Цели: закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать игровое творчество, смекалку. Воспитывать бережное отношение к растениям. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы- описания, сказки, загадки.
Задачи:
- Для детей: Собрать фотографии, картинки с изображением лекарственных растений, загадки, стихи, рассказы о лекарственных растениях.
- Для педагогов: Отобрать нужную информацию, разучить стихи и песни с детьми. Организовать деятельность детей и родителей по группам.
- Для родителей: отобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений, изготовление газеты "Бабушкины рецепты", помощь в подборе информации.
Проект рассчитан на детей 6-7 лет и их родителей.
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители,
Продолжительность проекта 1 месяц.
Проблема: Ограниченные возможности детей в общении с природой.
Расширить представление детей о лекарственных растениях (экскурсии, наблюдения).
Планируемый результат: Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений.
Содержание проекта
Подготовительный этап:
Проведение в ДОУ семинара для педагогов, познакомить их с содержанием и методикой, целями и задачами проекта.
Обсудить, что могут сделать в рамках проекта воспитатели, музыкальный руководитель. Составление перспективного плана на месяц.
Воспитатели - главные действующие лица в организации работы.
Музыкальный руководитель - подбирает песни, музыкальные игры, связанные с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями - перед началом работы по проекту рассказываем родителям о целях и задачах, стараемся убедить их в необходимой помощи, серьезно относиться к исследованиям детей.
Подготовка материала и оборудования,
Для проведения исследования понадобиться:
- Тетради и альбом для оформления результатов наблюдений.
- Карандаши, фломастеры.
- Фотографии, иллюстрации с изображением лекарственных растений.
- Высушенные растения и плоды.
- Оборудование для приготовления салата и чая, посуда для дегустации.
Дети - перед началом работы по проекту проводим беседу о лекарственных растениях.
Цель - выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.
Освоение проекта
Разделить группу из 30 детей на три рабочие подгруппы.
1 подгруппа
- Сбор фотоматериала, иллюстраций с изображением лекарственных растений (с описанием).
2 подгруппа
- Оформление выставки "Наши зеленые друзья"
- Рисунки детей.
3 подгруппа
- Разучивание песен и стихотворений.
Мероприятия: чтение литературных произведений, беседы, занятие, экскурсия, наблюдения, рисование, дидактические игры, развлечение.
1. Чтение литературных произведений.
- Чтение отрывков из рассказа "Огород на опушке" А.Стрижева.
- Чтение А.Онегова "Тропинка полевая",
- Ю.Дмитриева "Кто в лесу живет и что в лесу растет",
- Н.Павловой "Загадки цветов",
- А.Плешакова "Зеленые страницы" и др.
- Заучивание загадок и стихов о растениях.
2. Беседы.
2.1. Беседа "Зеленая аптека"
Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения.
2.2. "Друг или враг".
Рассказать детям о многообразии растений, научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, а также с изображением вредных для здоровья человека растений.
3. Занятие "Лекарственные растения - средства оздоровления человека"
Цели: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные растения, гербарий лекарственных растений нашего района, чайник, стаканы, пакетики с лекарственными растениями, горячая вода.
Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание, приготовление травяных лекарственных напитков.
4. Экскурсия к подножию холмов.
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут около холмов (крапива, одуванчик, подорожник, пижма и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
5. Наблюдение "Наш верный друг - подорожник"
Цели: познакомить детей с лекарственным растением - подорожник, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: наблюдение проводится на участке детского сада где растет подорожник..
6. Дидактические игры.
6.1. Дидактическая игра "Вершки - корешки" - в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.
Материал: засушенные лекарственные растения (ромашка, крапива, подорожник, душица),
6.2. Дидактическая игра "Узнай растение" - упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
Материал: разные виды лекарственных растений (душица, пижма, подорожник, ромашка, чистотел), отдельные части лекарственных растений (стебель, корень, листья).
6.3. Дидактическое упражнение "Определи по запаху" (мята, душица и др.) - упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки.
Действия: дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху, определяют, какое растение находится в мешочке.
7. Презентация детских рисунков "Наши зеленые помощники".
8. Детский праздник "Юные натуралисты" конспект прилагается.
Экологический праздник "Юные натуралисты"
Подготовительная группа
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях, о том, какую пользу приносят они человеку.
Участники: две команды детей, болельщики - родители, жюри, ведущая - воспитатель.
Оборудование: элементы туристического снаряжения; аптечка; высушенные растения и их плоды; иллюстрации с изображением съедобных и лекарственных дикорастущих растений; оборудование для приготовления салата, чая, посуда для дегустации; спортивный инвентарь.
В.: Решили, в поход идем, но во время похода нужно выполнить несколько заданий бабушки - травницы.
Задание 1. Игра "Собери рюкзак".
В.: Представьте, что вы собираетесь в поход. Из предложенного материала вы должны отобрать вещи, которые вы возьмете с собой. Каждая команда собирает вещи для одного рюкзака.
Задание для капитанов. Капитаны команд вместе с жюри проверяют результаты и оценивают работу.
Задание 2. Решение проблемной ситуации:
В.: "В результате загадочных обстоятельств продукты питания и аптечка исчезли. Можно ли обойтись без продуктов питания? Если да, то каким образом? (Задание для одной команды.)
В.: Можно ли обойтись без аптечки. Если да, то какой выход вы предлагаете?
(Задание второй команде.)
Задание 3. Игра "Цепочка слов".
В.: Назовите (по очереди) названия съедобных видов дикорастущих растений. Выигрывает та команда, которая заканчивает цепочку.
Задание 4.
В.: Из предложенного материала (живые растения) отберите съедобные виды растений и разложите в соответствии с карточками - символами: салатника - травы, из которых готовят салат, чайника - травы, из которых заваривают чай.
Задание 5. Дидактическая игра "Узнай по запаху".
В.: В коробочках с отверстиями в крышках приготовлены растения. Предложить по запаху узнать растение и назвать его.
Привал. Игры - эстафеты: "Перевозка арбузов".
Задание 6. Игра "Собери растение".
В.: Каждой команде предлагается собрать одно или два растения из отдельно нарисованных частей.
Задание 7. Проблемная ситуация "Как оказать помощь?".
В.: Во время похода бывают разные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. Отберите травы, которые можно использовать при порезах (листья крапивы и чистотела).
В.: Отберите травы, которые могут помочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листья подорожника).
Каждая команда выполняет свое задание.
Задание 8. Творческое задание "Нарисуй знак".
В.: Каждой команде придумать и нарисовать знак на одно из знакомых ядовитых растений.
Можно привлечь к помощи родителей.
Задание 9. Приготовление салата на основе листьев щавеля, одуванчика.
Жюри оценивают выполненную работу, победителям вручается грамота "Юного натуралиста".