Цель:
- Продолжать развивать интерес к экспериментальной деятельности с использованием различных материалов.
- Развивать познавательный интерес .
- Учить видеть красоту окружающего мира.
- Развитие связной речи, сенсорных способностей, обогащение словарного запаса.
Программное содержание:
- Систематизировать знания детей о воде (о трех ее состояниях, о том, откуда берут воду, о круговороте воды в природе), используя опытную деятельность.
- Учить составлять описание объекта природы, используя опорную схему.
- Продолжать учить делать выводы и умозаключения.
- Развивать мышление, внимание, речь.
- Способствовать развитию познавательного интереса к неживой природе, используя
- произведения народного творчества.
- Продолжать развивать связную речь, умение следить за звукопроизношением.
- Закреплять умения детей выделять звук из слова.
- Воспитывать бережное отношение к воде. Стремление совершать добрые дела.
- Продолжать воспитывать чувственные ощущения детей: тактильные, зрительные, слуховые.
- Развивать художественно - эстетический вкус детей.
Методы и приемы:
- наглядные (иллюстрации, схемы,показ действий),
- сюрпризный момент, словесные (объяснение, загадки,
- пословицы, вопросы, ответы, рассуждение), проблемные
- ситуации, использование технических средств обучения,
- поощрение, выделение звука из слова, проведение опытов,
- мотивация, использование эмблем, проговаривание слов
- хором с одновременным выполнением движений.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: Аудиозапись с шумом воды и песней "Синяя вода", иллюстрации: остров, замок Волшебницы Воды, папка - раскладушка; схемы для описания признаков воды и круговорота капли в природе, схема кроссворда, 3 пластиковых бутылочки: с минеральной, грязной водой и водой из-под крана; мешочек; Предметы: деревянная лодка, бумажная лодка, ложки (металлическая и деревянная), вилка, линейка, спичка, гайка, нож, шарик воздушный, мяч, гвоздь, ножницы; 3 стакана , ванночка, снежинки, кусочки льда; "родник", телевизор, видеомагнитофон.
Раздаточный: Эмблемы (капельки), картинки в конверте :деревянная лодка, ложка металлическая и деревянная, вилка, линейка, спичка, гайка, нож, шарик воздушный, мяч, гвоздь, ножницы; снежинки; бумажные тарелки (фиолетовая и белая)
Ход занятия
Организационный момент.
Дети приветствуют гостей и рассаживаются за столы. Педагог обращает внимание на осанку детей.
Пед.: Добрый день, дорогие гости, дети! Дети, давайте расскажем нашим гостям как называется наша группа.
Дети: Родничок.
Пед.: Правильно, а вы знаете, что это, наверное, неспроста. Сегодня мы с вами поговорим:А вот о чем, вы узнаете, если разгадаете кроссворд. (на доску вывешивается схема кроссворда)
Первую букву вы узнаете, если назовете звук, который стоит в середине слова "совок".
Дети: Звук "в".
Пед.: Правильно, первая буква неизвестного слова - буква "В" (педагог вписывает синим маркером данную букву в 1-ую клетку кроссворда)
Пед.: Вторая буква спряталась в слове "гром". Выделите звук, который находится в середине этого слова.
Дети: Звук "о".
Пед.: Звук "о", во 2-ой клетке нашего кроссворда напишем букву "О". (педагог вписывает красным маркером названную букву)
Пед.: Следующий звук спрятался в начале слова "дорога". Какой это звук?
Дети: Звук "д".
Пед.: Значит буква "д" встанет рядом с буквой "О".(вписывает букву "Д" синим маркером.)
Пед.: Хорошо, а последняя буква и звук спрятались в слове "мама".
Какой звук стоит и в середине и в конце этого слова?
Дети: Звук "А", буква "А" будет последняя в этом слове.
Пед.: А теперь давайте прочтем все слово. (один ребенок читает слово, написанное в кроссворде). Молодцы! Сегодня у нас необычный день - день волшебной воды. Почему волшебной? Да, потому что вода бывает разной. Она многое может. Что может вода?
Дети: Вода может течь, может биться о камни, может журчать.
Пед.: Вот какая вода разная. Давайте мы с вами расскажем о ее свойствах, опираясь на эту схему. (на доску помещается опорная схема).
Дети рассказывают о свойствах воды, при необходимости педагог оказывает помощь.
Дети: Вода прозрачная, не имеет запаха, ее можно попробовать на вкус - она безвкусная.
Пед.: Хорошо, а сейчас мы посмотрим отрывок из фильма о воде.
Дети просматривают небольшой отрывок видеофильма о круговороте воды в природе.
Пед.: Вот какая вода бывает разная и что она может делать. А какую песенку поет вода, когда струится из крана? (педагог показывает картинку с изображением крана)
Дети: С-с-с.
Пед.: А когда она бьется о камни (показывает иллюстрацию с изображением моря), какую песенку поет?
Дети: Ш-ш-ш.
Пед.: Слышите? (звучит аудиозапись с журчанием воды). Раз вода волшебная, значит, есть и Волшебница Вода. Вот сегодня ее дочурки - снежинки передали грустную весть: в царстве Волшебницы Воды высох родник. Как вы думаете, почему это произошло?
Дети: потому что люди набросали туда мусор, осушили его и т. д.
Пед.: А для того, чтобы родник ожил не хватает несколько капелек. Как же нам ей помочь?
Дети предлагают варианты.
Пед.: А давайте мы вами превратимся в капельки и отправимся в это царство Воды. Сейчас я вас превращу вас в "капельки" и мы отправимся в путь. Но в капельку превратится тот, кто назовет пословицу о воде.( дети называют пословицы, педагог надевает эмблемы с изображением капельки)
- "Что в воду упало, то пропало"
- "И в хорошей воде утонуть можно"
- "От огня вода ключом кипит, а водою и огонь заливают"
- "Заработала вода, загудели провода"
- "Решетом воду не черпают"
- "Хлеб вскормит, вода вспоит"
- "Что за беда, коли пьется вода"
- "Мельница сильна водою"
- "Вода и землю точит, и камень долбит"
- "Чище мойся, воды не бойся"
- "Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть"
- "Рыбам - вода, птицам - воздух, а человеку - вся земля"
Пед.: Пора капелькам отправляться в путь. А давайте мы расскажем какой путь проходит капелька? (выставляется схема "Путь капельки)
Дети с опорой на схему рассказывают о круговороте капельки в природе.
Пед.:Ну что ж, пора и нам в путь-дорогу. (дети встают около своих столов и легким бегом выстраиваются в круг, звучит музыка журчания воды.) Собрались капельки все вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Текла, текла река и попала в большое море.
Проводится игра "Море волнуется"
(дети стоят в кругу, держатся за руки.
"Море волнуется - раз, (раскачивают руки все вместе)
Море волнуется - два,
Море волнуется - три,
Морская фигура на месте замри" (замирают в одной позе).
После игры дети рассаживаются за столы.
Пед.: Капельки поплыли дальше и приплыли на остров (на доску вывешивается картинка с изображением острова с водой) А жители этого острова хотят переплыть на другой остров, но не знают, что выбрать. На чем им лучше переплыть: на деревянной лодке (педагог показывает предмет) или на бумажной (показать предмет)? Как вы думаете? Почему?
Дети: на деревянной лодке лучше плыть, потому что она не утонет. Бумажная лодка может намокнуть и утонуть.
Пед.: Молодцы! Помогли жителям переплыть на другой остров. А сейчас мы с вами поиграем в игру "Тонет - не тонет". У вас на стола в конвертах лежат картинки. Разложите их перед собой. Какие предметы изображены на них. (один ребенок перечисляет предметы). Еще у вас на столе есть 2 тарелочки: фиолетовая и белая. Вам сейчас нужно разложить их следующим образом: на фиолетовую тарелочку положить картинки с предметами, которые не утонут, а на белую - которые утонут.
Дети выполняют задание. После выполнения задания педагог опрашивает 2-3 детей, при этом дети объясняют свой результат.
Пед.: А сейчас мы проверим в действительности, какие предметы тонут, а какие нет. (дети выстраиваются полукругом около стола для проведения опыта). У меня здесь имеются точно такие же предметы. Сейчас мы их будем опускать в воду и наблюдать, что с ними произойдет. (каждый ребенок по очереди опускает предмет в воду).
После проведения опыта дети садятся на места и проверяют правильность выполнения задания, исправляют ошибки.
Пед.: Вот какая Волшебница Вода - она дружит только с легкими предметами. Ну что же, пора нам плыть дальше. Ой, посмотрите, за то, что мы выручили жителей острова, они нам подарили подарок. Но что в нем я не знаю, хотите узнать?
Дети: Да, хотим.
Пед.: Тогда скажите, где можно взять воду?
Дети: Из реки, из крана, из моря.
Пед.: Правильно, а где самая вкусная вода?
Дети: В роднике.
Педагог достает из мешочка 3 бутылочки: с минеральной, грязной, водой из-под крана.
Пед.: Какую воду вы могли бы выпить сразу?
Дети: Минеральную.
Пед.: Почему? (дети дают свои ответы). А можно пить грязную воду? Почему? (ответы детей) Молодцы! А теперь нам пора отдохнуть.
Дети выстраиваются в круг и выполняют движения под музыку песни "Синяя вода" (Сл. Ю. Энтина, Муз. В. Шаинского.)
Синяя вода | волнообразные движения рук на уровне груди в стороны. |
Поле без следа Без конца и края. |
кружимся на месте |
Синяя вода, Ты спешишь куда? ты спешишь куда? |
волнообразные движения рук присели, обхватили руками плечи |
К морю синему, Там, где волны сильные, |
встали, руки вытянули вверх |
Там, где волны сильные Плещутся всегда |
волнообразные движения рук на уровне груди впереди |
К морю синему Поскорей, неси меня, |
кружимся на месте |
Поскорей, неси меня, Синяя вода. |
присели, обхватили плечи руками |
После физкультминутки дети садятся за свои столы.
Пед.: Пока мы отдыхали, становится все холоднее и холоднее. Капельки тесно прижались друг к другу, чтобы было теплее и превратились: (лед). (педагог показывает кусочек льда). Что такое лед?
Дети: лед - это замерзшая вода.
Пед.: Но чтобы спасти родничок, нам нужны капельки, а не льдинки. Что же нам делать, как превратить льдинки в капельки.
Дети высказывают свои предложения.
Предложить детям погреть в руках, сказать волшебные слова "Пожалуйста".
Пед.: А у нас есть помощница вода, 3 ее сестры:
В 1-м стакане, с красным прямоугольником - горячая вода,
Во 2-м, с зеленым прямоугольником - теплая вода,
В 3-м, с синим прямоугольником - холодная вода.
Как вы думаете, куда нам лучше опустить лед, чтобы он побыстрее растаял?
Дети: В горячую.
Педагог опускает в каждый стакан по кусочку льда.
Пед.: Пока Волшебница Вода нам помогает, я хочу узнать, как вы умеете отгадывать загадки о воде. За каждый правильный ответ вы будете получать по снежинке.
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошла искать их днем - ищем, ищем - не найдем. (Роса)Ждали, звали, а показался - все прочь побежали. (Дождь)
С неба - звездой, на ладошку - водой. (Снег)
Надо мною, над тобою пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез. (Туча)Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня. (Ручеек)Дождь без туч, без облаков целый день идти готов. (Душ)
Посреди поля лежит озеро, стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)
После отгадывания загадок подведение итогов, у кого большее количество снежинок.
Пед.: Молодцы! А пока мы с вами отгадывали загадки, льдинки таяли в воде. Давайте посмотрим, где лед быстрее растаял. Почему так произошло?
(дети рассматривают и объясняют свои ответы.)
Пед.: Вот и растаяли льдинки при помощи одной из сестер и превратились они в капельки. А вот и царство Волшебницы Воды. (на доску помещается рисунок с изображением замка) и родничок (Макет родника) , к которому мы торопились, но посмотрите-ка он еще не ожил. Давайте протянем к нему свои ладони и попросим его: (дети вместе с педагогом произносят слова) Раз, два, три, родничок оживи. Раз, два, три, родничок, пожалуйста, оживи.
"Родничок" начинает течь.
Пед.: Вот как мы капельки помогли нашему родничку. (Раздается стук)
Кто это там?
Входит Волшебница Вода. Благодарит детей за помощь и вручает подарки.