Методические материалы к авторской программе "Изобразительное искусство и основы художественной культуры". 1-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 1


Сводная таблица целей и задач уроков по изобразительному искусству в 1-м классе

№ и тема урока

Видеть

Понимать

Создавать

1. Учимся наблюдать. Какое бывает небо? – Видеть и воспринимать красоту мира с радостью и любовью. – Понимать значение этой красоты не только умом, но и сердцем – Учиться создавать красоту с радостью и любовью.
2.Учимся любоваться.

Что такое красота?

– Видеть и воспринимать красоту мира с радостью и любовью. – Понимать значение этой красоты не только умом, но и сердцем – Учиться создавать красоту с радостью и любовью.
3. Зачем люди рисуют? Художник и зрители. – Видеть и воспринимать красоту мира с радостью и любовью. – Понимать значение этой красоты не только умом, но и сердцем – Учиться создавать красоту с радостью и любовью.
4. Материалы Художника-живописца. – Видеть взаимосвязь цвета, эмоций, чувств и настроения.

– Видеть красоту и богатство цвета в природе и в работах   художников-живописцев.

Расширение диапазона цветовой чувствительности и зрительных представлений у ребёнка.

– Живопись – это искусство писать жизнь (один из видов изобразительного искусства).

Цвет – главное  выразительное средство.

– Название красок и их особенности.

– Название цветов и  умение их различать.

– Бумага для живописи.

– Кисти разного размера и формы. Назначение палитры, тряпочки.

– Подготовка рабочего места.

– Подготовка красок к работе. (Гуашь или акварель).

– Использование тряпочки и палитры.

– Работа кисточками разного размера и формы.

– Проведение прямых и волнистых линий, точек, кругов, капелек в разных направлениях и разного размера.

5. Основные и составные цвета.

Цветовой круг и радуга.

– Видеть взаимосвязь цвета, эмоций, чувств и настроения.

– Видеть красоту и   богатство цвета в  природе и в работах   художников-живописцев.

Расширение диапазона цветовой чувствительности и зрительных представлений у ребёнка.

– Основные цвета: красный, синий, жёлтый.

– Составные цвета и их получение из основных: оранжевый, зелёный, фиолетовый.

– Порядок расположения цветов в радуге

(7 цветов) и цветовом круге (6-12 цветов).

– Используя 3 основных цвета получить различные составные цвета при помощи палитры, приёма лессировки (для акварели), оптического смешения цветов.

– Совершенствовать приёмы работы кистью (кончиком, плоскостью и т.д.), освоить приём заливки.

6. Тёплые и холодные цвета. Совершенствование приёмов работы кистью. – Видеть взаимосвязь цвета, эмоций, чувств и настроения.

– Видеть красоту и   богатство цвета в  природе и в работах художников-живописцев.

Расширение диапазона цветовой чувствительности у ребёнка.

– Деление цветов на  тёплые и холодные.

– Влияние тёплых и  холодных цветов на эмоциональное состояние человека.

Цвет – главное выразительное средство в живописи.

– Выполнять заливку  акварелью на большой плоскости широкой мягкой кистью.

– Совершенствовать приёмы работы кистью.

– Использовать в работе палитру и тряпочку.

7. В стране Графики. Линия, штрихи,   пятно – выразительные средства графики.

Рисунок линией.

– Видеть взаимосвязь линий и настроения. – Видеть многообразие линий в природе и работах художников-графиков

– Обогащение зрительных представлений о рисунке.

– Выразительные средства графики: линия, штрихи, пятно, точка и их возможности

– Материалы художника-графика и их выразительные возможности: простой карандаш, ручка, линер и резинка.

– Подготовка карандаша к работе.

– Работа простым карандашом: тонкая и толстая линии, линии в разных направлениях, штриховка, растушёвка.

– Выполнение рисунков карандашом и ручкой на больших и маленьких форматах.

8. Штрихи и их возможности. Рисунки штрихами. – Видеть взаимосвязь линий и настроения.

– Видеть многообразие линий в природе и работах художников-графиков

– Обогащение зрительных представлений о рисунке.

– Видеть выразительные возможности штриха.

– Характер штриха и его влияние на настроение произведения, передачу материальности изображённых объектов.

– Значение характера штриха при передаче фактуры объекта.

– Отличие линейных рисунков от рисунков штрихами, их разные выразительные  возможности.

– Отрабатывать умение штриховать в разных направлениях.

– Выполнять рисунки,   используя различные  виды штрихов на большом, среднем и малом форматах.

– Использовать в работах простые и цветные карандаши, ручку или линер.

9. Как работает пятно? Контур и силуэт. Рисунок пятном. – Видеть взаимосвязь линий и настроения.

– Видеть многообразие линий в природе и работах художников-графиков.

– Обогащение зрительных представлений о рисунке.

– Видеть выразительные возможности пятна.

– Пятно в природе (тени, предметы против света и т.п.) и в работах художников-графиков.

– Выразительность формы пятна.

– Представление о силуэте и контуре в графике.

– Представление о контрасте: тёмное и светлое, белое и чёрное.

– Уметь работать мягкими графическими материалами: углём, соусом, сангиной.

– Использовать для  силуэтных рисунков тушь (чёрную акварель) и кисть (палочку), цветную бумагу и ножницы, простой карандаш и резинку.

– Использовать контрасты в работе.

10. Цвет и тон в графике. Знакомство с ахроматическими  цветами: чёрным, белым и серым. – Обогащение зрительных представлений о рисунке.

– Выразительные  возможности чёрного, белого и серого – ахроматических цветов.

– Многообразие тонов в природе и работах   художников-графиков

Цвет и тон.

– Ахроматические цвета и хроматические цвета.

– Влияние ахроматических цветов на хроматические при смешивании.

– Понимать гармонию  сочетания разных выразительных средств в одной работе.

– Выполнять рисунки, используя различные тона от белого до серого.

– Отрабатывать умения работать графическими материалами.

11. В гостях у Скульптора. Его материалы, работа и произведения.

Выразительные средства скульптуры.

– Красоту природных форм.

– Выразительность народных скульптур  (игрушек).

– Многообразие объёмных форм в природе.

– Выразительные возможности скульптурных материалов.

– Красоту пропорциональных отношений.

– Объём, форма, размер, фактура – выразительные средства скульптуры.

– Отличие выразительных возможностей скульптуры от живописи и графики.

– Виды скульптуры: круглая и рельеф.

– Создавать из доступных материалов: пластилина, глины, фольги, проволоки, бумаги малые скульптурные формы.

– Материал на выбор учителя.

12. Удивительная  бумага. Выразительные возможности бумаги. Сказка из бумаги. – Красоту и новые возможности привычного материала – бумаги.

– Сходство природных образов с бумажными фигурками и условность их изображения.

– Развитие глазомера и мелкой моторики.

– Различать сгиб, изгиб, закручивание, надрезы и соединения при работе с бумажными полосками. – Освоить и применять на практике технические приёмы работы с бумагой.

– Создавать новые фигурки на базе известных форм.

13. Смешанные техники: восковые мелки и акварель. – Выразительные возможности комбинирования разных художественных материалов в одной работе.

– Красоту природных форм.

– Смешанная техника это использование разных художественных материалов в одной работе.

– Смысл работы художника – поиск красоты, размышления и передача своих мыслей, чувств, настроения зрителям через свои произведения.

– Познакомиться со смешанной техникой: восковые мелки и  акварель, в процессе   выполнения творческой работы.

– Использовать выразительные возможности обоих материалов для реализации замысла.

14. Виды изобразительного искусства и их выразительные средства. – Формировать культуру восприятия произведений изобразительного искусства:

– а) Определять общее настроение картины.

– б) Внимательно рассматривать детали картины.

– в) Вырабатывать цельность видения. – г) Получать положительные эмоции от общения с произведениями искусства.

– д) Узнавать виды изобразительного искусства.

– Различие и сходство видов изобразительного искусства: живопись, графика и скульптура.

– Выразительные средства каждого вида.

– Передавать своё настроение с помощью живописных и графических выразительных средств.

– Научиться оформлять свои работы небольшого формата в виде открытки.

15. Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. – Формировать культуру восприятия произведений изобразительного искусства:

– а) Определять общее настроение картины.

– б) Внимательно рассматривать детали картины.

– в) Вырабатывать цельность видения.

– г) Получать положительные эмоции от общения с произведениями искусства.

– д) Узнавать жанры  изобразительного   искусства.

– Особенности жанров  портрета, пейзажа,  натюрморта в живописи и графике. – Изображать фигуру  человека в зимней  одежде.

– Строить композицию портрета в полный рост.

16. В гостях у Фантазии. Приёмы создания нового: сложение, изменение цвета и формы, оживление и наоборот. – Видеть необычное в обычном. – Приёмы создания нового: изменение цвета и формы,сложение, оживление и наоборот. – Творческую композицию по самостоятельному замыслу.
17. Сказки, созданные природой и фантазия человека. Симметрия и асимметрия. – Симметричные и асимметричные формы в природе, их красоту и выразительность.

– Обогащение зрительных представлений ребёнка, развитие ассоциативного мышления.

– Симметрия и асимметрия в природе, ось симметрии. – Изображение симметричных форм с помощью оси симметрии в технике монотипия.
18-19. Пейзаж и художники-пейзажисты. Сказка снега и деревьев. Рисуем зимний пейзаж. – Красоту русской природы.

– Эмоциональные состояния картин пейзажей Левитана, Шишкина, Саврасова.

– Созвучие настроения пейзажей и литературных произведений (стихов о природе русских поэтов – Пушкина, Есенина, Фета, Тютчева и других по выбору учителя).

– Законы линейной перспективы:

а) ближе больше, дальше меньше.

б) ближние предметы загораживают, дальние загораживаются.

– Законы воздушной перспективы:

а) ближе ярче, дальше бледнее.

б) линия горизонта.

в) ближний (первый), средний (второй) и дальний (третий) планы в жизни и на картине.

– Выполнять построение пейзажа с учётом основных законов перспективы.

– Передавать настроение природы при изображении зимнего пейзажа, используя известные выразительные средства живописи и графики.

20-21. Анималистический жанр и художники-анималисты. Сказка зверей и птиц. Рисуем животных. – Красоту и характер движений животных, особенности пропорций разных животных

– Как художники-анималисты передают настроение зверей и птиц в своих работах.

– Особенности анималистического жанра.

– Общее и различное при изображении разных животных.

– Знакомство с творчеством художников Е.Чарушина и Б.Ватагина. Отличие наброска от картины.

– Изображать животных и птиц, используя приём от пятна различными художественными материалами.

– Освоить способы передачи фактуры поверхности (мех, перья) различными материалами.

– Выполнять наброски.

22-23. Портреты и художник-портретист.

Как нарисовать лицо человека? Рисуем портреты сказочных героев.

– Наблюдать за изменениями мимики лица человека при различных эмоциональных состояниях.

– Видеть красоту человека, зависимость красоты внешней от характера, состояния души и мыслей человека.

– Взаимосвязь внутренней и внешней красоты человека, смысл работы художника-портретиста и особенности портрета как жанра изобразительного искусства.

– Знакомство с творчеством художников-портретистов.

– Правила изображения симметричных форм.

– Строить лицо человека с помощью схемы (простой вариант).

– Передавать характер, настроение и мысли человека с помощью выразительных средств различных видов изобразительного  искусства и собственных наблюдений.

24-25. Сказочно-мифологический жанр. Художники-сказочники. Иллюстрация. Нарисуй свою сказку. – Необычное в обычном.

– Видеть духовное начало в окружающей нас природе (в цветке, дереве, ручейке, ветерке). Она живая – наша Земля!

– Любоваться творениями Природы.

– Дать понятие сказочно-мифологического жанра.

– Выделить способы превращения обычного в сказочное (см. ступени Волшебства).

– “Иллюстрация” – как часть сказочномифологического жанра

– Создать свою сказку (Образ своей мечты, своего желания).

– Создать иллюстрацию к любимой сказке.

– Мечтать, фантазировать.

26-27. Натюрморт – тихая жизнь вещей. Как рисовать предметы. Натюрморт с настроением – Красоту и выразительность формы различных бытовых предметов, цветов, овощей и фруктов. – Знакомство с натюрмортом, как жанром изобразительного искусства.

– Способы передачи положения предметов.

– Цвет – как средство выразительности.

– Способы составления композиции из различных по форме предметов.

– Изображать простые по форме предметы без передачи объёма.

– Передавать отношения предметов в пространстве:

а) Ближе – ниже уровень.

б) Дальше – выше в рисунке.

– Создавать настроение в работе, используя цвет.

28. В гостях у Дизайнера. Создаём проект игрушки. – Красоту и выразительность формы игрушки. – Связь формы игрушки с цветом и назначением (функцией). – Изображать простые по форме предметы с натуры или по представлению.
29. В гостях у Архитектора. Человек строит сказку. Рисуем сказочную избушку. – Красоту и выразительность архитектурных форм. – Познакомиться с архитектурой на примерах.

– С работой художника-архитектора и его правилами:

Польза, Прочность, Красота.

– Создать проект сказочной избушки.
30. Человек строит сказку. Рисуем сказочный дворец. – Красоту и выразительность архитектурных форм. – Познакомиться с архитектурой на примерах.

– С работой художника-архитектора и его правилами: Польза, Прочность, Красота.

– Создать проект сказочного дворца.

Приложение