились. Чем дальше заходил он вглубь страны, тем меньше у него оставалось войска, а разгромить русских так и не удавалось.

Русские остались непобежденными, но остановить французов им не удалось. Москву пришлось отдать врагу. Но, сохранив русскую армию, Кутузов вскоре изгнал Наполеона из Москвы, и из России. Освобождая Европу, русские войска дошли до Парижа.

Более подробно вы будете изучать исторические факты этой воны на уроках истории.

А сейчас, я предлагаю вам посмотреть некоторые слайды этого сражения.

Презентация “Бородино”

Когда М.Ю. Лермонтов вырос и стал писателем, к 25 летию годовщины этой войны он пишет стихотворение о Бородинском сражение и героизме солдат. Свое произведение он пишет в форме рассказа солдата-артиллериста о битве, который проникнут гордостью за русских людей, их героизм. Он называет их “ Богатырями ” – которые на смерть стояли за свою Родину. Он восхищается солдатским мужеством своих собратьев, печалится по поводу погибших в бою.

Чтобы вы смогли легче проникнуть в атмосферу этого сражения, и почувствовать ее, я предлагаю вам посмотреть маленький фрагмент фильма, о сражение войск под Бородино.

Медео-фильм

(Показ сопровождается стихами – читает учитель)

..Металась битвы злая ярость,
Как вихрь, на запад и восток…
В единый грохот все сливалось,
Сплеталось все в один клубок…
В одном ряду – отцы и дети,
Дерзать и детям, и отцам!
И бил в лицо бессмертья ветер
На смерть идущим храбрецам…
И, жертвуя собою, смело
В огне сходились грудь на грудь…
“Ура!”– раскатисто гремело,
Победе расчищая путь

Сегодня мы проведем немного необычный урок в виде маленького сражения между двумя классами, по усвоению изученного материала М.Ю. Лермонтова “Бородино”

Перед вами, стоит задача, работать в группе, обобщать полученные на предыдущих уроках знания.

А как вы усвоили материал, выводы сделает наше справедливое жюри.

Представление членов жюри

Прошу капитанов выбрать и озвучить название своей команды.

(капитаны представляют свою команду)

I задание

– Сейчас каждой команде, будут заданы вопросы, на которые вы должны будете ответить. Оцениваться этот конкурс будет по трехбалльной системе.

(Вопросы воспроизводятся на слайдах)

1. Что означает название “Бородино”?
1. Сколько лет прошло с момента окончания Отечественной войны?

2. Кто такой “Мосье”?
2. Что такое “Бивак”?

3. Что такое “Кивер”?
3. С кем воевали Российские солдаты?

4. С каких слов солдат начинает свой ответ?
4. В какой форме построено стихотворение М.Ю. Лермонтова.

5. Кто возглавлял Российскую армию?
5. Кто такие “Уланы”?

Слово жюри

II задание

Каждой команде будут выданы разрезная картина – фрагмент этого сражения, вам необходимо:

  1. Собрать картину
  2. В тексте найти описание этого фрагмента
  3. И прочитать его.

Этот конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Слово жюри.

III задание

Командам раздают тесты.

Перед вами, стоит задача, выбрать правильный ответ из данных вариантов и обвести его кружочком.

Этот конкурс, оценивается, по трехбалльной системе.

ТЕСТ

1. Укажите тему стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”:

А. Непримиримое отношение автора к иноземным захватчикам.
Б. Поэтическое изображение подвига русского народа в войне 1812 года.
В. Рассказ старого солдата о войне 1812 года.

2. Кто является рассказчиком в стихотворении?

А. Автор.
Б. Солдат участник сражения.
В. Полковник.
Г. Молодой воин.

3. Кем был рассказчик в 1812 году?

А. Артиллеристом.
Б. Кавалеристом.

4. Когда было написано “Бородино”?

А. В ходе сражения.
Б. Сразу после битвы.
В. Через десять лет после сражения.
Г. Через двадцать пять лет после сражения.

5. Кто является главным героем произведения?

А. Рассказчик.
Б. Полковник.
В. Автор.
Г Народ.

6. Что такое диалог?

А. Развернутое высказывание одного лица.
Б. Разговор двух или более лиц.

7. Какие строки Лермонтова будут повторять защитники Москвы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.?

А. “Да, были люди в наше время... ”.
Б. “Пора добраться до картечи!”.
В. “Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали...!”.

IV задание

Следующее состязание – это, домашнее задание, вы должны были подготовить маленькую инсценировку из этого стихотворения. Оцениваться этот конкурс, будет по пятибалльной системе.

(Домашнее задание)

(Слайды – фото сражения)

Вы знаете, что в этом году у нас в стране отмечается 200– летие отечественной войне и Бородинского сражения. В честь этого, мы провели конкурс рисунков по тематике “Бородинская битва”. Эти рисунки перед вами на выставочном стенде. Ребята, активно приняли участие, и лучшие рисунки сейчас присутствуют на выставке. Мне хочется поблагодарить ребят за активное участие. А за лучшие рисунки наградить грамотами и маленькими подарками.

Рефлексия:

– Бородинская битва – это Победа или поражение?

– Легко ли далась побед

А сейчас я попрошу ребят ответить на несколько вопросов в анкете, о вашем впечатление от нашего урока.

– Интересны ли для вас, вот такие уроки?

– Какое впечатление, осталось от этого урока?

– Хотели бы вы, чтобы все уроки были такие?

– Было ли вам интересно на этом уроке?

– Получили вы новые знания на этом уроке?

Слово жюри – награждение.

Награждение грамотами.

Всем большое спасибо за плодотворную работу!